Цели урока:
- Знакомство с понятиями «развёрнутый угол», «смежные углы». Уточнение понятия «острый» и «тупой» угол.
- Отработка решения задач на процентное содержание.
- Развитие мыслительных операций.
- Формирование целостного представления о мире.
Оборудование: циферблаты часов, веера, карандаши, наборы углов, учебники «Математика», 4 класс, Петерсон Г., толковый словарь русского языка.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация.
Учитель начинает урок со стихотворного обращения к детям:
Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!
– Итак, мы начинаем урок математики. А математика – это гимнастика для ума. Как вы думаете, почему возникло такое выражение? Зачем, по-вашему, нужно изучать математику?
2. Проверка домашнего задания.
Учитель обращается к детям.
– Ребята, дома вы должны были попытаться решить логическую задачу. Кто из вас справился с заданием? Скажите мне, догонит ли мышка кошку? (Нет. Кошке до норки надо пробежать 70 единичных отрезков, а мышке лишь 20. Кошка двигается со скоростью 10 единичных отрезков за единицу времени, а мышка – 3 единичных отрезка за единицу времени. До норки кошке потребуется 7 единиц времени, а мышке больше 6, но меньше 7. Поэтому кошка не догонит мышку).
– Чтобы проверить задание № 14, воспользуйтесь карточкой эталоном. У кого нет ни одной ошибки в этом задании? Молодцы!
– Что нужно было сделать в задании № 8 (Сравнить углы. Записать имя знаменитого правителя Древнего Египта, для которого была построена самая большая пирамида.)
– Какие углы изображены на рисунке? (2 острых, 1 прямой, 2 тупых).
– Для какого правителя была построена самая большая пирамида в Египте? (Фараона Хеопса).
– Кто вспомнит важнейшее открытие Древних Египтян, которым мы пользуемся до сих пор? (Календарь.)
3. Устный счет. Математическая разминка.
– Хотите узнать, какой город был столицей Древнего Египта в третьем тысячелетии до нашей эры?
– Выполните задание № 8, стр. 7.
– Работайте в парах, выполнив вычисления 2 алгоритмов. Можно работать по вариантам индивидуально, выполнив вычисления 1 алгоритма.
– Назовите полученные ответы. Впишем нужные буквы. Получилось название города
7 |
3 |
7 |
52 |
50 |
60 |
М |
е |
м |
ф |
и |
с |
4. Целеполагание. Постановка проблемы.
– Кто может о себе так сказать?
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Увеличить стороны мои, когда угодно
Вы можете совсем свободно,
Ведь я на плоскости.
Когда встречаются прямые,
Всегда мы будем между ними. (Угол)
– Итак, кто может предположить, какова тема нашего урока? (Угол.)
– А что такое угол? Два луча, выходящие из одной точки – вершины.
– Мы уже знакомы с понятием угла.
– Посмотрите на чертёж. Сколько видите углов? (Ученики предполагают, что их 4).
– Хотите найти ответ? Для этого нужно открыть новое знание. Кто готов?
– Предлагаю на уроке ответить на вопросы:
- Что такое развёрнутый угол?
- Какие углы называют смежными?
– Может кто-нибудь, уже знает ответ на эти вопросы?
– Каковы задачи урока? (Ученики формулируют задачи на урок).
- Ответить на вопросы, наблюдая, и сделать выводы.
- Учится находить новые виды углов.
5. Решение проблемы.
- Что такое развёрнутый угол?
- Какие углы называют смежными?
- Луч разделил развёрнутый угол на 2 угла.
- Один угол получился тупой, другой – острый.
- У углов есть общая сторона.
– Наблюдаем и делаем выводы.
– Возьмите веер. Раскройте его так, чтобы получился острый угол. Покажите соседу и мне.
– Раскройте веер так, чтобы получился тупой угол, чтобы получился прямой угол.
– А теперь разверните веер полностью. Что у вас получилось? Что произошло со сторонами веера, со сторонами угла? Можно ли назвать это углом? Какое ему можно дать название?
– Давайте попробуем сделать вывод о том, что такое развёрнутый угол?
