Направляемое изложение. Урок развития речи в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обучение написанию изложения,
  • формирование у пятиклассников навыков самостоятельной, парной и групповой работы,
  • развитие логического мышления  и творческих способностей учащихся,
  • расширение их словарного запаса

Ход урока

I. Стадия вызова

Сегодня на уроке мы работаем как самостоятельно, так и в группе.

-  Вспомните, какие правила следует соблюдать при групповой работе.

  • Принимать любую точку зрения.
  • Не высмеивать собеседника.
  • Уметь слушать другого.
  • Не перебивать товарища.
  • Активно работать в паре или группе.

Тема нашего урока – направляемое изложение с грамматическим заданием и элементом сочинения.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите учебные задачи урока.

Давайте графически представим объем нашей работы. Большая часть – это изложение, а меньшая – сочинение.

Мы уже выполняли грамматические задания в творческих работах.

- Вспомните, какие местоимения относятся к 1-му лицу. Запишите самостоятельно на черновике.

- Какие местоимения относятся к 3-му лицу? Запишите их ниже.

Итак, в изложении вы замените местоимения 1-го лица местоимениями 3-го лица. Это и будет грамматическое задание. Не забывайте, местоимение заменяет имя существительное. В работе можно использовать некоторые существительные.

 - Что значит «элемент сочинения»?

В части сочинения будут ваши наблюдения, вы выразите свое мнение, поэтому там сохраняется  личное местоимение «я». Представим схематично (см. выше).

Подготовим черновики для работы. (Ученики составляют таблицу, пропустив строку для названия; учитель работает на доске.)

Необычная встреча

План Рабочие материалы
   

Надеюсь, что вы удачно справитесь с работой.

II. Стадия осмысления.

Автором текста, по которому мы будем писать сочинение, является писатель Е.Гриневич. Его книги - о природе.

Текст называется «Необычная встреча». Подпишите название на черновиках перед таблицей.

- Как вы понимаете лексическое значение слова «необычная»? Замените синонимом.

- Предположите, о чем пойдет речь в тексте.

Послушайте начало текста.

Однажды у меня была встреча с семьей медведей. Как-то летом среди дня я плыл на небольшой лодочке вниз по течению реки. За одним из крутых поворотов я неожиданно увидел медведицу с тремя совсем маленькими медвежатами. Лодка двигалась бесшумно, поэтому удалось застать зверей врасплох.

- О какой встрече рассказывается в тексте?

- Как можно назвать человека, плывущего в лодке? Замените местоимение «я» существительным, запишите в графу «Рабочие материалы». (Турист, путешественник)

- Где, когда, при каких условиях произошла встреча?

Запишите опорные слова: как-то летом, песчаный берег. Объясните орфограммы

- Какой вы представляете себе медведицу?

-У слова «громадная» есть синонимы «большая», «огромная». Попробуйте объяснить, почему автор выбрал именно слово «громадная». (Громадная медведица – маленькие медвежата).

- Ожидали ли звери встретить человека? Почему?

-  Какие слова и словосочетания использует автор? Запишем в графу «Рабочие материалы» («Бесшумно», «неожиданно», «застать врасплох»).

- Объясните выражение «застать врасплох».

Озаглавьте эту часть текста самостоятельно, запишите пункт плана.

- Предположите, чем могли заниматься медведица и медвежата  на берегу реки.

Послушаем текст дальше.

Медведица, держа одного из медвежат лапой за голову и погружая в воду, купала его. Два других малыша смирно сидели тут же на берегу, у самой воды, наблюдая за купанием, в ожидании очереди получить ванну…

Закройте глаза и представьте эту картину.

-  Если бы вы были художником, какие бы два центра создали на полотне?

Набросайте во второй графе черновика рисунок.

- Объясните выражение «в ожидании очереди получить ванну…»

- Как сидят два малыша на берегу? Какое слово употребил автор?

- А почему «смирно сидели»? Ваши предположения?

Озаглавьте пункт плана, запишите.

В парах проговорите тот текст, который прослушали. Один ученик рассказывает по первому пункту, а другой – по второму.

Итак, мы предположили, что медведица – строгая мать.  Посмотрим, так ли на самом деле.

- Как вы считаете, что будет медведица делать дальше?

Послушайте текст.

Медведица вскоре заметила меня, зарычала, приглашая медвежат, и пошла в кусты. После этого два медвежонка побежали за матерью, а третий не послушался матери и остался на берегу, рассматривая меня. Мать грозно зарычала, призывая оставшего, но это не помогло; медвежонок только оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте.

Самостоятельно озаглавьте пункт плана, запишите.

- Как ведет себя медведица при виде человека?

Запишите слова «вскоре», «зарычала», объясните орфограммы.

- Почему третий медвежонок не побежал за матерью?

- Как автор пишет об этом? (Записываем выражение «остался на берегу, рассматривая меня», объясняем орфограммы.)

- Каковы действия матери и медвежонка?

 Запишем  «зарычала», «оглянулся на нее и продолжал сидеть на месте».

Самостоятельно запишите опорные слова и словосочетания по этому пункту, затем проверьте в парах.

- Как вы думаете, вернется ли медведица за малышом? Почему?

Обратимся к тексту.

Медведица, рявкая, возвратилась на берег и ударила лапой любопытного детеныша. Тот жалобно заскулил и проворно побежал от воды впереди медведицы. Все звери скрылись в кустах.

- Наши предположения подтвердились: медведица вернулась за малышом. Она строгая мать. Что же заставляет ее быть такой? (Медведица бережет детенышей. Многие звери – отличные родители. Медведица понимает, что ей надо сохранить потомство, научить выживать в лесу.)

- Как быть, если случайно встретите в лесу медведицу с медвежатами? ( Необходимо срочно уйти в сторону, потому что даже летом, когда много еды в лесу, медведица может напасть на человека, потому что она защищает своих детенышей.)

-  Запишем слово «детеныш», объясните орфограмму.

- Как вы понимаете слово «заскулил»? (Жалобно повизгивал, тихо выл.)

- Как после «урока матери» побежал медвежонок? (Проворно.)

- Какая это часть речи?

- Как закончилась встреча?

Озаглавьте пункт плана, запишите опорные слова.

Обратимся снова к названию.

-  Была ли встреча необычной? Почему?

В основе рассказа – случай из жизни. Такие встречи происходят редко.

- С какого слова или словосочетания можно начать рассказ? (Однажды, один раз.)

Поработаем в группах: выберите руководителя, который будет координировать ваши действия, пусть каждый ученик перескажет всей группе один из пунктов по записанному плану.

Физкультминутка.

Наше изложение с элементом сочинения.

-  В жизни мы часто наблюдаем за поведением, за привычками животных. Вспомните, что вам показалось интересным, как животные ухаживают за малышами.

- Элемент сочинения можно присоединить к предыдущей работе с помощью сочинительного союза. Назовите, какие сочинительные союзы вы знаете (И, а, но, тоже, также)

- Предложите варианты, как начать сочинение (Я тоже однажды наблюдал… И я один раз видел…).

Запишите свои наблюдения в 3–4 предложениях.

III. Стадия рефлексии

- Какие затруднения были в ходе работы? Как вы их разрешили?

Обсудите  работу в группе.

Оцените свою работу на уроке:

Я работал на уроке на …
В группе мою работу оценили на…
Общая оценка за урок…

Напишите изложение (для этого используем второй урок русского языка).