Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Слушание стихов С.А. Есенина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширять представления учащихся о жизни и творчестве Есенина С.А., показать красоту поэзии С. Есенина.
  2. Формировать умение анализировать поэтический текст.
  3. Содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников.
  4. Развивать у учащихся умение выделять главное, развивать эмоции и познавательный интерес.
  5. Воспитывать интерес к поэзии и культуре общения.

Тип урока: итоговый урок по творчеству С. Есенина.

Оборудование:

  1. Портрет Есенина.
  2. Плакаты, на которых записаны виды языковых средств поэтического произведения.
  3. Выставка книг.
  4. Музыкальные произведения.
  5. Пейзажные зарисовки.
  6. Разноуровневые задания, памятки для работы со стихотворным произведением.

ХОД УРОКА

Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости, давайте поздороваемся (дети поворачиваются). Молодцы.

I. Организационный момент.

Вхождение в урок. дети продолжают стоять, учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним.

- Из глубокого колодца (руки “О”).

- Солнце медленно встает (руки поднимаются над головой).

- Свет его на нас прольется (руки вытянутые перед собой ладошками вверх).

- Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз).

- Новый день оно начнет (руки вниз широко).

Учитель. С наступлением нового дня! Улыбнитесь мне, а я вам, пусть ваш новый день будет таким же солнечным, как ваши улыбки.

Учитель. Сели девочки, сели мальчики.

Повторение правил посадки. Проверьте, как вы сидите. Спина касается спинки стула, ноги стоят ровно. Нам предстоит интересная работа.

II. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Сергея Есенина. Чтобы вы хотели узнать и чему научиться?

Дети. Научиться выразительно читать стихотворения, находить красивые слова.

Учитель. Для чего вам это нужно?

Дети. Для того, чтобы уметь красиво говорить самим и чтобы приятно было слышать другим.

Звучит мелодия песни “Над окошком месяц, под окошком ветер”, в исполнении Рязанского народного хора.

Учитель. В ста семидесяти километрах от Москвы начинается древняя рязанская земля – “страна березового ситца”.

В далеком 1378 году русское войско во главе с московским князем Дмитрием, впоследствии названным донским, впервые за 140 лет гнета татаро-монгольских завоевателей одержало победу над ханом Мамаем. Сразу же за долиной этой исторической местности открываются просторы полей с островами березовых рощ. Именно здесь – родина великого русского поэта Сергея Есенина.

Ребята, вы можете дополнить мой рассказ о биографии поэта. Учащиеся рассказывают все, что они знают о поэте.

Ученик. С.А. Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константинова Рязанской губернии в крестьянской семье. Его родители Татьяна Федоровна и Александр Никитич с двух лет отдали Сергея на воспитание деда по материнской линии, знатока церковных книг. Окончил 4 классное сельское училище, затем церковно-учительскую школу.

Ученик. В 1912 году Есенин приехал в Москву, работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок. литературная среда столицы восторженно приняла молодого поэта, который приобрел громкую славу. В 1916 году вышел 1 сборник его стихов “Радоница”.

Учитель. Это слово означало название православного весеннего праздника, именно о стихотворениях этого сборника мы будем сегодня говорить. Посмотрите на эти книги, в них собраны стихи, которые сочинил наш замечательный поэт Есенин.

III. Проверка домашнего задания.

Учитель. Давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили. Учащиеся читают стихотворения Есенина “Вот уж вечер”, “Пороша”, “Черемуха”, “С добрым утром!”, “Клен ты мой опавший”. Чтение стихов у доски, анализ, оценивание и выставление отметок.

Схема анализа на доске.

  1. Выразительно ли читал?
  2. Соблюдал ли нужную интонацию?
  3. Правильно ли выдерживал паузы?
  4. Выделял ли голосом особые места?
  5. Не было ли ошибок в словах?

Спасибо, ребята, вы хорошо прочитали стихи Есенина. Скажите, что свойственно поэтическому языку автора?

Дети. Рифма, ритм.

Учитель. А какие языковые средства помогают поэту показать свое отношение к тому, что он описывает в произведении?

Дети: Поэту помогают эпитеты, сравнения, олицетворения.

На доске прикреплены карточки с названиями языковых средств, даны разъяснения этим понятиям.

