Цели урока:
- обучение написанию изложения,
- формирование у пятиклассников навыков самостоятельной, парной и групповой работы,
- развитие логического мышления и творческих способностей учащихся,
- расширение их словарного запаса
Ход урока
I. Стадия вызова
Сегодня на уроке мы работаем как самостоятельно, так и в группе.
- Вспомните, какие правила следует соблюдать при групповой работе.
- Принимать любую точку зрения.
- Не высмеивать собеседника.
- Уметь слушать другого.
- Не перебивать товарища.
- Активно работать в паре или группе.
Тема нашего урока – направляемое изложение с грамматическим заданием и элементом сочинения.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите учебные задачи урока.
Давайте графически представим объем нашей работы. Большая часть – это изложение, а меньшая – сочинение.
Мы уже выполняли грамматические задания в творческих работах.
- Вспомните, какие местоимения относятся к 1-му лицу. Запишите самостоятельно на черновике.
- Какие местоимения относятся к 3-му лицу? Запишите их ниже.
Итак, в изложении вы замените местоимения 1-го лица местоимениями 3-го лица. Это и будет грамматическое задание. Не забывайте, местоимение заменяет имя существительное. В работе можно использовать некоторые существительные.
- Что значит «элемент сочинения»?
В части сочинения будут ваши наблюдения, вы выразите свое мнение, поэтому там сохраняется личное местоимение «я». Представим схематично (см. выше).
Подготовим черновики для работы. (Ученики составляют таблицу, пропустив строку для названия; учитель работает на доске.)
Необычная встреча
План | Рабочие материалы |
Надеюсь, что вы удачно справитесь с работой.
II. Стадия осмысления.
Автором текста, по которому мы будем писать сочинение, является писатель Е.Гриневич. Его книги - о природе.
Текст называется «Необычная встреча». Подпишите название на черновиках перед таблицей.
- Как вы понимаете лексическое значение слова «необычная»? Замените синонимом.
- Предположите, о чем пойдет речь в тексте.
Послушайте начало текста.
Однажды у меня была встреча с семьей медведей. Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению реки. За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.
- О какой встрече рассказывается в тексте?
- Как можно назвать человека, плывущего в лодке? Замените местоимение «я» существительным, запишите в графу «Рабочие материалы». (Турист, путешественник)
- Где, когда, при каких условиях произошла встреча?
Запишите опорные слова: как-то летом, песчаный берег. Объясните орфограммы
- Какой вы представляете себе медведицу?
-У слова «громадная» есть синонимы «большая», «огромная». Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно слово «громадная». (Громадная медведица – маленькие медвежата).
- Ожидали ли звери встретить человека? Почему?
- Какие слова и словосочетания использует автор? Запишем в графу «Рабочие материалы» («Бесшумно», «неожиданно», «застать врасплох»).
- Объясните выражение «застать врасплох».
Озаглавьте эту часть текста самостоятельно, запишите пункт плана.
- Предположите, чем могли заниматься медведица и медвежата на берегу реки.
Послушаем текст дальше.
Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…
Закройте глаза и представьте эту картину.
- Если бы вы были художником, какие бы два центра создали на полотне?
Набросайте во второй графе черновика рисунок.
- Объясните выражение «в ожидании очереди получить ванну…»
- Как сидят два малыша на берегу? Какое слово употребил автор?
- А почему «смирно сидели»? Ваши предположения?
Озаглавьте пункт плана, запишите.
В парах проговорите тот текст, который прослушали. Один ученик рассказывает по первому пункту, а другой – по второму.
Итак, мы предположили, что медведица – строгая мать. Посмотрим, так ли на самом деле.
- Как вы считаете, что будет медведица делать дальше?
Послушайте текст.
Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. Мать грозно зарычала, призывая оставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте.
Самостоятельно озаглавьте пункт плана, запишите.
- Как ведет себя медведица при виде человека?
Запишите слова «вскоре», «зарычала», объясните орфограммы.
- Почему третий медвежонок не побежал за матерью?
- Как автор пишет об этом? (Записываем выражение «остался на берегу, рассматривая меня», объясняем орфограммы.)
- Каковы действия матери и медвежонка?
Запишем «зарычала», «оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте».
Самостоятельно запишите опорные слова и словосочетания по этому пункту, затем проверьте в парах.
- Как вы думаете, вернется ли медведица за малышом? Почему?
Обратимся к тексту.
Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. Все звери скрылись в кустах.
- Наши предположения подтвердились: медведица вернулась за малышом. Она строгая мать. Что же заставляет ее быть такой? (Медведица бережет детенышей. Многие звери – отличные родители. Медведица понимает, что ей надо сохранить потомство, научить выживать в лесу.)
- Как быть, если случайно встретите в лесу медведицу с медвежатами? ( Необходимо срочно уйти в сторону, потому что даже летом, когда много еды в лесу, медведица может напасть на человека, потому что она защищает своих детенышей.)
- Запишем слово «детеныш», объясните орфограмму.
- Как вы понимаете слово «заскулил»? (Жалобно повизгивал, тихо выл.)
- Как после «урока матери» побежал медвежонок? (Проворно.)
- Какая это часть речи?
- Как закончилась встреча?
Озаглавьте пункт плана, запишите опорные слова.
Обратимся снова к названию.
- Была ли встреча необычной? Почему?
В основе рассказа – случай из жизни. Такие встречи происходят редко.
- С какого слова или словосочетания можно начать рассказ? (Однажды, один раз.)
Поработаем в группах: выберите руководителя, который будет координировать ваши действия, пусть каждый ученик перескажет всей группе один из пунктов по записанному плану.
Физкультминутка.
Наше изложение с элементом сочинения.
- В жизни мы часто наблюдаем за поведением, за привычками животных. Вспомните, что вам показалось интересным, как животные ухаживают за малышами.
- Элемент сочинения можно присоединить к предыдущей работе с помощью сочинительного союза. Назовите, какие сочинительные союзы вы знаете (И, а, но, тоже, также)
- Предложите варианты, как начать сочинение (Я тоже однажды наблюдал… И я один раз видел…).
Запишите свои наблюдения в 3–4 предложениях.
III. Стадия рефлексии
- Какие затруднения были в ходе работы? Как вы их разрешили?
Обсудите работу в группе.
Оцените свою работу на уроке:
Я работал на уроке на …
В группе мою работу оценили на…
Общая оценка за урок…
Напишите изложение (для этого используем второй урок русского языка).