Урок по алгебре и началам анализа "Экономические задачи по теме «Закон спроса»"

Разделы: Математика


Цели:

1. Развивающие:

  • формирование интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, проводить аналогии);
  • умения применять знания на практике;
  • развитие уверенности в своих силах, развитие настойчивости.

2. Образовательные:

  • научиться решать экономически задачи, используя математические знания:
  • нахождение наибольшего значения на отрезке.

3. Воспитательные:

  • экономическое воспитание учащихся;
  • содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников.

Тип урока: комбинированный.

В уроке используется интеграция экономических понятий с математическими знаниями.

В соответствии с мотивацией произошел выбор:

  • содержания: соответствует уровню класса, профилю класса;
  • методов: объяснительно-иллюстративный, эвристический – частично-поисковый;
  • структуры: рациональное использование времени при решении задач;
  • средств: раздаточный учебный и дидактический материал;
  • форм: практикум;
  • форм организации учебной деятельности: классно-коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование:

  • словарь терминов курса “Экономические задачи” по теме занятия,
  • экономические задачи по теме: “Закон спроса”

Ход урока

Учитель: - Какой экономический закон мы уже использовали на наших уроках?

Учащиеся: - Закон спроса.

Учитель: - Дайте определение цены.

Учащиеся: - Р - количество денег, за которое покупается или продаётся единица товара или услуги.

Учитель: - Как мы определяли объём продаж?

Учащиеся: Q- количество проданного товара.

Учитель:- Продавая товар, мы получаем выручку, то есть денежную сумму, полученную предприятием за реализованный товар. Запишем формулу: R=РQ.

Как вы думаете: все ли деньги остаются производителю?

Учащиеся - Нет, потратились на производство.

Учитель:- Правильно! Предприятие имело затраты. Сумма всех затрат предприятия на производство продукции называется совокупными издержками. Обозначаем: Ct.

Что входит в понятие?

Учащиеся - затраты на материалы, амортизация оборудования, выплата зарплаты и так далее.

Учитель:- Итак, получили выручку, вычли совокупные издержки и получили прибыль, то есть положительную разность между выручкой и совокупными издержками. Запишем формулу:

G (Q) = PQ - CtQ ;

G= PQ - Ct

- Говоря о предприятиях, мы часто слышим такое понятие, как "рентабельность" - частное от деления прибыли на совокупные издержки.

Итак, мы определили круг понятий и формул для нового вида экономических задач на тему: "Закон спроса "- выручка, рентабельность, прибыль, совокупные издержки. Используя свои знания из курса алгебры, попробуем решить эти задачи.

Решим задачу №1 (приложение № 1) Что дано? Что нужно найти? На какое слово делаем акцент? С чем можно сравнить экономическую задачу о нахождении максимальной выручки в алгебре? Правильно! Нахождение наибольшего значения функции на отрезке.

Выразим Р из Q (Р).

Путём преобразований получаем:

Q(Р)=2400-120Р/Р+2;

(Р+2)Q=2400-120Р;

РQ+2Q=2400-120Р;

РQ+120Р-2400-2Q;

Р (Q+120) =2400-2Q;

Р=2400-2Q/Q+120.

Выразим прибыль предприятия:

G (Q) -РQ-С'Q; подставим Р и С':

G (Q) = (2400-2Q)Q/(Q+120)- (4Q+700)Q/(Q+120)= (2400Q-2Q2-4Q2- 700Q)/(Q+120) =

= (1700Q-6Q2)/ ( Q+120)
Найдём особые точки функции:

Q1 =-120, это точка в которой знаменатель равен нулю, а сама функция прерывается.

Экономического смысла точка не имеет, так как цена не может быть отрицательной. Найдём производную и точки экстремума:

G` (Q) = ((17000-6Q2)' (Q+120)- (1700Q- 6Q2)(Q+120)')/ ( 120+Q)2 = (1700 -

- 12 Q)(Q+120)- (1700Q-6Q2)/ (120+Q)2= (-6Q2-14400Q- 204000)/(120+Q)2

-6Q2-14400Q-204000=0 | /(-6);

Q2+240Q+34000=0;

О2=-340; Оз=100; Q2 -не имеет экономического смысла.

Рассмотрим функцию G(Q) на (0;+?)

 

G=0; G` (0) = 0; G=200; G` (200) =0

Вывод: при переходе через точку Оз=100 производная меняет свой знак с плюса на минус, значит эта точка -точка максимума, так как в этой точке функция принимает своё наибольшее значение и эта точка на данном интервале единственная.

