Цели:
- способствовать выработке навыков и умений нахождения квадратного корня из произведения и дроби; нахождения значения произведения и частного арифметических квадратных корней;
- способствовать развитию наблюдательности, математического мышления, умения анализировать и делать выводы;
- побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование:
- таблица “Свойства арифметического квадратного корня” на форзаце учебника;
- таблица квадратов натуральных чисел от 10 до 99;
- алгебра: математические диктанты. 7-9 классы. А.С. Конте;
- сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Алгебра 8 класс. Т.В. Терехова и др.;
- карточки;
- микрокалькуляторы.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель:
Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришли гости. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им, посмотрите друг на друга и тоже улыбнитесь, ведь от улыбки станет всем теплей, поднимется настроение. Ребята, я вас попрошу поставить на полях своих тетрадей ту оценку, которую вы хотели бы получить за урок.
Предлагаю вам выполнить письменную работу “Математический словарь”
Запишите математические термины:
- Арифметический корень.
- Подкоренное выражение.
- Извлечение корня.
- Радикал.
- Рациональное число.
- Иррациональное число.
- Квадратный корень из произведения.
- Квадратный корень из дроби.
Взаимопроверка. Как вы считаете, какая тема объединяет эти математические термины?
( Квадратные корни.) А какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Квадратный корень из произведения и дроби.)
Постановка целей урока.
Для того чтобы урок прошел успешно, необходимо повторить теорию.
II. Устная работа
1. Учитель: Ребята, опираясь на “Математический словарь”, составьте и задайте вопросы по теме своим одноклассникам.
- Сформулируйте определение арифметического квадратного корня.
- Выпишите обозначение квадратного корня из числа а.
- Назовите подкоренное выражение.
- При каких значениях а выражение имеет смысл?
- Продолжите запись: ()2 = …
- Продолжите запись:= …
- Сформулируйте теорему о квадратном корне из произведения.
- Продолжите запись: = …
- Сформулируйте теорему о квадратном корне из дроби.
Учитель задает учащимся те вопросы, которые не прозвучали в ходе опроса.
2. Вычислите:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е)
Даются подробные объяснения.
3. Сравните: и .
III. Работа на доске и в тетрадях со всеми учащимися
1. Учитель: А как вы нашли произведение и частное корней?
Ученик: Поменяв в тождествах = и = местами их левые и правые части, получим:
= и = |
Вопрос. В каком случае пользуются этими тождествами? (При умножении и делении квадратных корней).
2. Разобрать решение примеров 4 и 5 на с. 86 учебника.
3. Решить № 385 (а, б, в, ж) на доске и в тетрадях.
4. Решить № 386 самостоятельно с проверкой. Один ученик решает самостоятельно у доски, остальные учащиеся решают в тетрадях. Если возникают затруднения, можно обратиться за помощью к соседу по парте или к учителю. Затем проверяется решение.
IV. Задания по выбору.
1. Используя свойства квадратного корня, найдите с помощью таблицы квадратов, значение выражения:
; ; ; ; ; ; ; .
Самопроверка с помощью микрокалькулятора.
Ответы: 15; 18; 22; 270; 1,1; 4,1; 0,36; 70.
2. Тестовая работа.
1) Вычислите .
1) 3
2) 1,4
3) 1
4) 1,5
2) Решите уравнение 0,5у 2 = 8.
1) 2; -2
2) 2
3) 4; -4
4) 4
3) Найдите значение у, при котором 5 - 2= 0.
1) 2,5
2)
3)
4) ; -
4)Применив свойства арифметического квадратного корня, вычислите .
1) 5; -5
2) 25
3) 5
4) 25; - 25
5) Вычислите без помощи микрокалькулятора.
1) ; -
2)
3)
4) ; -
6) Даны числа: 0, (7); 1; ; . Сколько среди них рациональных?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответы.
- 4
- 3
- 3
- 3
- 2
- 3
Самопроверка. Работа над ошибками. Итог.
V. Творческое задание “Смотри, не ошибись!”
Определить неизвестный множитель:
? = 7;
(а - ) (?) = а
2 – в;
? = а;
( + ) (?) = а – в;
? = в;
( - 1) (?) = 1.
VI. Задание “Проверь, не пользуясь микрокалькулятором ”
= = 60.
VII. Резервное задание для обеспечения занятости и развития наиболее подготовленных учащихся.
= 3.
VIII. Домашнее задание: по выбору п.16, № 387 (1 стр.), 383 или составить задание для учащихся по данной теме. Для желающих № 381.
IX. Подведение итогов.
Выставление оценок самими учащимися.
Учитель:
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто достиг своих поставленных целей.
- Поднимите руки те, кто получил оценку выше той, которую поставил себе на полях в начале урока.
- А теперь поднимите руки те, кто не достиг тех результатов, которые намечал в начале урока.
- Что еще нужно подучить, над чем нужно поработать?