Вывод: если стороны угла образуют прямую, то такой угол называется развёрнутым
– Попробуйте на доске начертить развёрнутый угол.
– Проверьте истинность ваших умозаключений по учебнику на стр.5. Прочитайте 1-й абзац.
–Ответили на первый вопрос?
– Откройте тетради. Начертите развёрнутый угол. Сделайте запись. АОВ – развёрнутый угол.
– Вслушайтесь в слово «смежные». Как вы понимаете смысл этого слова? Откройте толковый словарь и найдите его значение.
– Проверьте свои догадки. Перед вами на доске дан развёрнутый угол. Проведите из вершины угла луч.
– Понаблюдайте, что произошло? Что интересного заметили?
– Какое можно дать название этим углам? Почему?
– Да. Эти углы называются смежными, т.к. они имеют общую сторону и вместе образуют развёрнутый угол.
– Проверьте истинность своего вывода по учебнику. Прочитайте текст 2-го абзаца.
– Какие же углы называют смежными?
Вывод: если два угла имеют общую сторону, а две другие стороны составляют прямую, то такие углы называют смежными.
– Будут ли данные углы смежными. (Нет.) Почему?
– В тетрадях дополните чертёж развёрнутого угла, сделайте запись: АОС и СОВ – смежные.
– Дочитайте текст учебника до конца.
– Что нового вы узнали ещё? Биссектриса развёрнутого угла делит его на 2 прямых угла. А любой другой луч, проведённый из вершины, делит развернутый угол на 2 угла, один из которых острый, другой – тупой.
– Как вы думаете, открыли ли мы сегодня новое знание? Трудно ли было?
6. Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Вдруг мы видим из куста,
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в гнездо кладём.
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
На полянку мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
7. Первичное закрепление.
– Будем учиться применять свои знания.
1-е задание.
– Какой угол образует часовая и минутная стрелки на циферблате часов в 6 часов, 14 часов, 15 ч.25 мин., 22 ч. 15 мин. (Учебники помощники после ответов учащихся показывают циферблат).
2-е задание.
– А теперь поработайте в группах. Совместно постройте из палочек или карандашей по одной модели угла: острого, тупого, прямого, развёрнутого. Достройте модель каждого угла так, чтобы получились смежные углы. (Учащиеся строят модели углов).
– Посчитайте, сколько карандашей вам для этого понадобилось?
3-е задание. Практическая работа.
– Ребята, предлагаю вам поработать в парах. Откройте учебник на странице 6, прочитайте задание № 3 (а). Выполните его вместе. Затем первый вариант выполнит задание № 3 (б), а второй вариант задание № 3 (в). Обсудите друг с другом полученный результат и приготовьтесь ответить на вопросы по данному заданию.
4-е задание. Практическая работа. Индивидуальное выполнение с последующим обсуждением и фронтальной проверкой.
Учитель предлагает учащимся следующее задание.
- Возьмите конверт с заданием № 4. В нём находятся модели пяти различных углов. Найдите пару углов, которые будут смежными. Составьте из них новую модель. Запишите свои ответы на карточке. Приготовьтесь устно обосновать своё мнение.
Учитель проверяет правильность выполнения задания.
– Какие затруднения вы испытывали при выполнении задания? Оцените сложность заданий при помощи значков +, + /–, –.
8. Повторение. Решение задач на процентное содержание.
Учитель обращается к классу:
– Возьмите карточку № 5. Внимательно прочитайте условие задачи. Выберите правильный способ решения. Обсудите в группах правильность решения. Обоснуйте свой ответ.
– В чём было затруднение?
9. Итог урока.
– Ребята, на этом наш урок закончен. Вы сегодня хорошо поработали. Я вами очень довольна. Что нового вы узнали? Чему научились? Какое задание показалось вам наиболее сложным? О чем вам хотелось бы рассказать друзьям или родителям? Что бы вы хотели узнать по этой теме ещё?
10. Домашнее задание.
– Ребята, дома вы еще раз сможете проверить свои знания по данной теме, выполнив задание № 7 на странице 7.
– А для смекалистых и всех желающих предлагаю дополнительно выполнить задание № 15 или № 16 по выбору на странице 8.