Цель: способствовать формированию у школьников ответственности за поддержание и сохранение своего здоровья.
Форма проведения: коллективное решение.
Оборудование: плакаты; магнитная доска; шарики, вырезанные из цветной бумаги; номерки для разбивки на группы; карточки с пословицей (“разрезанной” на отдельные слова); сделанный из картона большой градусник и двадцать шесть маленьких градусников (по количеству учащихся в классе); калькулятор; белая бумага; цветные карандаши или фломастеры.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I этап. Мотивационный:
Формирование внутренней мотивации к обсуждению проблемы здоровья.
1. Введение в тему:
Ученица: Сегодня много говорят о здоровье и не только говорят, но и пытаются что-то делать. Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующего его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик. Здоровье вместе с другими составляющими личности: умом, чувствами, волей, способностями образует ее единство и целостность. Сейчас даже наше правительство, наш президент обратили внимания на здоровье населения. Но чтобы ни предпринималось, мы сами в ответе за наше здоровье.
Учитель: Вы согласны? Итак, тема нашего занятия: “Здоров будешь – …”. (Плакат на доске открыт наполовину). Кто продолжит? (Учащиеся высказывают свои варианты, затем учитель открывает вторую часть плаката) “все добудешь”.
2. Определение понятия “здоровье”.
Ученица: А, вообще, что само слово “здоровье” обозначает? Пожалуйста, подумайте и запишите ваши определения на шариках. Вы можете работать индивидуально, или вдвоем, или в группе. На обдумывания три минуты. (Учащиеся записывают свои определения на шариках и прикрепляют на магнитную доску).
Ученики зачитывают “определения” на своих шариках и помещают на магнитную доску.
Ученица: А вот какое определение “здоровью” я нашла в толковом словаре Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. (разворачивает плакат и зачитывает определение): “Правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие”.
II этап. Определение проблемы.
Учитель: Но всегда ли мы бережно относимся к здоровью, укрепляем его? Наверное, нет, так как не можем прожить без тех или иных болячек, ОРЗ, гриппа и так далее. И сегодня мы попытаемся определить некоторые шаги, которые помогут поддержанию и укреплению нашего здоровья.
1. Соберите пословицу. (Работа в группах)
Учитель: Пожалуйста, соберите известную пословицу о здоровье. Вы будите работать в группах по четыре – пять человек. На обдумывание – три минуты.
(Пословица “разрезана” на отдельные слова. Учащиеся собирают пословицу: “Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – все потерял”).
деньги |
потерял |
ничего |
не |
потерял |
время |
потерял |
многое |
потерял |
здоровье | потерял | все | потерял |
Учитель: Вы согласны с таким высказыванием? Почему? (Учащиеся высказывают свое мнение)
2. Определение “температуры” класса.
Учитель: Сейчас я попрошу каждого из вас определить, если так можно сказать, температуру своего здоровья. Если человек здоров, то температура его тела – 36,7°. А насколько “градусов” вы чувствуете себя? (Учитель раздает каждому ученику “градусник” и ученики отмечают температуру своего здоровья)
Учитель: Теперь давайте, определим здоровье нашего класса. (Один ученик суммирует все данные, находит средний показатель и отмечает на одном большом градуснике)
III этап. Групповое решение.
1. Дорожные знаки.
Ученик: Нам всем знакомы дорожные знаки. Дорожные знаки нужны для того, чтобы соблюдать правила дорожного движения. Дорожные знаки бывают: предупреждающие, предписывающие, запрещающие и другие. Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке. Предписывающие знаки разрешают движение только в определенных направлениях или движение только определенного транспорта. Запрещающие знаки вводят определенные ограничения движения или отменяют определенные ограничения движения.
2. “Знаки” здоровья. (Работа в новых группах)
Ученик: Какие “знаки” здоровья можете предложить вы? Пожалуйста, нарисуйте предупреждающие знаки, предписывающие знаки и запрещающие знаки. Объясните, почему вы предлагаете те или иные знаки. Вы будите работать в новых группах по четыре – пять человек. На создание знаков вам дается пять – семь минут и одна минута на их презентацию. Создавая знаки, пожалуйста, не забывайте о теме нашего мероприятия.
(Учащиеся рисуют “знаки здоровья” и помещают их на магнитную доску. Представители от каждой группы защищают придуманные знаки)
IV этап. Рефлексивный итог мероприятия.
1. Заключительное слово учителя.
Учитель: Давайте подумаем о том, что сегодня произошло. В начале нашего разговора мы попытались дать определения понятию здоровья. Так? А что было потом? (Учащиеся вспоминают о градусниках и т.д.) Верно, вы определили свое, если так можно сказать, здоровье, здоровье всего класса и после этого разработали рекомендации в виде знаков здоровья. После всего, какие можно сделать выводы?
2. Выводы учащихся.
(Учащиеся высказывают свое мнение)
Ученица: Подводя черту нашему разговору, я хочу закончить такими словами: “Берегите здоровье друг друга.
У Природы мы – малая часть.
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили сейчас”.
(А.Дементьев)