Цели:
- Обобщить и систематизировать знания детей об основных видах животных.
- Выявить важнейшие характерные признаки этих групп.
- Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
- Создать условия психологической комфортности каждого ученика.
- Воспитывать доверительное отношение, чувство взаимопомощи, поддержки.
Оборудование: маски-шапочки с изображением различных животных, природный материал, опорные схемы и раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как у вас (дети раскрашивают).
- Покажите своих пушистиков.
- Я очень рада, что большинство ребят пришли на урок с хорошим настроением.
- Сегодня на уроке мы вновь окунёмся в удивительный мир природы.
“Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой книге прочитаны только первые страницы”, - писал Д.И. Писарев.
- Сегодня вы не просто ученики, а ученики лесной школы. Кто учится в этой школе? (Животные)
- Итак, раз, два, три – мы превращаемся в животных (дети надевают маски-шапочки; звучит музыка природы).
Дети сидят группами.
- У каждой группы на столе коробочки с фишками. За каждый правильный ответ вы сами берёте фишку.
II. Проверка домашнего задания.
- Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О растениях)
- Определите, какие растения лежат у вас на парте и разделите их на группы (у каждой группы веточки: берёзы, тополя, малины, голубики, клевера).
- Если кому-либо будет нужна помощь, поднимите руку.
- На какие группы разделили растения? (На деревья: тополь, берёза; кустарники: малина, голубика; травы: клевер.)
- Почему тополь и берёза деревья? Докажите.
- Почему голубика и малина кустарники? Докажите.
- Клевер – трава?
- Какой вывод можно сделать? (На доске открывается схема)
РАСТЕНИЯ
Физминутка-релаксация.
Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы дерево. Ноги – корни – крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело – ровен и гибок, слегка покачивается. Ветви – руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья – пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе и спокойны. У вас всё получится.
III. Выход на тему урока.
- Сегодня на уроке мы будем продолжать тренировать свой ум, думать вместе, выполнять интересные задания и отвечать на вопрос Почемучки.
- С чего начнём? (На доске – этапы урока. Под каждой табличкой задания, которые закрыты. Ученики сами выбирают каждый следующий этап урока.)
IV. “Тренируй свой ум”.
Задание № 1. “Найди лишнее”.
А) Волк, берёза, лиса, енот;
Б) Комар, муха, ёжик, бабочка;
В) Ворона, дятел, окунь, голубь.
Задание № 2. Соедините животное и вид жилища. Установите соответствие.
волк белка
ласточка
щука
собака
гнездо улей
река
дупло
нора
Найдите лишнее животное. Кто остался без дома?
“Интересное задание”
- Кто уже догодался о том, какая сегодня тема урока?
Чтобы убедиться прав ли (имя) давайте разгадаем кроссворд (у каждого на парте лист с кроссвордом).
V. Изучение нового материала.
VI. “Вопрос Почемучки”.
- Ребята, Почемучка приготовил нам вопрос (на доске вопрос: Почему всех животных разделили на группы и по каким признакам?).
- Встаньте. У меня в руках изображения разных животных (лягушка, шмель, тигр, змея, рыба, иволга). Показываю животных и кладу на столы.
- Каждый из вас должен найти свою семью и сесть вместе, образуя группы (ученики сами меняются местами, образуя группы).
“Подумаем вместе” - посмотрите на свою группу. Чем ваша группа отличается от других по количеству ног и покровам? Как можно назвать вашу группу? В каждой группе есть консультант (называю его).
- Если ваша группа затрудняется ответить, обращайтесь за помощью к консультанту (по ходу работы составляется таблица).
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ ЗВЕРИ
ПТИЦЫ
РЫБЫ
НАСЕКОМЫЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
количество ног и покровы четыре ноги шерсть
две ноги, два крыла, шерсть
плавники, чешуя
шесть ног
четыре ноги, голая кожа
четыре ноги, роговые чешуйки
Консультант делает вывод по каждой группе.
- Итак, какой вывод можно сделать?(Обращаюсь к таблице)
Всех животных разделили на 6 групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся по количеству ног и покровам.
- Наука, изучающая животных – называется ЗООЛОГИЕЙ (вывешивается карточка).
VII. Закрепление изученного.
- Видеосюжеты о животных (после каждого сюжета ученики определяют к какой группе относится животное и почему).
- Необычные факты о животных (сообщают дети).
VIII. Итог урока – почему же всех животных разделили на группы и по каким признакам?
Определение лучших учеников лесной школы (возвращение из лесной школы).
IX. Домашнее задание.
Составить кроссворд или подобрать загадки о животных.