Темы занятия:
Лексическая – "Животные нашего края."
Грамматическая – Слово. Предложение. Практическое овладениесвязью слов в предложении.
Цель занятия:
- закрепить в рамках речевой классификации категорию "дикие животные нашего края" обобщенно и номинативно;
- учить составлять простые предложения, используя словарь данной темы.
Задачи:
образовательная
- уточнить словарь данной темы, использовать его в активной речи, путем составления словосочетаний и предложений;
- учить правильной постановке вопросов в установлении связи слов в предложении и словосочетании.
коррекционно-развивающая
- развивать внимание, память, мышление, просодику, артикуляционную и мелкую моторику, развивать речь, сопряженную с движением.
воспитательная
- воспитывать чувство уважения, терпения усидчивости.
Оборудование:
- иллюстрации диких животных, разрезная азбука, индивидуальный и демонстрационный графический материал, карточки малого размера
- с изображением животных нашего края, цветные демонстрационные таблицы, этапные шаги в форме следов.
План занятия:
1. Организационно-мотивационный момент.
Мотивация, речевая разминка.
2. Основная часть.
- игры-загадки со словами "Узнай по описанию";
- "Узнай по действию";
- физпауза;
- работа над предложением по цветной демонстрационной таблице;
- самостоятельная графическая работа, ее анализ;
- чтение предложения, комбинированного картинками.
3. Итоги. Рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сегодня на занятии мы с вами сделаем очередные шаги на пути к грамотности, поэтому все задания будем отмерять при помощи вот таких следов.
- А что значит быть грамотным человеком? (Звучат ответы детей, а затем проговариваем правило)
Грамотным быть – значит четко мыслить, четко говорить.
Это значит с пониманием читать.
Это значит безошибочно писать!
Итак, шаг первый!
Чтобы четко говорить – наше занятие начинаем с речевой разминки, хорошо артикулируем, выразительно рассказываем, помогаем пальчиками.
Были мы в лесу,
Там видели лису.
Серый волк там был,
Очень громко выл.
В перелеске редком
Лось сломал все ветки.
Волка и лису пугаясь,
Прыгал робко серый заяц.
А мишки косолапые
Помахали лапой нам !
Каждая пара строчек сопровождается соответствующей комбинацией пальцев рук, параллельно каждое животное сопровождается демонстрацией карточки.
- Ребята, давайте определимся лиса, заяц, волк, медведь, лось – кто это? (Звучат ответы детей о том, что все они живут в лесу, любого из этих животных можно встретить в нашей местности)
- Верно, это дикие животные нашего края, о них и пойдет речь сегодня на занятии.
2. Словарная работа.
Шагаем дальше!
- Перед вами буквы, сейчас мы по очереди будем загадывать загадки, а отгадки вы выложите из этих букв. (Ориентируем детей на слова-отгадки в следующем виде: лиса, волк, мишка, лоси)
- Итак, я начинаю – огромные, рогатые, травоядные, называют их сохатые, кто это. (Лоси)
- Дети продолжают по очереди загадывать: рыжая, хитрая, быстрая, ловкая, красивая. (Лиса)
- Серый, сильный, злой, голодный. (Волк)
- Косолапый, большой, толстый, сильный (Мишка)
- Молодцы! Шаги прибавляются! Перед вами отгадки, а в каждой отгадке.
Буквы рядышком стоят
Нам о чем-то говорят.
Что же в этом?
Что такого?
Догадались – это слово!
- Из каких слов мы составляли загадки? (Звучат ответы детей о том, что это слова – признаки)
- Ребята, а теперь попробуйте загадки загадать при помощи слов-действий:
Это звучит примерно так:
- ходит, бродит, рычит, зимой спит.
- воет охотится, нападает,
- трусит, прыгает, убегает и т.д.
За слова-действия еще шажок!
Физпауза:
Мишки по лесу гуляют,
Мишки шишки собирают,
Собирая шишки – приседают мишки.
Вдруг ногою мишка топнул,
Головою покачал:
Ах какой я молодец!
Сколько шишек я собрал!
Физпаузу можно продолжить вопросами, отражающими межпредметную связь:
- сколько каждый из вас набрал шишек?
- сколько получится если сложить шишки?
- Итак, отгадки это слова-предметы, к ним мы подбирали слова-признаки и слова-действия. Давайте попробуем соединить эти слова в предложения.
Для этого вспомним следующее правило: встали все слова по смыслу, строго, без движения.
Мысль закончена и точка – это предложение!
Дети составляют предложения по цветной таблице "Дикие животные", затем работают с графическим материалом – составляют схемы придуманных ими предложений, разбираются наиболее интересные предложения путем постановки вопросов и фиксирования на слух и голосом окончаний существительных и прилагательных:
- Где сидит белка.
Белка сидИТ на ветКЕ и т.д.
На нашей дорожке появляется еще шажок за работу над предложением!
- Усложняем задание – перед вами карточки с готовыми схемами предложений, в каждой карточке обозначено слово-предмет, составьте предложения!
Все старались, молодцы, прибавляются шаги!
- А сейчас,а сейчас картинки оживут у нас!
Предложения читаем, в слова картинки превращаем!
Текст
Зима. Холод. А у (картинка белки) хорошие запасы из грибов и ягод.
У (картинка волка) и (картинка лисы) теплые шубы.
Уютно в берлоге спать косолапому (картинка медведя).
Белый (картинка зайца) – трусишка похож на снежный ком, так он прячется от своих врагов – (картинка волка) и (картинка лисы).
Огромные рогатые (картинка лося) грызут кору деревьев.
Всем без исключения шажок за чтение!
Итог.
По дороге мы шагали
Предложенья составляли,
Мы читали, мы считали
И, конечно, все устали, но нужно нам еще сосчитать наши шаги.
Сегодня на занятии мы с вами сделали всего семь шагов к грамотности и вы все молодцы потому, что дорогу осилит идущий!
Самоанализ.
Данное занятие ориентировано на группу детей, имеющих недостатки в формировании лексико-грамматических средств.
Основной объем словаря темы был дополнен другими словами, составляющими семантическое поле.
Все задания были представлены в игровой форме, что вызывало определенный интерес у учащихся.
Задания носили развивающий характер, способствовали активизации речи и мышления, как взаимосвязанных и взаиморазвиваемых функций.
Активно использовались учебно-наглядные средства.
На протяжении занятия реализовывались дидактические принципы обучения: научность, доступность, наглядность,последовательность, систематичность.