Программа "Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования в начальной школе"

Разделы: Внеклассная работа


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название Использование разнообразных форм внеклассной работы как средство повышения качества образования в начальной школе.
Основные разработчики программы Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учителя начальных классов
Цель программы Ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, умеющий применять свои знания в нестандартной ситуации.
Принципы Принцип воспитывающего обучения.
Принцип научности
Принцип наглядности
Принцип занимательности
Принцип добровольного участия
Задачи - развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;
- активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
- воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе;
- воспитание чувства патриотизма;- формирование связной речи учащихся, умение общаться, доказывать и обосновывать своё мнение.
Основные направления программы 1. Клуб «Юным умникам и умницам».
2. Программы.
3. Проектно-исследовательская деятельность.
4. Мероприятия в рамках предметных декад.
План реализации программы Мероприятия, сроки исполнения, ответственные
Исполнители основных мероприятий Заместитель директора по учебно – воспитательной работе, учителя начальных классов, библиотекарь, педагог – психолог, родители.
Ожидаемые конечные результаты Повышение мотивации к обучению. Повышение качества образования.
Оценка программы Ежегодный анализ итогов реализации программы на научно методическом, педагогическом советах.
Диагностика Выявление уровня развития познавательных процессов на начало и конец учебного года. Диагностика для определения школьной мотивации.

Актуальность данной программы.

Результаты контрольных работ, мониторинг качества обучения показали уровень подготовки учащихся выпускных классов ниже городского. В связи с этим была создана программа для повышения качества обучения. Для выявления причин низкого качества обучения было проведено анкетирование учащихся для определения школьной мотивации. Результат, показал 22% учащихся имеют положительное отношение к школе, но она скорее, привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными предметами. 4 человека – недостаточный уровень мотивированности и учебной активности.

Для начальной школы на данном этапе приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.

Как же заинтересовать? Как привлечь внимание? В этом может помочь внеклассная работа по предметам.

Организация взаимосвязи урочной и внеурочной работы повышает эффективность педагогического процесса, создает условия для его интенсификации.

Внеклассная работа способствует развитию познавательных интересов не только по предметам, но и в других сферах внеклассной деятельности. Она обладает значительными возможностями для развития неформальных отношений, индивидуальных способностей, дает простор детской изобретательности и фантазии. Служит средством предупреждения и преодоления асоциальной деятельности. Занятия с учащимися во внеурочной деятельности используются для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки привития вкуса к чтению, для сообщения учащихся полезных сведений из истории предметов.

Внеклассная работа с учащимися приносит большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по предмету. А это благотворно сказывается на качестве его урока, на знаниях учащихся.

Девиз программы: «Ни одного равнодушного рядом!»

Цель: ученик, овладевший программным материалом на более качественном уровне, умеющий применять свои знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • Дополняя функциональность основного образования, расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.
  • Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учёбе.
  • Создавать условия и обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей ребёнка в различных видах деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества обучения на 10%.
  • Рост личностных достижений.
  • Создание атмосферы успеха.
  • Участие в турах олимпиад по математике, русскому языку, чтению, окружающему миру для 4х классов.
  • Участие в международной интеллектуальной игре «Медвежонок».
  • Участие в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (3-4 классы ).
  • Участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».
  • Активное участие в проведении предметных недель · Активное участие в проведении «книжкиной недели».

Принципы организации внеклассной работы по предметам.

  1. Принцип воспитывающего обучения.
  2. Система внеклассных занятий складывается в соответствии с системой занятий на уроках. На них учащиеся вырабатывают идейные, нравственные и эстетические взгляд, нормы, делают выводы, сопоставляют и обобщают факты.

  3. Принцип научности.
  4. Внеклассные занятия строятся на познавательной базе. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.

  5. Принцип наглядности.
  6. Использование в процессе занятий разнообразных средств, представленных конкретными образами. Научность, глубина излагаемого материала, выявление его практической значимости сочетаются с увлекательностью формы.

