ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название | Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования в начальной школе. |
Основные разработчики программы | Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учителя начальных классов |
Цель программы | Ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, умеющий применять свои знания в нестандартной ситуации. |
Принципы | Принцип воспитывающего обучения. Принцип научности Принцип наглядности Принцип занимательности Принцип добровольного участия |
Задачи | - развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей; - активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся; - воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе; - воспитание чувства патриотизма;- формирование связной речи учащихся, умение общаться, доказывать и обосновывать своё мнение. |
Основные направления программы | 1. Клуб «Юным умникам и умницам». 2. Программы. 3. Проектно-исследовательская деятельность. 4. Мероприятия в рамках предметных декад. |
План реализации программы | Мероприятия, сроки исполнения, ответственные |
Исполнители основных мероприятий | Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учителя начальных классов, библиотекарь, педагог – психолог, родители. |
Ожидаемые конечные результаты | Повышение мотивации к обучению. Повышение качества образования. |
Оценка программы | Ежегодный анализ итогов реализации программы на научно методическом, педагогическом советах. |
Диагностика | Выявление уровня развития познавательных процессов на начало и конец учебного года. Диагностика для определения школьной мотивации. |
Актуальность данной программы.
Результаты контрольных работ, мониторинг качества обучения показали уровень подготовки учащихся выпускных классов ниже городского. В связи с этим была создана программа для повышения качества обучения. Для выявления причин низкого качества обучения было проведено анкетирование учащихся для определения школьной мотивации. Результат, показал 22% учащихся имеют положительное отношение к школе, но она скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными предметами. 4 человека – недостаточный уровень мотивированности и учебной активности.
Для начальной школы на данном этапе приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Как же заинтересовать? Как привлечь внимание? В этом может помочь внеклассная работа по предметам.
Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.
Внеклассная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.
Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся.
Девиз программы: «Ни одного равнодушного рядом!»
Цель: ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, умеющий применять свои знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.
- Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учёбе.
- Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности.
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества обучения на 10%.
- Рост личностных достижений.
- Создание атмосферы успеха.
- Участие в турах олимпиад по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру для 4х классов.
- Участие в международной интеллектуальной игре «Медвежонок».
- Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (3-4 классы ).
- Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
- Активное участие в проведении предметных недель · Активное участие в проведении «книжкиной недели».
Принципы организации внеклассной работы по предметам.
- Принцип воспитывающего обучения.
- Принцип научности.
- Принцип наглядности.
- Принцип занимательности.
Находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, познавательных игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.
- Принцип добровольного участия.
Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы, выбрать тот вид деятельности, который более сможет удовлетворить их запросы.
Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляд, нормы, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты.
Внеклассные занятия строятся на познавательной базе. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.
Использование в процессе занятий разнообразных средств, представленных конкретными образами. Научность, глубина излагаемого материала, выявление его практической значимости сочетаются с увлекательностью формы.
Механизм взаимодействия участников внеклассной работы.
Заместитель директора – является непосредственным организатором, осуществляет контроль за выполнением.
Учитель - отбирает и рекомендует материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.
Библиотекарь – помогает родителям и учащимся в подборе материала, готовит рекомендательные списки книг для самостоятельной работы, выставку книг.
Родители – помощники учащимся, учителю в организации и проведении мероприятий, активные участники конкретного мероприятия.
Учащиеся – участники всей внеклассной работы.
Педагог – психолог – проводит диагностику на развитие мыслительных процессов, проводит коррекционные занятия, дает рекомендации учителю, родителям.
Содержание внеклассной работы определено по следующим направлениям:
- Клуб «Юным умникам и умницам» (автор О.Холодова).
- Кружки.
- Проектно - исследовательская деятельность.
- Мероприятия в рамках предметных декад.
1 «а» - «Занимательная математика»
1 «б»- Занимательная математика»
2 «а» - «В стране русской речи »
2 «б» - «Веселая геометрия»
3 «а» - «Крылатые выражения»
3 «б» - «Тайны нашего языка»
4 «а» - «Слово»
4 «б» - Учимся писать сочинения»
Первое направление. Клуб «Юным умникам и умницам».
Занятия проходят в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, смотивированных на обучение.
