Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Какие бывают животные"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об основных видах животных.
  2. Выявить важнейшие характерные признаки этих групп.
  3. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
  4. Создать условия психологической комфортности каждого ученика.
  5. Воспитывать доверительное отношение, чувство взаимопомощи, поддержки.

Оборудование: маски-шапочки с изображением различных животных, природный материал, опорные схемы и раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как у вас (дети раскрашивают).

- Покажите своих пушистиков.

- Я очень рада, что большинство ребят пришли на урок с хорошим настроением.

- Сегодня на уроке мы вновь окунёмся в удивительный мир природы.

“Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой книге прочитаны только первые страницы”, - писал Д.И. Писарев.

- Сегодня вы не просто ученики, а ученики лесной школы. Кто учится в этой школе? (Животные)

- Итак, раз, два, три – мы превращаемся в животных (дети надевают маски-шапочки; звучит музыка природы).

Дети сидят группами.

- У каждой группы на столе коробочки с фишками. За каждый правильный ответ вы сами берёте фишку.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О растениях)

- Определите, какие растения лежат у вас на парте и разделите их на группы (у каждой группы веточки: берёзы, тополя, малины, голубики, клевера).

- Если кому-либо будет нужна помощь, поднимите руку.

- На какие группы разделили растения? (На деревья: тополь, берёза; кустарники: малина, голубика; травы: клевер.)

- Почему тополь и берёза деревья? Докажите.

- Почему голубика и малина кустарники? Докажите.

- Клевер – трава?

- Какой вывод можно сделать? (На доске открывается схема)

    РАСТЕНИЯ

Физминутка-релаксация.

Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены. Закройте глаза. Представьте, что вы дерево. Ноги – корни – крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело – ровен и гибок, слегка покачивается. Ветви – руки – свободно “колышутся” вдоль ствола, листья – пальцы – легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона – голова – чиста и свежа. Вы – прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе и спокойны. У вас всё получится.

III. Выход на тему урока.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать тренировать свой ум, думать вместе, выполнять интересные задания и отвечать на вопрос Почемучки.

- С чего начнём? (На доске – этапы урока. Под каждой табличкой задания, которые закрыты. Ученики сами выбирают каждый следующий этап урока.)

IV. “Тренируй свой ум”.

Задание № 1. “Найди лишнее”.

    А) Волк, берёза, лиса, енот;

    Б) Комар, муха, ёжик, бабочка;

    В) Ворона, дятел, окунь, голубь.

Задание № 2. Соедините животное и вид жилища. Установите соответствие.

волк

белка

ласточка

щука

собака

гнездо

улей

река

дупло

нора

Найдите лишнее животное. Кто остался без дома?

“Интересное задание”

- Кто уже догодался о том, какая сегодня тема урока?

Чтобы убедиться прав ли (имя) давайте разгадаем кроссворд (у каждого на парте лист с кроссвордом).

V. Изучение нового материала.

VI. “Вопрос Почемучки”.

- Ребята, Почемучка приготовил нам вопрос (на доске вопрос: Почему всех животных разделили на группы и по каким признакам?).

- Встаньте. У меня в руках изображения разных животных (лягушка, шмель, тигр, змея, рыба, иволга). Показываю животных и кладу на столы.

- Каждый из вас должен найти свою семью и сесть вместе, образуя группы (ученики сами меняются местами, образуя группы).

“Подумаем вместе” - посмотрите на свою группу. Чем ваша группа отличается от других по количеству ног и покровам? Как можно назвать вашу группу? В каждой группе есть консультант (называю его).

- Если ваша группа затрудняется ответить, обращайтесь за помощью к консультанту (по ходу работы составляется таблица).

НАЗВАНИЕ ГРУППЫ

ЗВЕРИ

ПТИЦЫ

РЫБЫ

НАСЕКОМЫЕ

ЗЕМНОВОДНЫЕ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

количество ног и покровы

четыре ноги шерсть

две ноги, два крыла, шерсть

плавники, чешуя

шесть ног

четыре ноги, голая кожа

четыре ноги, роговые чешуйки

Консультант делает вывод по каждой группе.

- Итак, какой вывод можно сделать?(Обращаюсь к таблице)

Всех животных разделили на 6 групп: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся по количеству ног и покровам.

- Наука, изучающая животных – называется ЗООЛОГИЕЙ (вывешивается карточка).

VII. Закрепление изученного.

  1. Видеосюжеты о животных (после каждого сюжета ученики определяют к какой группе относится животное и почему).
  2. Необычные факты о животных (сообщают дети).

VIII. Итог урока – почему же всех животных разделили на группы и по каким признакам?

Определение лучших учеников лесной школы (возвращение из лесной школы).

IX. Домашнее задание.

Составить кроссворд или подобрать загадки о животных.