Цель: Учить определять состав и действия объектов.
Задачи:
1. Образовательные:
- Учить описывать объект (предмет, существо, явление), называя составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом);
- Учить описывать состав и возможные действия объекта в табличном виде;
- Учить составлению загадок путём зашифровывания составных частей предметов или их действий;
2. Развивающие: развивать логическое мышление, память, воображение;
3. Воспитательные: воспитывать культуру общения у детей (умение выслушивать другого, работа в группах);
Оборудование: Текст письма, фото Боба и Янта, карточки для составления слова “путешествие”, рисунки космических кораблей, звёзды, конверты с игрой. Школьную доску оформить в соответствии с планом урока.
План урока:
Этап 1: Организационный.
Этап 2: Подготовка к активному восприятию нового материала.Дидактическая игра.
Этап 3: Постановка целей и задач.
Этап 4: Объяснение нового материала.Игровая форма “Путешествие по станциям”.
Этап 5: Закрепление.
Продолжение путешествия.
а) Выполнение заданий из тетради.
б) Игра “Кто это делает? С чем это делают?”
в) Физкультминутка.
г) Выполнение заданий из тетради (чайнворд, загадки).
Этап 6: Итог урока, домашнее задание.Шуточные стихотворения о составе и действиях предметов.
ХОД УРОКА
Этап 1: Организационный.
- Приветствие.
- Определение отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Проверка готовности классного помещения к уроку.
Этап 2: Подготовка к активному восприятию нового материала.
Учитель: Сегодня у нас немного необычный урок. Мы с роботом Бобом и инопланетянином Янтом, с которыми вы встречаетесь почти на каждом уроке на страницах вашей тетради, приготовили для вас сюрприз. А какой, вы узнаете после того как ответите на все вопросы: (учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают, а на доске по слогам появляется слово “Путешествие”). Приложение 2.
ПУ- 1) С изучением какого устройства, полезного инструмента связано изучение информатики? (компьютера)
ТЕ- 2) На вопрос “Как это делается?” можно ответить с помощью пошагового плана действий. Как называется этот план? (алгоритм)
ШЕСТ- 3) С помощью какой фигуры на схеме алгоритма изображается ветвление? (ромба)
ВИ- 4) Какой вопрос записывается в ромбе? (на который можно ответить “да” или “нет”)
Е- 5) С какой команды начинается любой алгоритм? В какой фигуре записывается эта команда на схеме алгоритма? (начало, в овале)
А ещё Янт и Боб передали для вас письмо: (Учитель читает письмо).
Этап 3: Постановка целей и задач.
Учитель: Космические корабли перед вами на парте, за каждое верно выполненное задание и правильный ответ вы получите звезду. Звёзды будете прикреплять на свой космический корабль, эти звёзды определят вашу оценку в конце урока. Приложение 4.
Внимание, производится посадка, и мы отправляемся в путешествие по городам страны “Информатика”.
Ребята, сегодня мы будем с вами учиться:
- Описывать объект (предмет, существо, явление), называя его составные части и действия, которые выполняет объект (или выполняют с объектом);
- Составные части и действия объектов будем записывать в таблицу;
- Научимся составлять загадки, для этого нужно будет зашифровать составные части предмета или его действия;
Этап 4: Объяснение нового материала.
- 1 остановка в Новогорске.
- На вопрос “Как это делается?” можно ответить с помощью пошагового плана действий. Этот план действий называется алгоритмом. С помощью алгоритма можно объяснить, как правильно съесть банан, вскипятить воду в чайнике, наловить рыбы, собрать яблоки в саду…
- А теперь представим себе, что человек, инопланетянин или робот, которому вы это объясняли, никогда не видел чайника, банана, рыбу или яблоню.… Сможет ли он понять и выполнить алгоритм?
- Значит нужно уметь отвечать не только на вопрос “Как это делается?”, но и на вопросы “Что это такое?”, “Кто это такой?”
- Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сообщить о предмете или существе всё самое важное. Прежде всего нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно умеет делать).
Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия):
- карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть, …);
- велосипед (состоит из: колёс, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать);
- А теперь попробуйте, наоборот, “узнать” предмет по описанию:
- состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
- есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок);
Молодцы, хорошо отвечали. Наше путешествие продолжается.
Этап 5: Закрепление.
- 2 остановка в городе “Нужино”.
Учитель: Составные части и действия удобно записывать в таблицу. Найдите в рабочей тетради задание 1 и таблицу. Сверху в этой таблице записано название предмета (“Чайник”), в столбце “состав” мы запишем ответ на вопрос “Из чего состоит?”, а в столбце “действия” - ответ на вопрос “Что с ним можно делать?”.
Выполнить задание 1.(состав и действия чайника) (вместе с учащимися на доске)
Выполнить задание 2. (состав и действия школьника) (учащиеся самостоятельно) Обратить внимание на вопросы в таблице, отвечая на вопросы нужно описать не просто человека или ребёнка, а именно ученика.
Выполнить задание 3. Какие действия Красной Шапочки названы в описании? (Ходит по лесу, не боится волков, ходит всегда в шапочке, любит свою бабушку, носит в корзинке пирожки.)
- А теперь в “Малую Безделицу” и немного отдохнём.
Игра “Кто это делает? С чем это делают?” (в парах)
(Учащимся раздаются конверты с игрой, где даны 2 действия, записанные в круге и 10 объектов, записанных в овалах. Нужно распределить данные объекты по двум данным действиям, т. е. собрать две ромашки).
Физкультминутка:
В наших кораблях от длительного путешествия появились неисправности, чтобы их устранить нужно быть очень внимательными и выполнить следующее задание.
(Читаются четверостишия, где перечисляются объекты с действиями, если называется объект с характерным ему действием, то учащиеся приседают, а если называется объект с нехарактерным ему действием, то учащиеся поднимают руки вверх, тем самым выражая протест).
Злой кабан сидел на ветке.
Соловей точил клыки.
Пароход давал гудки.
Мальчик хвостик свой ловил.
Рак усами шевелил.
Маша физику учила.
Стол гонялся за мышами.
Чиж летел под облаками.
Неисправности кораблей устранены, и мы отправляемся в город “Нью-Чайнворд”
Выполнить задание 4. (Объяснить детям правила заполнения чайнворда) Какие составные части предметов и существ названы в задании? (клюв – у аиста, полоски – у тигра, берега – у реки)
Какие действия предметов и существ названы? (вить гнездо – аист, печь – торт, охотиться – тигр, течь – река).
Следующая остановка в городе “Загадкинск”.
- В загадках очень часто описывается состав и действия предмета, по которым его можно отгадать.
- “Два кольца, два конца, посередине гвоздик.” (ножницы, состоят из: двух колец, двух концов, гвоздя).
- “Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, покуда он идёт” (дождь, действия: шумит, идёт, в дом не попадает).
Часто в загадках названия составных частей зашифрованы: вместо них называют похожие составные части других предметов. Например, “Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и седёлка на носу? (очки) (заушники – оглобли, обод – колёса, душка – седёлка)
Выполнить задание 7. (Обратить внимание – используется 1 часть таблицы). Обсудить вслух и дописать текст загадки.
Выполнить задание 8. (Обратить внимание на то, что эти загадки нужно отгадать)
Этап 6: Итог урока, домашнее задание.
Д/З №5, 6, 8(доделать)
Вот наше путешествие и подошло к концу.
Наши космические корабли совершает посадку
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам понравилось?
Выставление оценок (по звёздочкам).
Космические корабли остаются учащимся на память о путешествии.
(Стихотворения читают дети). Приложение 6.