  7. Принцип занимательности.

    Находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, познавательных игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели.

  8. Принцип добровольного участия.

    Он предполагает наличие у детей определенного круга интересов, что и позволяет среди многих предметных кружков и других видов внеклассной работы, выбрать тот вид деятельности, который более сможет удовлетворить их запросы.

Механизм взаимодействия участников внеклассной работы.

Заместитель директора – является непосредственным организатором, осуществляет контроль за выполнением.

Учитель - отбирает и рекомендует материал, является организатором и непосредственным участником мероприятий.

Библиотекарь – помогает родителям и учащимся в подборе материала, готовит рекомендательные списки книг для самостоятельной работы, выставку книг.

Родители – помощники учащимся, учителю в организации и проведении мероприятий, активные участники конкретного мероприятия.

Учащиеся – участники всей внеклассной работы.

Педагог – психолог – проводит диагностику на развитие мыслительных процессов, проводит коррекционные занятия, дает рекомендации учителю, родителям.

Содержание внеклассной работы определено по следующим направлениям:

  1. Клуб «Юным умникам и умницам» (автор О.Холодова).

  2. Кружки.
  3. 1 «а» - «Занимательная математика»

    1 «б»- Занимательная математика»

    2 «а» - «В стране русской речи »

    2 «б» - «Веселая геометрия»

    3 «а» - «Крылатые выражения»

    3 «б» - «Тайны нашего языка»

    4 «а» - «Слово»

    4 «б» - Учимся писать сочинения»

  4. Проектно - исследовательская деятельность.

  5. Мероприятия в рамках предметных декад.

Первое направление. Клуб «Юным умникам и умницам».

Занятия проходят в форме факультатива как для детей, имеющих различные проблемы в обучении, так и для детей, смотивированных на обучение.

Для проведения занятий предлагаются рабочие тетради, в которых материал рассчитан как для самостоятельной работы, так и для совместных занятий с учителем.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект.

Развитие речи.

Развитие мышления в ходе усвоенных таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы.

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект.

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я – концепцию).

Второе направление. Проектно - исследовательская деятельность «Я – исследователь».

Среди многообразий форм и способов организации проектной деятельности в начальной школе особое место занимают детские исследовательские проекты. Вследствие проводящейся в последние годы работы, направленной на модернизацию начального образования, педагоги сталкиваются с новыми педагогическими и методическими задачами. Ученик начальной школы должен быть не только внимательным слушателем и аккуратным исполнителем, заданных учителем, но и исследователем и экспериментатором, способным к самостоятельной аналитической работе.

Методика научного исследования предполагает выдвижение гипотезы, ее экспериментальную проверку и формулирование вывода. Эти этапы исследования дети часто проходят в повседневной жизни. Для маленького ребенка нет ни чего более естественного, чем задаваться вопросами и строить предложения. Ребенок всегда пытается докопаться до истины, либо добиться ответа от взрослого, либо пробуя проверить свои предположения на практике. Наша задача, как педагогов, грамотно использовать эту детскую потребность в познании окружающего мира, научить ребенка подбирать средства, которые помогут ему в разрешении проблемы, и делать логичные выводы.

Планируя внедрять проектно- исследовательскую деятельность, в нашей школе уделено большое внимание оборудованию, которое поможет помочь учителям рациональнее организовать работу, сделать ее более наглядной для аудитории и представить результатами детской деятельности ребенка современными средствами. На сегодняшний день школа имеет в своем распоряжении современные компьютерные классы, мультимедийное оборудование, библитотеку. Все это помогает сделать обучение нагляднее, интереснее, индивидуальнее, а следовательно, добиваться лучших результатов в усвоении учебного материала.

В рамках программы в проектной- исследовательской деятельности будут задействованы все учащиеся каждого класса, привлечены родители.

Прогнозируемый результат.

Учащиеся научатся оформлять свою проектную деятельность, глубже изучат темы.