Для проведения занятий предлагаются рабочие тетради, в которых материал рассчитан как для самостоятельной работы, так и для совместных занятий с учителем.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект.
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоенных таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект.
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию).
Второе направление. Проектно - исследовательская деятельность «Я – исследователь».
Среди многообразий форм и способов организации проектной деятельности в начальной школе особое место занимают детские исследовательские проекты. Вследствие проводящейся в последние годы работы, направленной на модернизацию начального образования, педагоги сталкиваются с новыми педагогическими и методическими задачами. Ученик начальной школы должен быть не только внимательным слушателем и аккуратным исполнителем, заданных учителем, но и исследователем и экспериментатором, способным к самостоятельной аналитической работе.
Методика научного исследования предполагает выдвижение гипотезы, ее экспериментальную проверку и формулирование вывода. Эти этапы исследования дети часто проходят в повседневной жизни. Для маленького ребенка нет ни чего более естественного, чем задаваться вопросами и строить предложения. Ребенок всегда пытается докопаться до истины, либо добиться ответа от взрослого, либо пробуя проверить свои предположения на практике. Наша задача, как педагогов, грамотно использовать эту детскую потребность в познании окружающего мира, научить ребенка подбирать средства, которые помогут ему в разрешении проблемы, и делать логичные выводы.
Планируя внедрять проектно- исследовательскую деятельность, в нашей школе уделено большое внимание оборудованию, которое поможет помочь учителям рациональнее организовать работу, сделать ее более наглядной для аудитории и представить результатами детской деятельности ребенка современными средствами. На сегодняшний день школа имеет в своем распоряжении современные компьютерные классы, мультимедийное оборудование, библитотеку. Все это помогает сделать обучение нагляднее, интереснее, индивидуальнее, а следовательно, добиваться лучших результатов в усвоении учебного материала.
В рамках программы в проектной- исследовательской деятельности будут задействованы все учащиеся каждого класса, привлечены родители.
Прогнозируемый результат.
Учащиеся научатся оформлять свою проектную деятельность, глубже изучат темы.
Это поможет каждому участнику осознать взаимосвязь окружающего мира и его законов и явлений, оценить собственный уровень и поучиться «на чужих ошибках», расширив тем самым личный опыт. Успешность любого проекта даст для эмоционального развития ребенка и повысит мотивацию к учебе и исследовательской деятельности.
Третье направление. Кружки
Работа в рамках реализации кружков способствует:
- более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;
- содействует развитию речи учащихся; · повышает желание детей читать художественную литературу;
- учит работать со словарями разных видов;
- обучает умению находить различными способами ответы на вопросы;
- · умению общаться, доказывать и обосновывать свое мнение.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, существенно расширят знания в области преподаваемого предмета, станут более успешным, а значит, повысится мотивация к учению, что будет способствовать качеству образования.
Четвертое направление. Мероприятия в рамках декад.
Когда родители приводят детей в школу, они надеются, что их дети приобретут глубокие и прочные знания. Кроме этого родители хотят, чтобы жизнь детей в школе проходила в условиях содержательной и хорошо организованной воспитательной работы.
Ожидания родителей целиком совпадают с целями, которыми ставит перед собой педагогический коллектив.
Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает себя такие традиционные мероприятия как:
- месячники (русского языка и литературы, математики, окружающего мира);
игры – путешествия, тематические конкурсы, викторины, инсценировки, олимпиады и т.д.
Подготовка к каждому месячнику начинается с создания рабочей группы, ответственной за организацию всех творческих дел. Сама подготовка включает в себя такие этапы: отбор конкурсных заданий, создание условий для проведения всех мероприятий месячника, подготовка детей, украшение школы, и информационное обеспечение.
В течение месячника каждую неделю учитель готовит задания занимательного и творческого характера, который помещается на классном стенде для того, чтобы дети поискали решения, обсудили между собой пути решения. Это создаёт у детей мотивацию самостоятельно поискать и порешать нестандартные задачи. В каждой предшествующей контрольной работе предлагается 1- 2 дополнительных творческих заданий, чтобы дети могли попробовать свои силы.
Учителя включают в материал уроков подобные задания для коллективного их решения и накопления опыта работы с такими задачами.
