Образовательные цели:
- углубить знания о воздействии инфляции на экономику;
- закрепить умения определять уровень инфляции за определенный период;
- рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования.
Развивающие цели:
- продолжить формирование навыков групповой работы;
- развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).
Воспитательные цели:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие умений адаптироваться в современных условиях.
Планируемый результат:
Учащиеся должны:
- уметь объяснять особенности различных типов инфляции;
- уметь прослеживать влияние инфляции на различные стороны жизни общества;
- представлять круг методов борьбы с инфляцией и их разнообразные последствия.
Раздаточный материал:
Оформление доски:
План урока:
Подготовка к уроку:
Раздать учащимся вопросы для подготовки к семинару.
Опережающее задание: С помощью каких мер можно подавить инфляцию?
ХОД УРОКА
1. Определение темы и целей урока.
Учитель.
На прошлом уроке мы познакомились с причинами возникновения инфляции и ее основными видами. Сегодня мы продолжим разговор на тему инфляции, и задачей нашего урока будет:
- научиться различать основные особенности различных видов инфляции;
- рассмотреть круг методов борьбы с инфляцией.
В плане подготовке к семинару вы заранее получили вопросы, которые нам помогут обобщить знания по изучаемой теме.
Оцениваться сегодня на уроке будут как индивидуальные ответы, так и работа в группах. Но оценки в конце урока вы обменяете на заработанную школьную валюту. Каждый вопрос имеет свою стоимость, указанную в заданиях. Дополнительные ответы оцениваются по следующим критериям /на доске/.
Шквалы вы берете самостоятельно из банка, которым располагает каждая группа.
Кроме этого на парте лежит весь необходимый для работы материал.
Желаю всем успеха.
2. Фронтальный опрос. /Работа с таблицей вопросов/.
Учитель. Для того, чтобы углубить наше понимание инфляции я предлагаю вам ответить на следующие вопросы <Приложение 9>.
Кто готов ответить на первый вопрос? Прошу зачитать вопрос и дать на него ответ.
/Учащиеся отвечают на все предложенные вопросы/
Учитель. Вы правильно назвали негативные воздействия инфляции. И обычно, действительно, принято считать, что инфляция представляет собой зло, которое разрушает экономику. В связи с этим, какая проблема встает перед правительством страны?
Ученик. Как можно подавить инфляцию.
Учитель. Правильно. Вот мы и попробуем поставить себя на место правительства и решить следующую проблему.
С помощью каких мер можно поставить инфляцию под контроль государства?
3. Работа в группах.
Учитель. Переверните лист с вопросами. Каждой группе я предлагаю выполнить одно упражнение: гр. 1 – упр. 1, гр. 2 – упр. 2, гр. 3 – упр. 3, гр. 4 – упр. 4.
Каждая группа, оценивая статистические данные, отражающие инфляционные процессы в экономике некоторой страны, должна охарактеризовать протекающую инфляцию и предложить программу по ее подавлению.
В помощь вам предлагается инструкционная карта и тексты с характеристикой видов инфляции. Расчеты проводите в группе. Результаты вычислений представляете на листе ватмана по образцу. /Образец на доске/. На выполнение упражнения – 5–7 минут.
/После выполнения упражнения каждая группа представляет отчет/
Учитель. Ребята, какие выводы мы можем сделать?
- нельзя давать однозначной оценки инфляции, как чисто негативного явления.
- государство может применять для подавления галопирующей и гиперинфляции следующие меры: /карточки на доску/. Регулирование инфляции хорошо отработаны в мировой практике, но чудодейственных лекарств, просто не существует. Каждая страна выбирает свои пути решения этой проблемы.
Я надеюсь вам интересно узнать, как Россия боролась и борется с инфляцией в настоящее время. Предлагаю вашему вниманию реальные статистические данные, отражающие инфляционные процессы в России с 1992 г.
В 1992 году ИПЦ составил 2611% . Это был период когда государство перестало устанавливать цены и сделало их свободными. Дальше цены продолжали возрастать, но темп инфляции снижался. Одним из факторов сдерживания роста потребительских цен в 1995 году явилось установление “валютного коридора”, который замедлил рост курса доллара по отношению к рублю. Это позволило значительно улучшить ситуацию, даже наблюдалось такое редкое явление как дефляция. Но в 1998 году правительство Кириенко отменило “валютный коридор”, доллар по отношению к рублю резко вырос, и мы наблюдаем с вами рост ИПЦ. Стабилизировать положение удалось с помощью проведенной деноминацией.
Рост потребительских цен мы ощущаем на себе и сегодня. Цены пусть невысокими темпами но продолжают расти. В 2004 г. инфляция составила – 11,7%, 2005 г. – к концу года может достичь 11,5%, а услуги ЖКХ за 2005 год выросли на 33%, в конце 2007 года мы снова пережили скачок цен на основные виды товаров и услуг. В 2005 году ведомство Грефа предлагало следующие меры по снижению цен.
Вот такие благие, спорные, и может быть мало выполнимые намерения.
А что вы думаете по поводу предложенной программы? Я предлагаю вам проанализировать результаты выполнения предложенной командой Грефа программы. Это и будет домашним заданием.
Домашнее задание. <Приложение 10>
Литература
- И. В. Липсиц “Экономика”.
- Е. Н. Травкин “Ролевые игры и практикумы”.
- Основы экономической теории: учебник для 10–11-е кл. под редакцией С.И. Иванова.