Цели:
- Развивать устную и письменную речь, мышление, внимание, наблюдательность учащихся, воспитывать чувство орфографического достоинства;
- познакомить учащихся с главными признаками текста, т.е. ввести понятие и сообщить термин. Дать представления учащимся об отличиях текста от предложения.
Оборудование:
- изображение Цветочного города “коротышек”,
- “Словарики настроений” у каждого ученика,
- карточки с текстом и предложениями на каждый стол.
Ход урока
1. Организационный момент.
Игра “Обмен настроением”.
-У вас на столах лежат “Словарики настроений”.( Приложение 1).
- Найдите то слово, которое описывает ваше настроение, и объясните свой выбор. (выслушать 3-4 ученика)
-Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе.
2. Целеполагание.
Учитель. Сегодня мы узнаем, что такое текст и будем учиться строить текст. Как вы думаете, для чего мы будем это делать? Для чего мы строим предложения?
Дети: Чтобы выразить свои мысли и чувства и узнавать о мыслях и чувствах других людей.
Учитель: так как работа нам предстоит большая, объёмная, мы должны разработать кисти рук, а заодно и повторим некоторые орфограммы, которые встретятся на уроке.
3. Чистописание.
а) подготовка кисти и пальцев руки (массаж, расслабление);
б) оро оро оро гор.д, к.р.тышки
Учитель: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите эти слова?
- Что ещё вам помогло узнать это?
- Какие орфограммы вставили? Почему?
4. Актуализация новых знаний.
(На доске открывается город коротышек) (Приложение 2)
Учитель: Сегодня мы попадаем с вами в город коротышек
(на доске появляется предложение- выдвигается из-за плаката с изображением города)
“В одном сказочном городе жили коротышки”.
- Прочитайте предложение.
- Ждёте ли вы продолжения мысли или уже всё понятно и можно больше ни о чём не рассказывать?
- О чём вы хотели, чтобы было написано дальше?
- Может ли следующее предложение быть таким?
“В особенности Незнайка прославился после одной истории”.
Дети: Нет.
- Почему?
Дети: Потому что в предыдущем предложении о Незнайке ничего не говорилось.
Учитель:
- А о ком это предложение?
- Что вы можете сказать об этих двух предложениях?
- Нам хватило одного предложения, чтобы узнать, о чём будет рассказ(текст)?
Дети: Нет.
Учитель: А какие должны быть предложения?
Дети: Связанными между собой одной мыслью, т.е. в последующих предложениях речь должна идти о том же, что и в предыдущих.
5. Работа с учебником.
Учитель: А теперь давайте прочитаем, что нам сообщают авторы.
Дети: Продолжить, развить.
Учитель: Что нужно сделать, когда бывает мало высказать мысль с помощью одного предложения?
- С помощью чего?
Дети: с помощью следующих предложений, но не любых.
Физминутка. (“Поза дерева” - снимает статическое напряжение с позвоночника).
6. Работа в тетради-задачнике.
Учитель: Сейчас мы будем учиться развивать мысль
-Где мы будем работать?
Дети: В тетради-задачнике.
Учитель: Упражнение №245.
- Прочитайте предложения и подумайте, развивается ли мысль от предложения к предложению?
- Является ли второе предложение продолжением первого?
- Почему?
- А следующее?
- Что нового сообщает каждое из предложений?
Дети: Дополняет предыдущее.
Учитель: Кто из вас может дальше развить мысль?
7. Понятие о тексте.
Учитель: Кто скажет, что такое текст?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы будем работать с карточками.
- У вас на столах лежат карточки, сравните их. ( Приложение 3)
- Что общего и чем они отличаются?
- Как одним словом можно назвать эти предложения?
Дети: Текст.
Учитель: Что можно сказать об этом слове?
Дети: Это слово научное.
Учитель: Кто запомнил, что такое текст?
- Обратимся к сообщению авторов.
- Это новое научное слово.
- Мы с вами выяснили, что такое текст, а теперь будем учиться работать с текстом.
- Для этого выполним упражнение № 246.
- Прочитайте предложения.
- Сейчас вы попробуете самостоятельно определить, являются ли эти предложения текстом или нет?
- Если каждое следующее предложение добавляет что-то новое, ставьте “+”, если нет, то ставьте “- ”.
(дети самостоятельно выполняют задание)
Учитель: Проверим, какие знаки вы поставили?
- Почему?
- А сейчас в тексте вы самостоятельно решите орфографические задачи.
- Назовите, какие орфограммы встретились в тексте?
- Какие новые слова вам встретились?
8. Дифференцированная работа.
Учитель: А сейчас мы будем работать по группам.
-У кого синие маячки, будут в тетрадь выписывать названия цветов и улиц, у кого зелёные, будут работать у доски, а у кого красные – придумать другие названия улиц и цветов, записать их в тетрадь, пользуясь памятками 1,4.
(проверка выполнения задания)
9. Основная мысль текста.
Учитель: А теперь скажите, как можно коротко назвать, о чём будет текст?
- Найдите слова, которые подтверждают это.
- А как вы думаете, для чего дана черта перед текстом?
Дети: Чтобы придумать название данному тексту.
Учитель: Прочитайте предложение, которое можно записать как название текста.
- А в каком предложении высказана главная мысль текста? Подчеркните его.
- Запишем название текста.
Физминутка “Медуза”.
10. Итог урока.
Учитель: Как нужно поступить, если для выражения мысли одного предложения мало?
Дети: Развить, продолжить эту мысль.
Учитель: С помощью чего это можно сделать?
- Любые ли это могут быть предложения?
- Как будут называться эти предложения?
11. Домашнее задание.
- Дома вы выполните упражнение № 248. Сравните две записи. Спишите ту, которая является текстом, и выполните задание к упражнению.
12. Рефлексия.
- Сегодня на уроке проделана большая работа.
- Все трудились, как могли.
- Понравился ли вам урок?
- Что для вас было самым интересным?
- Как вы думаете, что главное в уроке?
- В какой цвет окрашен твой урок? (спросить 3-4 учеников)
- Какое сейчас у вас настроение?
- Спасибо за урок.