Ответственными заранее делается объявление о выставке предметных газет авторами, которых могут быть отдельные ученики, группы ребят, целые семьи. Сбор материала является отличным стимулом для решения большого количества разных задач. Обязательным является приложения к газете списка всех верных решений.
За несколько дней до проведения месячника вывешивается красочное объявление для детей и родителей, в котором указываются сроки проведения, содержания мероприятия и добрые пожелания. Это создает радостное настроение ожидание праздника и является еще одним мотивом для подготовки к участию в нём.
Любой месячник начинается с линейки, каждый класс получает план своего участия во всех мероприятиях с указанием места и времени проведения всех дел.
Самым ярким событием недели является олимпиада. Содержание олимпиадных работ включает в себя разноуровневые задания, чтобы каждый ребенок мог справиться с каким то количеством задач. Задания соответствуют программным заданиям, но носят нестандартный творческий характер.
Заканчивается месячник линейкой, где награждаются учащиеся, родители.
По результатам выполнения каждого задания делается вывод о точности отбора материала, глубине сформированности учебных знаний и навыков. Идет анализ причин неуспешности, что помешало ребенку справиться с простыми заданиями, недостатки знаний или неумение работать с текстом, а может, нехватка волевых качеств для борьбы с естественным волнением или отсутствием самоорганизованности?
А самое главное – выявляются творческие дети и планомерная работа по созданию условий их дальнейшего развития. И, конечно же участие во всех мероприятиях будет способствовать повышению качества обучения.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
1 класс начало учебного года.
Задание № 1.
Приготовьте синий карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задания. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буквы «к» и «с» зачеркивать, а букву «а» обводить кружочком. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш. (Учитель включает секундомер, дети начинают выполнения задания. (Через минуту говорит «Стоп» и выключает секундомер).
Задание № 2.
Нарисуйте предметы, которые напоминают вам эти рисунки.
Задание № 3.
На доске карточки
(Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)
Установка: запомните эти изображения. ( в течение 1,5 минут дети их рассматривают и затем, после того как карточки убраны, по памяти зарисовывают их в отведенной для этого в тетради рамке как можно точнее.)
Задание № 4.
Рассмотрите лица, изображенные в клетках, и, не нарушая закономерности, нарисуйте недостающее.
Задание № 5.
Лабиринт. Ребята выполняют по желанию.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
1 класс конец учебного года.
Задание № 1.
Приготовьте цветной карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задания. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буквы «к» и «с» зачеркивать, а букву «а» обводить кружочком. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш. (Учитель включает секундомер, дети начинают выполнения задания. (Через минуту говорит «Стоп» и выключает секундомер).
Задание № 2.
Закончите рисунки художника.
Задание № 3.
На доске карточки из приложения. Запомните эти изображения и, после того как они будут убраны, зарисуйте у себя в тетрадях.
Задание № 4.
На каждой из четырех картинок найдите и раскрасьте лишний предмет.
Задание № 5.
Раскрасьте юбочки так, чтобы две из них были одинаковыми, а две - разными.
Задание № 6.
Галя веселее Оксаны, а Оксана веселее Инны. Нарисуйте рот Инны. Раскрасьте рот самой веселой девочки.
Задание № 7.
На каждой полоске раскрасьте две такие части, из которых можно составить круг.
(Полученные результаты заносятся в таблицу, в которую внесены данные о развитии детей. Сопоставляя данные начала года и результаты на конец года, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.)
Анализ работы. 1 класс
На основании полученных результатов по заданиям 1- 3 определяется количество:
- зачеркнутых и обведенных букв за минуту- показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе;
- нарисованных рисунков – показатель яркости и силы воображения;
- точно изображенных и раскрашенных рисунков – показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти;
- толстых линий на изображении карандаша – показатель точности восприятия;
- точка в записи(5.) – показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии.
Кроме того, в четвертом задании обратите внимание на правильность нарисованного лица, у которого меняется рот,- показатель способности ребенком к простейшему анализу, сравнению и выделению главного.
Затем заполняется таблица, которая служит точкой отсчета при дальнейшей работе по развитию познавательных и творческих способностей детей.
Результаты динамики роста познавательных способностей ребят 1 класс
Выявление уровня развития познавательных процессов.
4 класс начало учебного года.
Задание № 1.
Приготовьте синий и желтый карандаши, и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу:»Внимание, начали! «Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш. (Работа по секундомеру в течение 2 –х минут)
Задание № 2.
