Урок физики в 8-м классе "Получение изображения с помощью линзы" (введение в практикум)

Разделы: Физика


Цели урока:

Образовательные

  • продолжить формирование понятия о физическом эксперименте, ввести понятие “практикум” и учить использовать в поисках ответа различные методы;
  • познакомить с явлениями отражения, преломления, поглощения света в жизни человека;
  • продолжить знакомство с приборами (линзы, зеркала);
  • осуществить комплексный контроль усвоения знаний и сформированности практических умений;
  • развитие логического мышления, речи и памяти;
  • применение знаний в учебной практике, выяснение уровня этого умения.

Развивающие

  • совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы).

Воспитательные

  • учить видеть практическую пользу знаний;
  • совершенствовать теоретическую базу для последующих работ;
  • продолжить формирование коммуникативных умений;
  • учить настойчивости в достижении цели, трудолюбию;
  • воспитывать любознательность, культуру труда.

Оборудование к уроку:

30 карточек; таблички (турист, любитель таинственных явлений, хозяюшка, наблюдательный человек, дизайнер);промасленная бумага; опорный конспект, рабочая карта 15 штук; чашка с монетой (банка с водой); разные линзы на подставке 14 штук; экраны 14 штук; свечи 14 штук; спички 14; источник тока; лампочка, провода, реостат, удлинитель, экран со щелью; “почта России и число писем по числу учеников с домашними заданиями”; листочки с копирками по числу учеников; портрет Ньютона и текст рассказа о нём; зеркала 28 штук; чистая и пыльная посуда(колбы); прищепка для промасленной бумаги; за доской две карточки с чертежами к двум вариантам с/р.

Наш урок называется “ введение в практикум”

Практикум – это важное средство для:

  • выявления связи теории с практикой;
  • систематизации и обобщения знаний по изучаемой теме или курсу;
  • для повторения материала;
  • для развития экспериментальных умений и навыков;
  • знакомство с новыми приборами.

Главная методическая идея: строить урок на деятельностной основе.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Полученный результат

I. Организационный Приветствие, формулировка темы, указание на предстоящий объём работы. Готовятся к работе Принятие темы
Обсуждение эпиграфа Учитель голосом выделяет: Свет – самое темное место в физике Сравнивают времена Гёте и современные знания о свете. Сделали вывод, что наука очень сильно шагнула вперёд и уже то, что было “тёмным”; т.е. неизвестным, открыто и изучено, а что-то до сих пор пока о свете – загадка.
Актуализация знаний. Обсуждение проблемных вопросов Первый этап урока – занимательно-познавательный под девизом: лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать, а… может еще и опытом подтвердить или опровергнуть? Отвечают на вопросы, условно разделённые на темы:

1) Наблюдательный человек

2) Турист

3) Хозяюшка

4)Дизайнер

5) Любитель таинственных явлений.

Повторили:

Свойства света:

1. Прямолинейное распространение в однородной среде с постоянной скоростью.

2) Поглощение

3) Отражение

4) Преломление

Сделали выводы:

а) Ответ удачный, если составили этапы поиска.

б) Во время поиска использовали сравнение, называли известные свойства и формулировали новые на основе проводимого анализа. В ходе работы над задачами учащиеся выполнили целый комплекс мыслительных операций. Экспериментальная и поисковая деятельность.

Занимательно.

Задачи познавательные:

  • Наблюдательный человек

1) Поиск: ночь, только Луна, зима, снег, отражение.

2) Поиск: произошло изменение свойств бумаги. Как? Явление отражения уступило место явлению преломления.

  • Турист

Поиск:

1. Над костром воздух не одинаково прогревается.

2. Разные температура и давление, разные оптические свойства.

3. Т.к. изменение идёт постоянно > картинка колеблется, т.к. траектория светового луча, проходящего через соседние слои воздуха различной температуры и давления, искривляется.

  • Хозяюшка

Поиск: т.к. указана подсказка искать что? Ассоциация: хозяйка-посуда.

Из посуды на столе колбы. Одна пыльная, другая – блестит.

Поиск: Эксперимент! Нальём воду в выпуклую колбу и посмотрим через воду в ней на карандаш, каким видим предмет? а вывод?