Итак, максимальный объём продаж Q=100 тонн;

найдём Р( 100)= 10000 рублей за тонну;

Рассчитаем годовую выручку:

К=РО; К=10*10000=1000000 рублей.

Можем ли мы сказать, что данное предприятие рентабельно?(обсуждение учащимися)

Следующая группа задач поможет нам определить именно доходность предприятий. При этом рассматриваемые задачи будут связаны с малым и средним бизнесом. Сейчас именно на эти виды предприятий делается большой акцент.

Почему? (обсуждение учащимися)

Работаем в группах (Учитель обсуждает с каждой группой задачу и, вызывая двух представителей каждой группы для работы на доске, представляет время для самостоятельного решения задачи с последующим её обсуждением.)

Первая группа - задача № 2 (приложение № 1)

Учитель :Что дано? Что надо найти? К чему сводится задача?

Учащиеся: R (Р) =РQ; R(Р)=Р(-Р2-Р+110) = -P3-P2 +110Р;

находим наибольшее значение функции R(Р); найдём интервал допустимых значений Р.

P min равна цене, при которой объём продаж за день достигает 90 кг

-P2 min - Pmin + 110 =90;

P2 min + Pmin - 110 =90;

Pmin 1 =4;

Pmin 2 =-5 не имеет эконом, смысла;

Значит, минимальная цена, по которой можно продавать товар равна 4 рубля за кг.

Рmах будет равна: 3,8*1,6=6,08 рублей за кг. так как предприниматель законопослушный.

Цель предпринимателя получить максимальную прибыль, значит необходимо рассмотреть задачу о нахождении наибольшего значения функции

R(Р) на отрезке [4; 6,08]

Найдём производную R'(Р)=-ЗР2 -2Р+110;

-ЗР2 -2Р+110 = 0;

D=1324;Р1=-6,4 не имеет эконом, смысла;

P2=5,73; 5,73 принадлежит [4;6,08]; найдём значение функции в точке P2 и на концах отрезка:

R(4)=360; R(5,73)=409,34; R(6,08)=407,07;

следовательно наибольшее значение на отрезке функция принимает в точке P2=5,73, значит Rmах(Р) = R(5,73)=409,34 и максимальная прибыль будет получена при продаже товара по цене 5,73 рубля за кг.

Учитель: Снова задаю вопрос: доходно ли? Подумайте и сделайте экономические выводы, как повысить рентабельность предприятия, слушая математическое решение задачи второй группы о рентабельности предприятия.

Вторая группа - задача №3 (приложение № 1)

Учитель: Что дано? Что надо найти? Какое слово главное?

С какой математической задачей можно сравнить?

Учащиеся: Так как G ограничено, то G=РQ-С1;

G (Р)=Р(-2Р2-4Р+798)-(10Q+1000)= -2РЗ-4Р2+798Р-10Q-1000 = -2РЗ+16Р2+838Р- 8980;

Определим интервал допустимых Р:

Рmin это цена, при которой годовой объём продаж достигает максимально возможной величины то есть 600 тонн, дальнейшее снижение цены бессмысленно в силу закона спроса.

-2P2 min - 4Pmin + 798 =600

P2 min +2 Pmin - 99 =0

Pmin 1 =9;

Pmin 2 =- 11 не имеет эконом, смысла;

Минимальная цена - 9 тысяч рублей за тонну;

Р max находим из условия: при максимальной цене объём продаж будет нулевым;

2P2 max + 4Pmax - 798 =0

P2 max+2 Pmax - 399 =0

Pmax 1 = 19;

Pmax 2 =- 21 не имеет экономического смысла;

Цель производства получить максимальную прибыль, то есть рассмотрим вопрос о нахождении наибольшего значения функции G(Р) на интервале значений Р[9;19]; Найдём особые точки функции:

G'(Р)= - 6P2+ 32P+838=-3P2 - 16P- 419

D=5284; P1= -9, 4 не имеет эконом, смысла;

Р2=14,8; 14,8 принадлежит [9:19];

G (9) =-1600; G (19)=-1000; G(14,8)=443,44.

G max (Р)=G(14,8)=443,44

Рентабельность G/Сt; найдём Сt

Сt= 10Q+1000;

Q(14,8)=300,72( тонны);

С'=10*300,72+1000=4007,2 ( тысяч рублей);

Следовательно, рентабельность данного предприятия: 443,44/4007,2=0,11=11%

Данное предприятие рентабельно.

Учитель: Как увеличить данную дробь? А какие экономические выводы cделала первая группа? (обсуждение учащимися)

Приложение 2.

Вывод: Итак, решаем экономические задачи с помощью математических формул и выводим экономические закономерности в процессе выполнения математических действий тем самым, доказывая, что экономика – точная наука.