Это поможет каждому участнику осознать взаимосвязь окружающего мира и его законов и явлений, оценить собственный уровень и поучиться «на чужих ошибках», расширив тем самым личный опыт. Успешность любого проекта даст для эмоционального развития ребенка и повысит мотивацию к учебе и исследовательской деятельности.

Третье направление. Кружки

Работа в рамках реализации кружков способствует:

  • более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;
  • содействует развитию речи учащихся; · повышает желание детей читать художественную литературу;
  • учит работать со словарями разных видов;
  • обучает умению находить различными способами ответы на вопросы;
  • · умению общаться, доказывать и обосновывать свое мнение.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своем развитии, существенно расширят знания в области преподаваемого предмета, станут более успешным, а значит, повысится мотивация к учению, что будет способствовать качеству образования.

Четвертое направление. Мероприятия в рамках декад.

Когда родители приводят детей в школу, они надеются, что их дети приобретут глубокие и прочные знания. Кроме этого родители хотят, чтобы жизнь детей в школе проходила в условиях содержательной и хорошо организованной воспитательной работы.

Ожидания родителей целиком совпадают с целями, которыми ставит перед собой педагогический коллектив.

Одним из средств достижений образовательных и воспитательных целей является система внеклассной работы по предметам, которая включает себя такие традиционные мероприятия как:

- месячники (русского языка и литературы, математики, окружающего мира);

игры – путешествия, тематические конкурсы, викторины, инсценировки, олимпиады и т.д.

Подготовка к каждому месячнику начинается с создания рабочей группы, ответственной за организацию всех творческих дел. Сама подготовка включает в себя такие этапы: отбор конкурсных заданий, создание условий для проведения всех мероприятий месячника, подготовка детей, украшение школы, и информационное обеспечение.

В течение месячника каждую неделю учитель готовит задания занимательного и творческого характера, который помещается на классном стенде для того, чтобы дети поискали решения, обсудили между собой пути решения. Это создаёт у детей мотивацию самостоятельно поискать и порешать нестандартные задачи. В каждой предшествующей контрольной работе предлагается 1- 2 дополнительных творческих заданий, чтобы дети могли попробовать свои силы.

Учителя включают в материал уроков подобные задания для коллективного их решения и накопления опыта работы с такими задачами.

Ответственными заранее делается объявление о выставке предметных газет авторами, которых могут быть отдельные ученики, группы ребят, целые семьи. Сбор материала является отличным стимулом для решения большого количества разных задач. Обязательным является приложения к газете списка всех верных решений.

За несколько дней до проведения месячника вывешивается красочное объявление для детей и родителей, в котором указываются сроки проведения, содержания мероприятия и добрые пожелания. Это создает радостное настроение ожидание праздника и является еще одним мотивом для подготовки к участию в нём.

Любой месячник начинается с линейки, каждый класс получает план своего участия во всех мероприятиях с указанием места и времени проведения всех дел.

Самым ярким событием недели является олимпиада. Содержание олимпиадных работ включает в себя разноуровневые задания, чтобы каждый ребенок мог справиться с каким то количеством задач. Задания соответствуют программным заданиям, но носят нестандартный творческий характер.

Заканчивается месячник линейкой, где награждаются учащиеся, родители.

По результатам выполнения каждого задания делается вывод о точности отбора материала, глубине сформированности учебных знаний и навыков. Идет анализ причин неуспешности, что помешало ребенку справиться с простыми заданиями, недостатки знаний или неумение работать с текстом, а может, нехватка волевых качеств для борьбы с естественным волнением или отсутствием самоорганизованности?

А самое главное – выявляются творческие дети и планомерная работа по созданию условий их дальнейшего развития. И, конечно же участие во всех мероприятиях будет способствовать повышению качества обучения.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
1 класс начало учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте синий карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задания. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буквы «к» и «с» зачеркивать, а букву «а» обводить кружочком. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш. (Учитель включает секундомер, дети начинают выполнения задания. (Через минуту говорит «Стоп» и выключает секундомер).

