Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся, выбирая собственный темп работы, может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной программой, которая включает в себя: целевую программу действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей (П.Ю. Цявичене, 1989; Г.Ю. Ксензова, 2001).
Гибкость модульного обучения выражается в том, что предполагается такое построение программ, которое обеспечивало бы возможность индивидуализации содержания обучения и путей его усвоения.
Начинается модульное занятие с целеполагания – определения целей деятельности обучающихся (чему они научатся на уроке). Следующий этап – мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность (интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты). Далее – информационный блок: изложение содержания в форме рассказа учителя, лекции, фильма, сообщений учащихся, чтения учебника или комбинации этих компонентов. Потом – отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции. На этом этапе используются “мягкие формы” контроля – само- и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль учителя), коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности. Экспертный контроль – это обычная проверочная работа, зачет, устный опрос или итоговый тест.
При модульном обучении учитель:
- управляет познавательной деятельностью обучающегося, т. е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора познавательной деятельности обучающихся;
- мотивирует познавательную деятельность обучающегося на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания и тем самым добивается положительного отношения к предмету;
- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с источником знания;
- использует коллективные способы обучения, организует взаимопомощь;
- оказывает помощь обучающемуся в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;
- создает ситуацию успеха, предлагая задания, посильные каждому обучающемуся;
- создает положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества;
- организует анализ обучающимся собственной деятельности и формирует его умение правильно оценивать свои действия.
Модуль 1. Эмбриональный период развити
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий |
Управление обучением. Рекомендации по выполнению заданий. Оценка. |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны знать основные этапы эмбрионального, зародышевого развития организмов; уметь охарактеризовать особенности каждого этапа, раскрыть сущность сложного процесса взаимного влияния тканей зародыша в процессе развития; повторить учебный материал по размножению и оплодотворению. | Внимательно прочитайте цели урока. |
УЭ-1 | Цель: определить исходный уровень
знаний об индивидуальном развитии организмов
(онтогенезе). I. Запишите в тетрадь дату и название темы "Эмбриональный период развития". II. Задание № 1 (тестовое). Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов, определите правильный ответ. В тетради запишите номер вопроса, рядом проставьте букву правильного ответа. Тест "Размножение и индивидуальное развитие организмов" 1. Выберите характерные особенности размножения растений: а) чередование полового и бесполого поколений; б) преобладает половое размножение; в) партеногенез; г) только бесполое размножение. 2. Зародышевые листки формируются на следующей стадии эмбрионального развития: а) зиготы; б) бластулы; в) гаструлы; г) органогенеза. 3. Начальная стадия индивидуального развития организма при половом размножении – это: а) гамета; б) зигота; в) бластула; г) гаструла. 4. Хромосомы в следующей фазе митоза расходятся к полюсам клетки на: а) профазы; б) метафазы; в) анафазы; г) телофазы. 5. В анафазе первого деления при мейозе к полюсам клетки отходят: а) половинки из каждой пары гомологических хромосом; б) только хроматиды из каждой пары гомологических хромосом; в) пара гомологических хромосом; г) целые хромосомы из двух хроматид. 6. Выделите пример вегетативного размножения: а) размножение частями тела растений; б) почкование кишечнополостных; в) размножение папоротников спорами; г) развитие трутней из неоплодотворенной яйцеклетки. 7. В результате мейоза в мужском организме созревают: а) только гаплоидные яйцеклетки; б) сперматозоиды с полным (2 п) набором хромосом; в) только гаплоидные мужские гаметы; г) диплоидные гаметы. 8. Сущность двойного оплодотворения растений заключается в: а) слиянии первого спермия с яйцеклеткой; б) слиянии сперминов с яйцеклеткой; в) слиянии второго спермия с диплоидной центральной клеткой; г) пункты а) и в) вместе; д) пункты а) и 6) вместе. III. Проверьте правильность выполнения тестовой работы. Критерии оценки: 10 правильных ответов – "5" (вас ожидают большие успехи в области биологии); 8–9 правильных ответов – "4" (нужно быть немного внимательнее); 5–7 правильных ответов – "3" (есть над чем задуматься); 1–4 правильных ответов – "2" (вам придется много работать). IV. Проанализируйте ошибки. 1. На какие вопросы вы легко и быстро ответили? Почему? 2. Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Почему? 3. Что способствовало и что мешало успешной работе? |
Выполните тестовую работу. Работайте самостоятельно в тетради. Ответы получите у учителя. Оценку занесите в лист контроля. Работайте вместе с классом. |
УЭ-2 | Цель: на основе анализа тестовых заданий спрогнозируйте тему, цель урока и поставьте проблему для совместного решения. | Работайте в группе, с классом. |
УЭ-3 | Цель: получить знания об основных
этапах эмбрионального развития. Лекция по теме: "Эмбриональный период развития". План лекции: 1. Этап дробления. 2. Этап гаструляции. 3. Этап первичного органогенеза. 4. Дифференциация. Дробление I. Задание № 2. Рассмотрите рис. 7.1., определите местоположение ядра зигот ланцетника, лягушки и птицы, на каком полюсе оно может находиться? Почему дробление зигот трех видов представителей животного мира протекает неодинаково? (Устно). II. Задание № 3. Найдите в тексте § 7.2.1. описание дробления зиготы лягушки, сравните его с дроблением зиготы ланцетника. Охарактеризуйте состояние бластул ланцетника и лягушки. В чем проявляется сходство и различие? (Устно). III. Обсудите результаты работы.