Учитель. Давайте повторим, что означают каждые из этих названий.

Дети. Объясняют своими словами, как они понимают каждое из языковых средств. (Ответы детей)

Учитель. Перед вами на парте лежат “Памятки к работе над стихотворением”. Они будут вашими помощниками при чтении стихотворения. Откройте учебные хрестоматии на с.1З0.

IV. Изучение нового материала.

  1. Назовите стихотворение и его автора.
  2. Прочитайте стихотворение про себя, без речедвижения.
  3. Чтение хором вслух.
  4. Чтение цепочкой по две строчки (1 ряд)
  5. К какому роду литературы относятся стихи (Пейзажная лирика)
  6. Что описывает поэт? (Уголок природы)
  7. Каким настроением проникнуто стихотворение? (Грусть)
  8. Какие чувства владели поэтом тогда? (Печальные, грустные)
  9. Меняется ли поэтическое настроение? (Не меняется)
  10. Докажите. Прочитайте эти строки. (Край ты мой забытый//Край ты мой родной)
  11. Какие языковые средства автор применил? (Эпитеты,сравнения; олицетворения)
  12. Какие слова рифмуются?

Учитель. Олицетворение – самое любимое средство художественной выразительности Есенина, потому что он видел живое во всем, что его окружало.

Подготовьтесь к выразительному чтению. А что это значит – выразительное чтение?

  1. Выбрать правильный тон.
  2. Выбрать правильный темп.
  3. Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
  4. Представить в своем воображении, то, о чем читаешь.
  5. Выразить свое отношение к воображаемому (слушание трех участников).

V. Физкультминутка.

Представим весенний цветок, который появляется из-под земли (дети присели), солнышко светит, идет приятный весенний дождик и этот цветок растет, расцветает, (дети потихоньку встают) кругом летают птички, бабочки порхают (дети имитируют движения крыльев), лепестки тянуться к солнцу (тянутся руки к солнцу), оно теплое и ласковое, улыбается вам. Тихонько сели.

VI. Выполнение разноуровневых заданий.

Уровень I

Ф.И.О. ……………………….

Понятие

Есенинское определение

“+”

1

береза

   

2

дорога

   

3

зима

   

4

ветки

   

5

бахрома

   

6

русь

   

7

клен

   

 

Уровень II

Ф.И.О. ……………………….

Понятие

Есенинское определение

“+”

1

береза

   

2

дорога

взрытая

 

3

зима

   

4

ветки

пуш…….е

 

5

бахрома

   

6

русь

   

7

клен

   

1

береза

   

 

Уровень III

Ф.И.О……………………….

Понятие

Есенинское определение

1

береза

взрытая

2

дорога

пушистая

3

зима

седая

4

ветки

белая

5

бахрома

старый

6

русь

белая

7

клен

голубая

 

Карточка № 1

Карточка № 2

Вариант № 1

И стоит береза
В… тишине,
И горят снежинки
В…огне

Вариант № 2

Черемуха… .
Развесившись, стоит,
А зелень… .
На солнышке горит.

 

Ключ.

Ф.И.О…………………………………

Понятие

Есенинское определение

“+”

1

береза

   

2

дорога

   

3

зима

   

4

ветки

   

5

бахрома

   

6

русь

   

7

клен

   

 

(Карточки, Уровень I, II, III) – различными цветами. Белая карточка – ключ к проверке.

Индивидуальная работа: у каждого ученика есть ключ (правильный ответ). После работы – проверка. Объяснить как оценить работу и выставить оценку.

VII. Работа в парах.

Карточки с вариантами пропущенных слов-эпитетов из пройденных стихотворений (проверка). Карточка 1

Учитель: Творчество Сергея Есенина оставило неизгладимы след в истории русской и мировой культуры. В своих воспоминаниях многие литераторы писали о сильном впечатлении на них поэтических строк поэта. Послушаем ребят, которые подготовили нам эти сообщения.

Четверо учеников читают воспоминания: А. Толстой, Н. Тихонова, К. Паустовского, Л. Васильевой. W(7а).

А поэт Николай Браун выразил свои чувства к поэту в стихах, послушаем (Гридчину Алину), которая расскажет нам это стихотворение, оно называется “Сергей Есенин” и написано к 100-летию со дня рождения. Читает.