Задание № 2.

Нарисуйте предметы, которые напоминают вам эти рисунки.

Задание № 3.

На доске карточки

(Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)

Установка: запомните эти изображения. ( в течение 1,5 минут дети их рассматривают и затем, после того как карточки убраны, по памяти зарисовывают их в отведенной для этого в тетради рамке как можно точнее.)

Задание № 4.

Рассмотрите лица, изображенные в клетках, и, не нарушая закономерности, нарисуйте недостающее.

Задание № 5.

Лабиринт. Ребята выполняют по желанию.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
1 класс конец учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте цветной карандаш, откройте тетрадь и посмотрите на задания. На рисунке подряд записаны буквы. Вы должны все буквы «к» и «с» зачеркивать, а букву «а» обводить кружочком. Работу надо начинать по сигналу: «Внимание, начали!». Как только я скажу «Стоп», вы положите карандаш. (Учитель включает секундомер, дети начинают выполнения задания. (Через минуту говорит «Стоп» и выключает секундомер).

Задание № 2.

Закончите рисунки художника.

Задание № 3.

На доске карточки из приложения. Запомните эти изображения и, после того как они будут убраны, зарисуйте у себя в тетрадях.

Задание № 4.

На каждой из четырех картинок найдите и раскрасьте лишний предмет.

Задание № 5.

Раскрасьте юбочки так, чтобы две из них были одинаковыми, а две - разными.

Задание № 6.

Галя веселее Оксаны, а Оксана веселее Инны. Нарисуйте рот Инны. Раскрасьте рот самой веселой девочки.

Задание № 7.

На каждой полоске раскрасьте две такие части, из которых можно составить круг.

(Полученные результаты заносятся в таблицу, в которую внесены данные о развитии детей. Сопоставляя данные начала года и результаты на конец года, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.)

Анализ работы. 1 класс

На основании полученных результатов по заданиям 1- 3 определяется количество:

- зачеркнутых и обведенных букв за минуту- показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе;

- нарисованных рисунков – показатель яркости и силы воображения;

- точно изображенных и раскрашенных рисунков – показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти;

- толстых линий на изображении карандаша – показатель точности восприятия;

- точка в записи(5.) – показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии.

Кроме того, в четвертом задании обратите внимание на правильность нарисованного лица, у которого меняется рот,- показатель способности ребенком к простейшему анализу, сравнению и выделению главного.

Затем заполняется таблица, которая служит точкой отсчета при дальнейшей работе по развитию познавательных и творческих способностей детей.

Результаты динамики роста познавательных способностей ребят 1 класс

Выявление уровня развития познавательных процессов.
4 класс начало учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте синий и желтый карандаши, и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу:»Внимание, начали! «Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш. (Работа по секундомеру в течение 2 –х минут)

Задание № 2.

Учитель показывает карточки(см в приложении). Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 30 секунд дети рассматривают изображения и затем, после того , как все карточки перевернули, по памяти зарисовывают их как можно точнее.)

Задание № 3.

(Даётся для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия).

Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: РЕКА, САЖА, ТЕЛЕГА, КОЗЕЛ, УЧИТЕЛЬ, ТРАВА, АПЕЛЬСИН, ВОЛК, КАРТА, ГРИБ.

Задание № 4.

Сколько раз встречается в таблице каждая фигура?

Задание № 5.

Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумайте, какая связь между словами. Вставьте вместо точек подходящие слова

… - сердце, машина - … , птица – летать, змея- …, ручка – писать, … - рисовать, тортила -…, шушара - …, доктор – шесть, врач - …, ….- портной , туфли - …, Париж – два, Токио - …, дерево – топор, бумага - ….

Задание № 6.

Впиши номер нужной фигуры. Чем различаются животные?

Задание № 7.