IV. Оцените свою работу.
I. Задание № 4. Найдите в тексте учебника В. Б. Захарова, § 7.2.2. сведения об образовании гаструлы. Используя рис. 7.2., ответьте на вопросы (устно): - Какие изменения происходят с первичной полостью тела? - Как проявляется перемещение клеточных масс в процессе гаструляции? - С появлением какого слоя клеток зародыш становится трехслойным?
III. Оцените свою работу
Первичный органогенез I. Задание № 5. Прочитайте фрагмент § 7.2 о зародышевых листах, выпишите названия тканей, которые формируются из: энтодермы – мезодермы – эктодермы. II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу.
I. Заданием 6 (устно). Какие биохимические процессы сопровождают дифференцировку клеток, когда одинаковые клетки превращаются в различные? II. Обсудите результаты работы. III. Оцените свою работу. |
Внимательно слушайте лекцию, выделяйте
при записи новые термины. Работайте парами. Пользуйтесь текстом учебника В. Б. Захарова и др. Общая биология: Учебн. для 10–11 кл. - 3-е изд.-М.: Дрофа, 2000. - § 7.2.1. -С. 219; с записями в тетради. См. учебник В. Б. Захарова. Общая биология: Учебн. для 10–11 кл. - 3-е изд. - М: Дрофа, 2000. - § 7.2.1.; рис. 7.1.,7.2. В классе (от каждой группы заслушивается сообщение, обсуждается и оценивается классом под контролем учителя). Оцените по пятибалльной шкале. Оценку занесите в лист контроля. Работайте парами или в группе (4 чел.) -Можно консультироваться с товарищами в группе или учителем См. учебник В. Б. Захарова и др. Общая биология: Учебник для 10–11 кл. -3-е изд. - М.: Дрофа, 2000. В классе. Оцените по пяти балльной шкале. Оценку занесите в лист контроля.
§7.2., с. 220–221.
Оцените по пяти балльной шкале. Оценку занесите в лист контроля. Работайте парами или группой (по 4 чел.)
Оцените по пяти балльной шкале. Оценку занесите в лист контроля. |
УЭ-4 Закрепление изученного материала |
Цель: проверить усвоение знаний об
эмбриональном периоде развития. I. Выполните задания: Заданием № 7 (первый уровень сложности). Рассмотрите схему внутреннего строения эмбриона позвоночного животного (рис. 1). Определите на ней зародышевые листки, укажите, какими цифрами они обозначены. Рисунок 1 Задание № 8 (второй уровень сложности). Рассмотрите рисунок 2. О чем свидетельствуют изображенные стадии развития.
Задание № 9 (третий уровень сложности). Если яйцо морского ежа рассечено пополам, имеет ли значение для развития личинки направление плоскости разделения, т. е. от анимального полюса к вегетативному или поперек яйца? А-да Б-нет II. Проверьте правильность ответа. |
Задание оценивается 3 баллами.
|
УЭ-5 | Цель: подвести итоги урока,
объяснить домашнее задание. I. Прочитайте цель урока. II. Достигли ли вы цели урока? В какой степени? III. Что помогало и что мешало вашей успешной работе на уроке? IV. Что осталось непонятным? V. Оцените свою работу. Подсчитайте количество баллов, которые вы набрали при выполнении заданий. Поставьте себе оценку за работу на уроке. |
Индивидуально. Вместе с классом. Вместе с классом.
|
Лист контроля
Этапы |
Количество баллов по заданиям |
Самооценка |
Итого |
||||||||
№ 1 |
№ 2 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 5 |
№ 6 |
№ 7 |
№ 8 |
№ 9 |
|||
УЭ-1 |
|||||||||||
УЭ-2 |
|||||||||||
УЭ-3 |
|||||||||||
УЭ-4 |
|||||||||||
УЭ-5 |
№ учебного элемента | Учебный материал с указанием заданий |
Управление обучением. Рекомендации по выполнению заданий. Оценка. |
Критерии оценки: Если ты набрал 40–45 баллов, то оценка за урок "5", 30–40 баллов – "4", 25–30 баллов – "3", менее 25 баллов – неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя еще будет время исправить положение. Дифференцированное домашнее задание. Если оценка за урок "5", то задание ты не получаешь; если "4" – повтори записи в тетради, если "3" и менее, то, к сожалению, ты плохо знаешь тему, поэтому повтори § 7.2. Творческое задание. 1. Составьте лабиринт на тему "Индивидуальное развитие организмов". 2. Подготовьте сообщение "Какими опытами была доказана эмбриональная индукция". |
||
УЭ-6 |
Рефлексия Цель: самому отследить собственные результаты и оценить их, повысить ответственность за результаты своего труда. |
Заполните лист самооценки и сдайте учителю. |