Деревянная сказка
1) Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи – это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. 2) Знающие люди рассказывают, что на озере – ни много ни мало – 1650 островов. 3) Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, облака, проплывающие словно невесомые корабли, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова, Писахова. 4) Последний посвятил свою жизнь Русскому Северу, был живописцем и сказочником.
5) Плывем час…третий. 6) Когда в дали показалась ажурная башня Гарницкого маяка, лодочник Савелий Васильевич сказал:
- В Кижи теперь многие ездят. Такой красоты, как у нас, нигде нет.
7) Зримым подтверждением его словам на солнце заблестели золотистые главы Кижского погоста.
8) Потом все было как во сне. 9) Я прыгнул на глинистый берег и бегом побежал на встречу с деревянной сказкой, с чудом, что сотворили плотники-зодчие.
10) Солнце умывалось за неровной кромкой бора…
11) Что такое Кижи?
12) Две многоглавые церкви, отделенные одна от другой колокольней. 13) Все из дерева. 14) Двадцать две главы Преображенского собора.
15) Множество, множество куполов, покрытых лемехами - резными пластинками из осины, что, переливаясь на солнце, кажутся золотыми. 16) Над куполами вьются чайки, и вместе с белокрылыми птицами все здание устремляется вверх, в заоблачные выси.
17) Кто создал эту лесную и озерную сказку – Преображенский храм?
18) Лодочник говорил просто и трогательно, его слова гармонировали с тихой ласковостью заонежских далей:
- 19) Долго плотники работали. 20) щепу возами возили. 21) Это глазом легко смотреть. 22) Глаз-то он барин, а рука-работница. 23) Главы были поставлены, и новехонькие стены закрасовались, как молодицы на гулянке; подошел к озеру мастер по имени Нестер. 24) Плотники его окружили. 25)Топор у Нестера был – загляденье. 26) Во всем Заонежье такого топора не было. 27) Люди говорили, что топор-то у Нестера заколдованный. 28) Что же он, мастер, сделал? 29) Поцеловал топор и бросил в озеро. 30) Плотники зашумели, стали жалеть – можно ли такому орудию в воде пропадать? 31) Нестер им в ответ: «Церковь поставили, какой не было, нет и больше не будет. 32) И топору моему теперь место на дне. ».
33) Преображенская церковь – памятник русской воинской славе. 34) Построена она в 1714 году, когда в Северной войне боевое счастье стало служить войскам Петра. 35) Шведы постоянно опустошали озерный Русский Север. 36) Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием.
37) Впечатления о Преображенской церкви усиливает и высота здания, достигающая около 40 метров. 38) Здесь нет фресок, простые бревенчатые стены создают ощущение домашнего покоя. 39) Место фресок занимали иконы. 40) Творения здешних художников простонародны, бесхитростны по композиции, голосисты по своим краскам.
41) По соседству с колокольней – Покровская церковь, опоясанная резным деревянным кружевом. 42) Солнце уже высоко стоит над островом. 43) Меняется освещение – меняются и Кижи. 44) Мне трудно покидать этот сказочный мир.
45) Так что же такое Кижи?
46) Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.
47) Кижи – Это бессмертная Древняя Русь, художественное прошлое, живущее в настоящем.
План урока
Цель:
- совершенствовать умение анализировать текст, выявлять его языковые и композиционные особенности;
- формировать умение использовать значения, полученные на уроках русского языка в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы;
- готовить учащихся к выполнению к выполнению задания С на ЕГЭ;
- способствовать формированию культуроведческой компетенции школьников: на основе анализа текста «Деревянная сказка» дать представление о духовном и эстетическом идеале древнерусского искусства.
Ход урока
На экране слайд – храм Василия Блаженного.
Звучит колокольный звон по его окончании ученик читает отрывок из баллады Д. Кедрина «Зодчие».
Слово учителя.