Учитель показывает карточки(см в приложении). Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 30 секунд дети рассматривают изображения и затем, после того , как все карточки перевернули, по памяти зарисовывают их как можно точнее.)
Задание № 3.
(Даётся для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия).
Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: РЕКА, САЖА, ТЕЛЕГА, КОЗЕЛ, УЧИТЕЛЬ, ТРАВА, АПЕЛЬСИН, ВОЛК, КАРТА, ГРИБ.
Задание № 4.
Сколько раз встречается в таблице каждая фигура?
Задание № 5.
Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумайте, какая связь между словами. Вставьте вместо точек подходящие слова
… - сердце, машина - … , птица – летать, змея- …, ручка – писать, … - рисовать, тортила -…, шушара - …, доктор – шесть, врач - …, ….- портной , туфли - …, Париж – два, Токио - …, дерево – топор, бумага - ….
Задание № 6.
Впиши номер нужной фигуры. Чем различаются животные?
Задание № 7.
Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов, и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. «Правильно!» - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков.
Ответ: Белов – рыжеволосый. Рыжов – черноволосый, Чернов – блондин.
Задание № 8.
Используя пятилитровый и трехлитровые кувшины, набери из бочки 4 л воды. Объясни свои действия.
Ответ:
Набираем полный пятилитровый кувшин воды, отливаем в трехлитровый . выливаем из трехлитрового кувшина воду в бочку. Оставшиеся в пятилитровом кувшине 2 л переливаем в трехлитровый кувшин. Набираем полный пятилитровый кувшин и доливаем один литр из него в трехлитровый. В результате в трехлитровом – 3 л, а в пятилитровом – 4 л.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
4 класс конец учебного года.
Задание № 1.
Приготовьте синий и желтый карандаши, и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу:»Внимание, начали! «Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш. (Работа по секундомеру в течение 2 –х минут)
Задание № 2.
Учитель показывает карточки из приложения № 22.
Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (в течение 30 секунд дети рассматривают изображения и затем, после того, как все карточки перевернули, по памяти зарисовывают их как можно точнее.)
Задание № 3.
(Дается для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия).
Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: РЕКА, САЖА, ТЕЛЕГА , КОЗЕЛ, УЧИТЕЛЬ, ТРАВА, АПЕЛЬСИН, ВОЛК, КАРТА, ГРИБ.
Задание № 4.
Сколько раз встречается в таблице каждая фигура?
Задание № 5.
Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумайте, какая связь между словами. Вставьте вместо точек подходящие слова
… - сердце, машина - … , птица – летать, змея- …, ручка – писать, … - рисовать, тортила -…, шушара - …, доктор – шесть, врач - …, ….- портной , туфли - …, Париж – два, Токио - …, дерево – топор, бумага - ….
Задание № 6.
«Поиск закономерности». Выбери нужную фигурку из 6 пронумерованных.
Ответ: 2 (У основания каждой фигуры имеется одна, две или три линии; поперечная перекладина может быть прямой, изогнутой кверху и изогнутой книзу; каждый шар на перекладине может быть белым, черным и заштрихованным; любой из этих признаков встречается лишь один раз в каждом ряду и каждой колонке).
Задание № 7.
В бутылку, стакан, банку и кувшин налили молоко, квас, лимонад и воду. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и со сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вод. Стакан стоит около банки и около сосуда с молоком. В каком сосуде какая жидкость?
Ответ: вода - в стакане, квас – в банке, молоко – в кувшине, лимонад – в бутылке.
Задание № 8.
Набери из пруда 4 л воды, пользуясь для этого двумя ведрами на 9л и на 11л.
Ответ:
11л | 0 | 11 | 2 | 2 | 0 | 11 | 4 | 4 |
9 л | 0 | 0 | 9 | 0 | 2 | 2 | 9 | 0 |
Анализ работы. 4 класс
Результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий 1,2,3,4,5,6,7 заносятся таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начала года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
2 класс начало учебного года.
Задание № 1.
Выполни работу по образцу за 2 минуты. Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. в образце подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того как я скажу: «начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами, так как это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не подряд. Времени вам дается 2 минуты. Когда я скажу «стоп», вы положите ручки и закончите выполнение задания. ( Учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через две минуты говорит: «Стоп», и выключает секундомер.)