  • Дизайнер

поиск: Эксперимент! взять два зеркала и сосчитать сколько изображений предмета получается между зеркалами, если сложены под углом:

Угол Число изображений

90о

3
60о 5
45о 7
30о 11
1) Почему летом ночи темнее, чем зимой?

(Ответ: за счёт отражения лунного света от белой поверхности снега).

2) Почему прозрачна пропитанная маслом бумага? (Ответ: Промежутки в волокнах бумаги многократно отражают свет и бумага не прозрачна. Впитавшийся в бумагу жир позволяет пройти свету без отражения).

3) Почему сидя у костра, мы видим предметы по другую его сторону колеблющимися? (Ответ: Теплые и холодные слои воздуха обладают различными оптическими свойствами – разный показатель преломления света, при конвекции постоянно изменяется этот показатель, поэтому изображение предметов по другую сторону колеблется.

4) Почему хорошие хозяйки любят, чтобы у них дома “всё блестело”? Найди ответ на демонстративном столе. (Ответ: если поверхность блестит, на ней нет пыли).

5) Почему маринованные фрукты и овощи в банке выглядят крупнее, чем на самом деле?

(Ответ: из-за преломления света. Выпуклая поверхность банки с водой преломляет, как линза).

6) Каким способом дизайнеры зрительно увеличивают объём комнаты?

(Ответ: иллюзия большего объёма создаётся использованием зеркал и специальной подсветкой). Давайте проверим.

  • Любитель таинственных явлений
Найдите на столе карточку с таблицей, в которой столбики называются:

Где? Что? Почему?

В столбике Почему? назовите уже известные вам физические явления. Этим физическим явлениям соответствуют явления происходящие в природе. Например, миражи. Где их наблюдают? В земной атмосфере. Кому стало интересно узнать об этих явлениях природы, можно к следующему уроку приготовить сообщение на 1–2 минуты. И вместе мы обсудим это.

 

Этапы урока Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Полученный результат
II этап

Контроль и проверка знаний

Приглашает 2 человека для работы у доски:

обратная сторона доски слева – 1 вариант, справа – 2 вариант.

Объясняет в какой форме проводится проверка знаний.

Карточка (приложение)

1. Найти свой вариант.

2. Рассмотреть чертёж.

3. Ответить на вопросы чертёжа.

4. Ответы записать в столбик под № от 1 до 6.

Есть два ответа на доске, развернули доску и проверяем.

Двое работают у доски (карточки с заданиями у них в руках), что они пишут, класс не видит.

Все ученики за партами кладут копирку на лист тетради, сверху лист для ответов с ФИО и № варианта (приложение рис.1)

Должно получиться:

I вариант

1.А

2.Н

3.Г

4.Л

5.И

6.Я

II вариант

1.Н

2.Ь

3.Ю

4.Т

5.О

6.Н

Сдали листки с ответами, копия ответа осталась в тетради. И сразу идет проверка выполненного задания.

Следят за доской, сверяют свои ответы. Читают новые для себя слова.

Слушают сообщение о Ньютоне, подготовленное заранее.

Использован элемент контроля самостоятельная работа с самопроверкой. В активной форме проверим себя. Узнали, что буквы, оказывается, складываются в слова АНГЛИЯ и НЬЮТОН.

Познакомились с тем, что Ньютон работал в разделе “Оптика”, кратко слайд о дисперсии света.

III этап

Разминка, физкультминутка

Отдаёт команду. Все встали, закрыли глаза, выпрямили спины. Выполняют упражнения: мысленно “видим” только что рассматриваемую картинку и…

1. Глаза скользят по границе раздела сред.

2. Руки показывают падающие и отражённые лучи.

3. Глаза и руки вверх, вниз.

4. Глаза вверх, руки вниз.

Отдохнули. Отработка координации.
IV этап

Практикум

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с опорным конспектом (текст на столе положен заранее)

Подведение итога урока

Наш урок касается явления преломления света в линзе и мы на нашем практикуме научимся получать изображения в линзе, считать оптическую силу линзы.

Обращаю внимание учащихся на записанный на доске текст:

1/F=1/f+1/d

спрашиваю, что это за формула, и что обозначают буквы в ней

Анализирую формулу:

Если d—> img1.jpg (625 bytes) предмет от линзы

далеко

1/d—>0, тогда

1/F=1/f—>F=f

Измерим расстояние изображение-линза и найдём F линзы.