Встретились три одноклассника: Белов, Рыжов, и Чернов. Черноволосый сказал, что ни у одного из них цвет не соответствует фамилии. «Правильно!» - ответил Белов. Напиши, какого цвета волосы у каждого из мальчиков.

Ответ: Белов – рыжеволосый. Рыжов – черноволосый, Чернов – блондин.

Задание № 8.

Используя пятилитровый и трехлитровые кувшины, набери из бочки 4 л воды. Объясни свои действия.

Ответ:

Набираем полный пятилитровый кувшин воды, отливаем в трехлитровый . выливаем из трехлитрового кувшина воду в бочку. Оставшиеся в пятилитровом кувшине 2 л переливаем в трехлитровый кувшин. Набираем полный пятилитровый кувшин и доливаем один литр из него в трехлитровый. В результате в трехлитровом – 3 л, а в пятилитровом – 4 л.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
4 класс конец учебного года.

Задание № 1.

Приготовьте синий и желтый карандаши, и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны синим карандашом подчеркивать каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. Работу надо начинать по сигналу:»Внимание, начали! «Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите карандаш. (Работа по секундомеру в течение 2 –х минут)

Задание № 2.

Учитель показывает карточки из приложения № 22.

Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (в течение 30 секунд дети рассматривают изображения и затем, после того, как все карточки перевернули, по памяти зарисовывают их как можно точнее.)

Задание № 3.

(Дается для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия).

Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: РЕКА, САЖА, ТЕЛЕГА , КОЗЕЛ, УЧИТЕЛЬ, ТРАВА, АПЕЛЬСИН, ВОЛК, КАРТА, ГРИБ.

Задание № 4.

Сколько раз встречается в таблице каждая фигура?

Задание № 5.

Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумайте, какая связь между словами. Вставьте вместо точек подходящие слова

… - сердце, машина - … , птица – летать, змея- …, ручка – писать, … - рисовать, тортила -…, шушара - …, доктор – шесть, врач - …, ….- портной , туфли - …, Париж – два, Токио - …, дерево – топор, бумага - ….

Задание № 6.

«Поиск закономерности». Выбери нужную фигурку из 6 пронумерованных.

Ответ: 2 (У основания каждой фигуры имеется одна, две или три линии; поперечная перекладина может быть прямой, изогнутой кверху и изогнутой книзу; каждый шар на перекладине может быть белым, черным и заштрихованным; любой из этих признаков встречается лишь один раз в каждом ряду и каждой колонке).

Задание № 7.

В бутылку, стакан, банку и кувшин налили молоко, квас, лимонад и воду. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и со сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вод. Стакан стоит около банки и около сосуда с молоком. В каком сосуде какая жидкость?

Ответ: вода - в стакане, квас – в банке, молоко – в кувшине, лимонад – в бутылке.

Задание № 8.

Набери из пруда 4 л воды, пользуясь для этого двумя ведрами на 9л и на 11л.

Ответ:

11л 0 11 2 2 0 11 4 4
9 л 0 0 9 0 2 2 9 0

Анализ работы. 4 класс

Результаты, полученные после проверки выполнения детьми заданий 1,2,3,4,5,6,7 заносятся таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начала года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
2 класс начало учебного года.

Задание № 1.

Выполни работу по образцу за 2 минуты. Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. в образце подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того как я скажу: «начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами, так как это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не подряд. Времени вам дается 2 минуты. Когда я скажу «стоп», вы положите ручки и закончите выполнение задания. ( Учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через две минуты говорит: «Стоп», и выключает секундомер.)

Задание № 2.

Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, которые они обозначают. Домино, сачок, дом, дерево, стол, люстра, дельтаплан, буква, самолет.

Задание № 3.

Учитель показывает каточки из приложения № 1. (Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)

Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. ( В течение 10 с дети рассматривают изображение и затем, после того, как карточка перевернута, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).

Задание № 4.

(Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия). Учитель читает пословицы и поговорки. Дети должны записывать только названия чисел, которые услышат.

а) Семь бед – один ответ.

б) Два сапога – пара.

в) На все четыре стороны.

г) Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

д) Обещанного тир года ждут.

е) Как свои пять пальцев.

Задание № 5.

Подумайте, какой длины должен быть отрезок проволоки, чтобы сделать такую дугу. Начертите отрезок.

Задание № 6.

Нарисуй огурец слева от свеклы, но справа от моркови

Прочитайте задание и выполните его. Будьте внимательны. (задания даны с целью проверки взаимного расположения предметов на плоскости.)

Задание № 7.

Рассмотрите флажки. Нарисуйте недостающий флажок.

Анализ работы. 2 класс

На основании полученных результатов по заданиям 1- 4 определяется количество:

- заполненных клеточек под цифрами за две минуты – показатель концентрированности внимания, его устойчивости в монотонной работе;

- правильно заполненных клеточек – показатель умения распределять внимание;

- выполнение рисунков – показатель яркости и силы воображения;

- точно изображенных и раскрашенных рисунков- показатель полноты восприятия, уровень развития зрительной памяти;

- толстых линий и линий на воображении – показатель точного восприятия;

- точек в записи – показатель способности подмечать малозаметные детали при восприятии;

- записанных числительных – показатель развития слуховой памяти.

Кроме этого, в пятом задании обратите внимание на правильность начерченного отрезка – показатель развития воображения и умения преобразовать данную фигуру; в седьмом задании обратите внимание на правильность нарисованного флажка – показатель умения подметить существующую закономерность и применить ее для выполнения предложенного задания.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
2 класс конец учебного года.

Задание № 1.

Выполни работу по образцу за 2 минуты.

Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В образце подряд записаны цифры. Каждой цифре соответствует свой рисунок. Рассмотрите их. После того как я скажу: «начали!», вы должны заполнить все свободные клеточки под цифрами, так как это сделано в образце. Будьте внимательны, цифры записаны не подряд. Времени вам дается 2 минуты. Когда я скажу «стоп», вы положите ручки и закончите выполнение задания. ( Учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через две минуты говорит: «Стоп», и выключает секундомер.)

Задание № 2.

Прочитайте слова и схематично зарисуйте в предложенные фигуры предметы, которые они обозначают. Домино, сачок, дом, дерево, стол, люстра, дельтаплан, буква, самолет.

Задание № 3.

Учитель показывает каточки из приложения. (Учитель предварительно вынимает листы из пособия и разрезает каждый лист на отдельные карточки.)

Установка: запомните как можно точнее все, что изображено.

(В течение 10с дети рассматривают изображение и затем, после того, как карточка перевернута, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).

Задание № 4.

Начерти отрезок проволоки, из которого можно сделать дугу.

Задание № 5.

Запиши, какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых упоминают числа один, тир, семь, четыре, сто.

Задание № 6.

Найди такое общее окончание для этих букв, чтобы получились слова.

Проверка: какое общее окончание будет у этих слов? ( «- ель»). Какие же получились слова ? (Дрель, мель, трель, цель, щель, ягель, учитель, акварель.)

Задание № 7.

Раздели числа на группы. Запиши их группами.

20 м, 9 кг, 15 л, 47 см, 3 ч, 100кг, 86 дм, 20 мин, 61 см, 12 мин, 99 м, 20л, 73 ч.

Ответ: первая группа – масса и объем,, вторая – размер, третья – время или первая группа – числа в которой встречается цифра 2, вторая с цифрой 3, третья с остальными цифрами и так далее.)

Задание № 8.

Рассмотри фигуры. Найди закономерность. Нарисуйте недостающую.

Задание № 9.

Найди отличия.

Результаты динамики роста познавательных способностей ребят. 2 класс.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
3 класс начало учебного года.

Задание № 1.

Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая , третья, первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны подчеркнуть каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. .работу надо начинать по сигналу: « Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута», вы в течение второй минуты, наоборот будете вычеркивать каждую первую букву и подчеркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите ручки. (учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через минуту говорит: «Стоп. Вторая минута» еще через минуту - «Стоп». Закончили и выключает секундомер.)

Задание № 2.

Учитель показывает карточки с геометрическими фигурами.

Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 10 секунд дети рассматривают изображение и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).

Задание № 3.

Выполняется для проверки уровня развития слуховой памяти и слухового восприятия.

Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке.

Слова: ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ПАЛКА, КАРТОН, ЧЕРНИЛА, ПЧЕЛА, КАПУСТА, СТЕКЛО.

Задание № 4.

Подумай , какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобки.

Задание № 5.

Когда Катя, Вика и Алина спросили, какие оценки им поставлены за контрольную работу, то Ольга Анатольевна ответила:

- Попробуйте догадаться сами, если я скажу, что в вашем классе плохих оценок нет, а у вас троих оценки разные, причем у Алины не «3», у Вики не «3» и не «5». Напиши какую отметку получила каждая из учениц.

Задание № 6.

Направлено на проверку пространственного воображения. Дети должны видеть и понимать разницу между путем по прямой дороге и извилистой.

Выявление уровня развития познавательных процессов.
3 класс конец учебного года.

Задание № 1.

Возьмите ручки, откройте рабочие тетради и посмотрите на задание под номером 1. В задании подряд записаны буквы. Вы считаете буквы подряд: первая, вторая , третья, первая, вторая, третья и так далее. В течение первой минуты вы должны подчеркнуть каждую первую букву и вычеркивать каждую третью. .работу надо начинать по сигналу: « Внимание, начали!» Как только я скажу: «Стоп. Вторая минута», вы в течение второй минуты, наоборот будете вычеркивать каждую первую букву и подчеркивать каждую третью. Как только я скажу: «Стоп. Закончили», вы положите ручки. (учитель включает секундомер, дети начинают выполнение задания. Через минуту говорит: «Стоп. Вторая минута» еще через минуту - «Стоп». Закончили и выключает секундомер.)

Задание № 2.

Учитель читает 10 слов с интервалом 3 секунды. Дети запоминают слова, а затем записывают на строчках в любом порядке. Слова: КУСТАРНИК, КОСА, МОРЕ, КАМЕНЬ, КОРА, САРАЙ, ЗВОНОК, КРЫСА, КУСТАРНИК, СКАЗКА.

Задание № 3.

Учитель показывает карточки с геометрическими фигурами.

Установка: запомните как можно точнее все, что изображено. (В течение 10 секунд дети рассматривают изображение и затем, после того как карточку перевернули, по памяти зарисовывают его как можно точнее. Затем предъявляется следующая карточка).

Задание № 4.

Дается для проверки умения находить связи между явлениями и событиями. Подумай, какая связь между словами в левой части. Составь подобную пару, выбрав одно из пяти слов, заключенных в скобки. Ответ: больница лечение, рука – палец; мороз – шуба, муха – паутина; человек – дом; картофель – шелуха.

Задание № 5.

Дается с целью проверки логического мышления.

Задание № 6. «Поиск закономерности»

Нарисуй недостающую фигуру.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Мероприятия

Ответственные исполнители

Срок выполнения

1. Клуб «Умникам и умницам» Учителя 1 раз в неделю
2. Кружки:
1 «а» - «Занимательная математика»
1 «б»- Занимательная математика»
2 «а» - «В стране русской речи »
2 «б» - «Веселая геометрия»
3 «а» - «Крылатые выражения»
3 «б» - «Тайны нашего языка»
4 «а» - «Слово»
4 «б» - Учимся писать сочинения»
  1 раз в неделю
3. Проектная деятельность:

2 «а» класс
1. «О чем говорят скороговорки?»
2. «Влияние солнца на окружающую действительность»

2 «б» класс
1. «Аптека, растущая в наших лесах»
2. «Пословицы и поговорки, которые учат».