В этом имени – слово есень
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен:
Поднебесье, тихие неси
Сень березы
И синь рассвет
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты
Только скажут: Сергей Есенин
Всей России встают черты.

Учитель. Ребята, вы прослушали сегодня стихотворения С. Есенина. Скажите, какое определение подходит к стихам великого поэта? Почему? (Они мелодичные, певучие, складные, легко рифмуются, легко заучиваются, лиричны).

Учитель. Мы можем сказать, что близки к песне. И это не случайно. Поэзия Есенина музыкальна, потому что Сергей Есенин очень любил народные песни. За ними он проводил целые вечера, он хорошо знал русскую песню; грустную, задорную, старинную, современную, он понимая, а главное – чувствовал ее. Самой большой радостью было упросить мать Татьяну Федоровну спеть народную песню.

Композиторы создавали произведения, навеянные стихотворными образами поэзии Есенина. Сейчас вы услышите романс на стихи Есенина “Отговорила роща золотая”. давайте окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на великолепные стихи. Я предлагаю вам раскрасить березы, которые есть у каждого из вас на партах в любимый Есениным цвет – цвет весны.

С приходом весны происходят чудесные перемены, особенно в жизни деревьев. Зимой они показались нам мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться молодой листвой. Эти перемены всегда удивляли и радовали людей, им казалось, что у деревьев есть живая душа.

Звучит романс “Отговорила роща золотая”, дети разукрашивают березу и прикрепляют к магнитной доске.

На доске – березовая роща, так любимая С. Есениным.

VIII. Домашнее задание.

Учитель. Вот какая замечательная роща березовая получилась, такая весенняя, молодая. Пусть это будет Есенинский уголок в нашем классе. И вот домашнее задание, ребята. Перечитать стихотворение С. Есенина и записать на этих деревцах наиболее полюбившиеся строки из стихотворений, выбрать строки четверостишия (одно или два) которые особенно затронули вас.

Учитель. Поэзия Сергея Есенина вечна, потому что писал он о вечном – Матери, Родине, Природе, Любви.

Во всем мире знают и любят Есенина, любят его стихи за теплоту, лиричность, огромную любовь к природу, ко всему живому, к своей Родине.

К юбилею Есенина – 100 годовщине, которая отмечалась в 1995 году – поэт Андрей Дементьев написал стихотворение “У Есенина день рождения”. Сейчас я его прочту.

Учитель читает наизусть.

У Есенина день рождения
Мне приснился сон о Есенине
Ведь родился он в ночь осеннюю,
Догорает лес, золотит закат,
Как листки стихов.
У Есенина день рождения
В звонком золоте даль осенняя
Словно музыка вдохновения
Над землей шумит листва.
Выходила мать за околицу,
Сердцем верила, он торопится
Рядом с нею ждал золотистый клен
Как похож листвой на Сережу он.
Вновь звучат стихи
Синей полночью
Все хорошее в ними вспомнится
По-есенински я хочу любить
Чтобы с песнею всюду рядом быть.
Осень празднует день рождения
Гроздья красные, даль осенняя
У Есенина день рождения
День рождения любви.

Наш урок подошел к концу.

Давайте подытожим, что интересного мы сегодня узнали, чем занимались.

(Слушали стихотворения, читали наизусть, учились находить языковые средства, слушали романс, рисовали березу, работали по карточкам и т.д.).

IХ. Итог урока.

Ребята, а вам хотелось бы еще встречаться с есенинскими стихами? (Ответы)

Судя по вашим ответам – они вас взволновали, тронули вашу душу, вы почувствовали ее красоту. Я надеюсь, что вы с ними подружитесь, с книгами надо подружиться, тем более, что год 2007 – объявлен в России годом русского языка и чтения, а буквально на днях закончился праздник традиционный детский “Книжкина неделя”. Это значит, что надо больше читать, ведь “кто много читает, тот много знает”, – гласит народная мудрость. Что бы еще добавили, как вы понимаете “год чтения”, какие надо делать добрые дела? (Ответы детей)

Молодцы, ребята.

Х. Рефлексия.

На урок окончен, оцените свое настроение, выберите цвет своего настроения и прикрепите листок к дереву.

Спасибо за урок.