Задание № 2.
Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, которые они обозначают. Домино, сачок, дом, дерево, стол, люстра, дельтаплан, буква, самолет.
Задание № 3.
Учитель показывает каточки из приложения № 1. (Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)
Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. ( В течение 10 с дети рассматривают изображение и затем, после того, как карточка перевернута, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).
Задание № 4.
(Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия). Учитель читает пословицы и поговорки. Дети должны записывать только названия чисел, которые услышат.
а) Семь бед – один ответ.
б) Два сапога – пара.
в) На все четыре стороны.
г) Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
д) Обещанного тир года ждут.
е) Как свои пять пальцев.
Задание № 5.
Подумайте, какой длины должен быть отрезок проволоки, чтобы сделать такую дугу. Начертите отрезок.
Задание № 6.
Нарисуй огурец слева от свеклы, но справа от моркови
Прочитайте задание и выполните его. Будьте внимательны. (задания даны с целью проверки взаимного расположения предметов на плоскости.)
Задание № 7.
Рассмотрите флажки. Нарисуйте недостающий флажок.
Анализ работы. 2 класс
На основании полученных результатов по заданиям 1- 4 определяется количество:
- заполненных клеточек под цифрами за две минуты – показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе;
- правильно заполненных клеточек – показатель умения распределять внимание;
- выполнение рисунков – показатель яркости и силы воображения;
- точно изображенных и раскрашенных рисунков- показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти;
- толстых линий и линий на воображении – показатель точного восприятия;
- точек в записи – показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии;
- записанных числительных – показатель развития слуховой памяти.
Кроме этого, в пятом задании обратите внимание на правильность начерченного отрезка – показатель развития воображения и умения преобразовать данную фигуру; в седьмом задании обратите внимание на правильность нарисованного флажка – показатель умения подметить существующую закономерность и применить ее для выполнения предложенного задания.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
2 класс конец учебного года.
Задание № 1.
Выполни работу по образцу за 2 минуты.
Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В образце подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того как я скажу: «начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами, так как это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не подряд. Времени вам дается 2 минуты. Когда я скажу «стоп», вы положите ручки и закончите выполнение задания. ( Учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через две минуты говорит: «Стоп», и выключает секундомер.)
Задание № 2.
Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, которые они обозначают. Домино, сачок, дом, дерево, стол, люстра, дельтаплан, буква, самолет.
Задание № 3.
Учитель показывает каточки из приложения. (Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)
Установка: запомните как можно точнее все, что изображено.
(В течение 10с дети рассматривают изображение и затем, после того, как карточка перевернута, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).
Задание № 4.
Начерти отрезок проволоки, из которого можно сделать дугу.
Задание № 5.
Запиши, какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых упоминают числа один, тир, семь, четыре, сто.
Задание № 6.
Найди такое общее окончание для этих букв, чтобы получились слова.
Проверка: какое общее окончание будет у этих слов? ( «- ель»). Какие же получились слова ? (Дрель, мель, трель, цель, щель, ягель, учитель, акварель.)
Задание № 7.
Раздели числа на группы. Запиши их группами.
20 м, 9 кг, 15 л, 47 см, 3 ч, 100кг, 86 дм, 20 мин, 61 см, 12 мин, 99 м, 20л, 73 ч.
Ответ: первая группа – масса и объем,, вторая – размер, третья – время или первая группа – числа в которой встречается цифра 2, вторая с цифрой 3, третья с остальными цифрами и так далее.)
Задание № 8.
Рассмотри фигуры. Найди закономерность. Нарисуйте недостающую.
Задание № 9.
Найди отличия.
Результаты динамики роста познавательных способностей ребят. 2 класс.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
3 класс начало учебного года.
Задание № 1.
Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая , третья, первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны подчеркнуть каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. .работу надо начинать по сигналу: « Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута», вы в течение второй минуты, наоборот будете вычеркивать каждую первую букву и подчеркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите ручки. (учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через минуту говорит: «Стоп. Вторая минута» еще через минуту - «Стоп». Закончили и выключает секундомер.)
Задание № 2.
Учитель показывает карточки с геометрическими фигурами.
Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 10 секунд дети рассматривают изображение и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).