«Зодчие» – это историческая баллада, посвященная двум строителям храма Василия Блаженного (храма Покрова) в Москве – Барме и Постнику. Поэт положил в основу повествования народную легенду о страшной участи зодчих, создавших подлинное чудо архитектуры.
Сегодня, снимая шапку перед храмом, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант могли выразить только в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
Нам предстоит отправиться на далекий Русский Север, где в Онежском озере находится уникальный музей деревянного зодчества Кижи. О красоте этих мест мы узнаем, прочитав текст «Деревянная сказка».
Слайд со справкой о Кижах: остров на Онежском озере, в Карелии. Комплекс деревянных сооружений Кижского погоста 18-19 в.в.; включен в список Всемирного наследия. Живописные по силуэту 22-главая Преображенская церковь, 9-главая Покровская церковь, шатровая колокольня составляют редкий по красоте ансамбль. Музей – заповедник.
Звучит колокольный перезвон, по его окончании подготовленный ученик читает текст. Во время чтения идут слайды о Кижах.
Словарно – лексическая работа.
Зодчие - строитель, архитектор.
Лемеха - часть плуга, подрезающая пласт земли; металлические пластины (по сходству).
Погост - сельское кладбище.
Фрески - картины, написанные водяными красками по свежей сырой штукатурке.
Беседа по содержанию текста.
– Объясните смысл названия текста.
– Какова идея данного текста?
- Передать красоту архитектурного ансамбля в Кижах.
– Как вы понимаете слова: «Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну»?
Сформулируйте и прокомментируйте проблему, поставленную автором текста. Объясните почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста сравните информацию, полученную вами, с той, что вы видите на таблице.
Слайд.
Информация о тексте |
|
Основные проблемы |
1.Проблема преемственности поколений, памяти о прошлом, о славных делах наших предков, проблему патриотизма; 2.воспитание любви к отечеству; 3.умение видеть красоту, понимать и беречь ее. |
Позиция автора |
1.Трудно покидать этот сказочный мир; 2.Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну; 3.Кижи – это бессмертная Древняя Русь. |
Какое утверждение противоречит точке зрения автора, высказанной в тексте.
1) Творение здешних художников изысканны, замысловаты по композиции
2) Впечатление от Преображенской церкви усиливает и высота здания
3) Избавление от всегдашней угрозы было радостным событием
4) Такой красоты как у нас нигде нет
Определите стиль и тип текста.
1) художественный стиль ; рассуждение;
2) художественный стиль; рассуждение – размышление;
3) художественная публицистика; повествование с элементами описания;
4) публицистический стиль; рассуждение.
В каком значении используется слово голосисты в предложении № 40?
1) обладающие сильным и звучным голосом;
2) яркие, броские, обращающие на себя внимание.
Каким способом образовано слово последний (предложение 4) (неморфологический, переход одной части речи в другую), ласковость (№18) (суффиксальный).
Какие из указанных средств выразительности использованы в предложениях 10-32:
1) риторический вопрос;
2) инверсия; (инверсированные дополнения);
3) олицетворение;
4) сравнение (стены закрасовались, как молодицы) ;
5) оксюморон;
6) метафора(солнце умывалось , солнце сравнивается с человеком);
7) разговорные синтаксические конструкции.
- Чем объяснить повтор в предложении №31 ? (Усиливается повествование).
Физминутка.
Коллективное составление плана.
1. Дорога к чуду
2. Такой красоты нигде нет
3. Что такое Кижи?
4. Кто создал эту лесную и озерную сказку.
5. Памятник воинской славе.
6. Простота творения древних мастеров.
7. Кижи – завещание потомкам, наказ любить свою страну.
Сочинение – миниатюра.
Чтение 2-3 текстов.
Итог урока. Рефлексия.
- Почувствовали ли вы себя богаче после нашего урока?
Заключение.
О Кижах говорить почти невозможно, их надо видеть, потому, что в том сильном впечатлении, которое они производят, трудно разобраться, трудно понять, кто «повинен » в нем больше – то ли древнерусские зодчие, то ли щемящее скромная природа острова.