Заполняем на доске таблицу по результату опытов в 4 разных группах (а линзы одинаковые, но дети об этом сначала не знают):

  1 2 3 4 5 6
F1,
см
5 4,5 6 4 5 5
F2,
см
9,6 11 10 10 10 9,8

Анализ изображения.

Смотрим, когда какое изображение получается?

(Приложение рис.2)

1. Все кто правильно выполнил с/р получают отметки

2. Группа № 5 получают “5”

Группа № 6 и все остальные, получившие по 1 правильному результату “4”.

Берут коробку с приборами и работают согласно карте (плану работы, лежащему на столе). Работа заключается в нахождении F и D для двух линз (можно дать эту работу на 2 варианта для разных линз). Вариант выбора определяет учитель по ходу урока. Это зависит от скорости работы детей и времени на данном этапе урока.

Отвечают: формула тонкой линзы и называют

F – фокус линзы

f – расстояние линза – изображение

d – расстояние линза – предмет

Поняли, что нужно на экране получить чёткое изображение.

Деятельность начинается.

Сначала умственная деятельность:

1. Для чего делаю?

2. Что делаю?

3. Как делаю?

Успешно выполняем анализ

F1=5 см.

F2=10 см.

Считаем Д.

Чтобы это сделать, надо

F1=0,05 м

F2=0,1 м

Тогда Д1=1/0,05м=20 дптр

Д2=1/0,1м=10 дптр

Анализ изображения: действительное, перевёрнутое уменьшенное если предмет всегда за 2F!

Сравнивая результаты в таблице, дети делают вывод о том, что…вот в этот момент объявляю, что пары линз были в группах одинаковые. Тут есть возможность поговорить об умении точно измерять, дети сравнили линейки…а также поняли, как важно уметь ответственно выполнять эту работу в следующий раз.

Выполняют работу

Назовем буквы входящие в формулу по названию и смыслу.

Научились работать с линзами. Считать F в Си в “м”и Д=1/F в “Дптр”.

Научились получать изображение и давать его характеристику.

Работая в группах учились быть внимательными к словам товарищей сдержанными, вежливыми и работать как одна команда.

Оценили, в каких приборах можно это получить? Ответ: фотоаппарат

Домашнее задание Вы уже имели возможность сегодня сами себе выбрать вопрос для подготовки сообщения, а теперь д/з каждому в конверте от меня через почту России. Своё задание защищаем на следующий урок на оценку.

Некоторые задания повторяются, поэтому можете по симпатиям объединить свои усилия в группы и проводить защиту проекта в группе.

Записывают в свои дневники домашнее задание

 

Дискуссия 1. Чему вы научились сегодня на уроке?

2. Что понравилось, что нет?

3. Предложите свои интересные опыты по оптике.

Отвечают на вопросы Приходят к выводу что:

1. Практикум выполняется по четкому плану

2. Строго определены группы и каждый имеет свое задание.

3. Выводы, цель работы, оборудование всё приготавливают и прописывают сами.

Рефлексия Обдумывание и оценка проведённой работы    

ПРИЛОЖЕНИЯ

Содержание домашнего задания:

  1. У тебя есть две линзы. Выясни, можно ли с их помощью сделать телескоп, микроскоп, с достраиваемым условием (изобретательская задача).
  2. Задача – прогноз: как использовать знания о свойствах света, чтобы создать папку – невидимку?
  3. Задача – спор: чего не учел главный герой романа Герберта Уэллса “Человек-невидимка” (плюсы и минусы жизни человека невидимки).
  4. Задача творческая (оценочная) физика + история театра. Почему до изобретения электричества одно действие в театре длилось 30 минут или меньше?
  5. Собрать пословицы и поговорки о глазах и зрении человека.
  6. Собрать загадки о глазах и зрении человека.
  7. Огонь можно получить разными способами. А как развёл огонь герой Жюля Верна Сайрус Смит на необитаемом острове? (Смотри “Таинственный остров”).
  8. Перед героем греческого эпоса Персеем стояла задача: победить медузу – Горгону. Медуза Горгона своим взглядом превращала человека в камень? Если ты – Персей, то как тебе остаться человеком? (Подсказка: на уроке ты этот прибор держал в руках и проводил с ним опыты).