Задание № 3.
Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия.
Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке.
Слова: ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ПАЛКА, КАРТОН, ЧЕРНИЛА, ПЧЕЛА, КАПУСТА, СТЕКЛО.
Задание № 4.
Подумай , какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобки.
Задание № 5.
Когда Катя, Вика и Алина спросили, какие оценки им поставлены за контрольную работу, то Ольга Анатольевна ответила:
- Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе плохих оценок нет, а у вас троих оценки разные, причем у Алины не «3», у Вики не «3» и не «5». Напиши какую отметку получила каждая из учениц.
Задание № 6.
Направлено на проверку пространственного воображения. Дети должны видеть и понимать разницу между путем по прямой дороге и извилистой.
Выявление уровня развития познавательных процессов.
3 класс конец учебного года.
Задание № 1.
Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая , третья, первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны подчеркнуть каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. .работу надо начинать по сигналу: « Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута», вы в течение второй минуты, наоборот будете вычеркивать каждую первую букву и подчеркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите ручки. (учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через минуту говорит: «Стоп. Вторая минута» еще через минуту - «Стоп». Закончили и выключает секундомер.)
Задание № 2.
Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: КУСТАРНИК, КОСА, МОРЕ, КАМЕНЬ, КОРА, САРАЙ, ЗВОНОК, КРЫСА, КУСТАРНИК, СКАЗКА.
Задание № 3.
Учитель показывает карточки с геометрическими фигурами.
Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 10 секунд дети рассматривают изображение и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).
Задание № 4.
Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумай, какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобки. Ответ: больница лечение, рука – палец; мороз – шуба, муха – паутина; человек – дом; картофель – шелуха.
Задание № 5.
Дается с целью проверки логического мышления.
Задание № 6. «Поиск закономерности»
Нарисуй недостающую фигуру.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Мероприятия | Ответственные исполнители | Срок выполнения |
1. | Клуб «Умникам и умницам» | Учителя | 1 раз в неделю |
2. | Кружки: 1 «а» - «Занимательная математика» 1 «б»- Занимательная математика» 2 «а» - «В стране русской речи » 2 «б» - «Веселая геометрия» 3 «а» - «Крылатые выражения» 3 «б» - «Тайны нашего языка» 4 «а» - «Слово» 4 «б» - Учимся писать сочинения» | 1 раз в неделю | |
3. | Проектная деятельность: 2 «а» класс 2 «б» класс 3 «а» класс 3 «б» класс 4 «а» класс 4 «б» класс |
Рук. Миронова Э.В. Рук. Костюк Т.П. Рук. Гарипова З.Г. Рук. Соколенко Е.В. Рук. Идрисова М.Е. Рук. Баязитова Ф.Г. Винтовкин В. |
март |
4. | Мероприятия в рамках декад Русский язык Литература Математика Естествознания | Лактина Т.В. Миронова Э.В. Набиулина И.М. Идрисова М.Е. |
Октябрь Ноябрь 1 неделя 2-3 неделя 4- 5неделя Декабрь Январь 1 неделя 2-3 неделя 4- 5неделя Февраль Март 1 неделя 2-3 неделя 4- 5неделя Апрель 1 неделя |
4.Тематические конкурсы, викторины 4. КВН по параллелям. 7. Олимпиады. |
2-3 неделя 4- 5неделя |
Анкета для определения школьной мотивации
1. Тебе нравится в школе - не очень; | 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? - не знаю; |
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? - чаще |
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? - часто; |
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? | 8. Тебе нравится учиться? - точно не знаю; |
4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки? - не нравится; | 9. У тебя в классе много друзей? - мало; |
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? - хотел бы; | 10. Тебе нравятся твои одноклассники? - нравятся; - не очень; - не нравятся. |
Ответы характеризующее положительное отношение к школе, оценивается в три балла, относительно нейтральные ответы – в один балл, ответы, показывающие отрицательное отношение – ноль баллов.
Оценка результатов.
25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации и учебной активности;
20 – 24 балла – достаточный уровень мотивированности и учебной активности;
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но она, скорее привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными моментами;
10 – 14 баллов – недостаточный уровень мотивированности и учебной активности;
Менее 10 баллов – отсутствие позитивного отношения (школьная дезадаптация).