3 «а» класс
1. «Из истории имен»
2. «Воздухоплавающие»
3. К несметным сокровищам слов»

3 «б» класс
1. «Слова – друзья»
2. «Чтобы дольше жили книжки» - проект бережливых.

4 «а» класс
1. «Ритуальные и обрядовые куклы»
2. «Капелька водички-много это или мало?»

4 «б» класс
1. «Домашние животные в истории моей семьи».
2. «Возвращенный лес»
3.«Прогноз погоды по народным приметам»

Рук. Миронова Э.В.
Кузьмин И.
Сысоева А.

Рук. Костюк Т.П.
Латыпов М.
Костюк Т.П.

Рук. Гарипова З.Г.
Дегтярева В.
Галямов Э.
Антонов Е.

Рук. Соколенко Е.В.
Якупова А.
Жумабаева Д.

Рук. Идрисова М.Е.
Ващенко Л.
Коновалов С.
Сорокина М.
Федоткина Н.

Рук. Баязитова Ф.Г.
Дятлова М.

Винтовкин В.
Поляков В.
Яналиева Г.

март
4.

Мероприятия в рамках декад

Русский язык
1. Линейка
2. Подбор материала
3. Решение нестандартных задач в классе и с родителями
4. Тематические конкурсы, викторины
5. Конкурс сочинений посвященных 40 летию города Нефтеюганска.
6. КВН по параллелям.
7. Олимпиады.

Литература
1. Линейка
2. Подбор материала
3. Литературный конкурс 1 кл. по сказкам Чуковского
2- 3 кл Литературная викторина.
4 кл. Брен – ринг «Пословицы и поговорки»
6. Инсценировка сказок.
7. Олимпиады.

Математика
1. Линейка
2. Подбор материала
3. Решение нестандартных задач в классе и с родителями
4. Тематические конкурсы, викторины
4. КВН по параллелям.
7. Олимпиады.

Естествознания
1. Линейка
2. Подбор материала
3. Решение нестандартных задач в классе и с родителями

Лактина Т.В.
Соколенко Е.В.
ГариповаЗ.Г.

Миронова Э.В.
Костюк Т.П.
Якубова Э.Г.

Набиулина И.М.
Паршкина В.Н.

Идрисова М.Е.
Баязитова Ф.Г.

Октябрь

Ноябрь

1 неделя

2-3 неделя

4- 5неделя

Декабрь

Январь

1 неделя

2-3 неделя

4- 5неделя

Февраль

Март

1 неделя

2-3 неделя

4- 5неделя

Апрель

1 неделя

 4.Тематические конкурсы, викторины
4. КВН по параллелям.
7. Олимпиады.
 

2-3 неделя

4- 5неделя

Анкета для определения школьной мотивации

1. Тебе нравится в школе

- не очень;
- нравится;
- не нравится;

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю;
- не хотел бы;
- хотел бы.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

- часто;
- редко;
- не рассказываю.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

8. Тебе нравится учиться?

- точно не знаю;
- нравится;
- не нравится.

4. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие – нибудь уроки?

- не нравится;
- бывает по разному;
- нравится.

9. У тебя в классе много друзей?

- мало;
- много;
- нет друзей.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся;
- не очень;
- не нравятся.

Ответы характеризующее положительное отношение к школе, оценивается в три балла, относительно нейтральные ответы – в один балл, ответы, показывающие отрицательное отношение – ноль баллов.

Оценка результатов.

25 – 30 баллов – высокий уровень школьной мотивации и учебной активности;

20 – 24 балла – достаточный уровень мотивированности и учебной активности;

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но она, скорее привлекает ребенка внеучебной стороной или отдельными моментами;

10 – 14 баллов – недостаточный уровень мотивированности и учебной активности;

Менее 10 баллов – отсутствие позитивного отношения (школьная дезадаптация).