Цель:Совершенствование знаний учащихся в области коллективных отношений дома, в классе, отношения к животным.
Задачи:
- Развивать у учащихся понимание того, что каждый человек индивидуален и неповторим, но он существует среди других людей.
- Развивать навыки коллективной творческой деятельности.
- Развивать внимание, речь учащихся.
- Воспитывать уважительное отношение к родителям, к окружающим, доброе отношение к животным.
- Познакомить с толковым словарем Ожегова.
Оборудование:
у детей: | у учителя: |
|
|
Оформление:
I. Организационный момент.
- Начиная занятие, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем здоровья.
Дети хором: - Здравствуйте!
- Здравствуйте, дорогие дети! Меня зовут Ангелина Александровна. Я проведу у вас внеклассное занятие.
II. Подготовка к занятию - путешествию.
- Скажите, герой какой сказки произносил такие слова "Я не волшебник, я только учусь…" и начинал творить чудеса? (маленький паж из сказки "Золушка")
- Я, дети, тоже еще только учусь творить чудеса. У меня кроме волшебной палочки, как у Феи, есть еще сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с вашими, маленькими сердечками: тук-тук! Тук-тук! А где находится сердце?
Сейчас обхватите правой рукой левую руку возле кисти. Прислушайтесь, под большим пальцем вы ощутите пульс - биение вашего сердца. Тише, дети! Это чье-то сердечко зовет меня к себе. (Подходит к ученику.)
- Как сильно оно стучит! (Подходит к другому.)
- Я и свое сердце послушаю. Интересно, что оно мне подскажет?
А подсказывает оно мне, что вы все хотите отправиться в путешествие! Я права?
- Вам кажется, что это самые обычные белые листы?
- Я же говорила, что я немного волшебница! Сейчас вместе с вами мы сотворим чудо.
- Кто хочет мне помочь?
(Вызываю ученика, беру его руку и вместе с ним смоченной в краске ваткой закрашиваем часть листа, потом другую)
- Прочитаем, что же получилось? (хором читают)
- Итак, мы отправляемся в страну Доброты.
III. Постановка цели занятия.
- В этой стране мы встретим много жителей. Если мы все покажем, как умеем относиться к окружающим, то сдадим экзамен на звание достойных жителей страны Доброты.
IV. Беседа.
Задача: Знакомство с толковым словарем Ожегова.
- А что же такое доброта? (…)
- Какого человека называют добрым? (…)
- А вот что написано в толковом словаре Ожегова. Я вам зачитаю одно из значений. (Показываю словарь и зачитываю.)
Доброта - отзывчивое, душевное, хорошее отношение к окружающим.
Добрый - делающий добро другим, хороший, честный.
- С чем можно сравнить доброту? (…)
- Доброта обогревает всех. Становится теплее, правда?
- Так на что же похожа доброта? (…)
- Продолжаем наше волшебство. Кто хочет еще мне помочь? (Выходят 3 человека.)
- Прочитаем хором, что получилось. (Читают.)
- Как вы понимаете эти слова? (…)
- Когда солнышко светит - хорошо, а когда все кругом добрые - еще лучше. И в нашем путешествии нам тоже поможет солнышко. Оно своими лучами будет показывать нам дорогу и согреет в трудную минуту.
- А что нужно взять в дорогу?
- Какое настроение?
- Давайте отправимся в путешествие с песенкой В. Шаинского "Улыбка". Встали все, взялись за руки. (Поют 1 куплет.)
- Настроение поднялось?
- Не страшно?
- Тогда отправляемся в путь на пароходе.
V. Физкультминутка.
Загудел пароход
И детишек он повез
Ту-ту-ту, ту-ту-ту
Далеко я уплыву.
- Глазки закрыли! (В это время появляется речка)
VI. Путешествие.
1. Задача: Воспитывать уважительное отношение к родителям.
Стоп! Куда это мы попали? Это домашняя речка. Здесь живет семья пароходиков.
Вот папа пароход, вот мама, это сын, а это дочка. Папа все время работает, сплавляет бревна по реке, мама очищает речку, а дети делают вид, что ничего не видят. Попросит их мама поглядеть за туристами, чтобы реку не загрязняли, а они говорят, что им некогда. Итак все время.
- Правильно ведут себя пароходики? (…)
- По-доброму? (…)
- Что бы вы им посоветовали? (…)
- А вы помогаете своим родителям? (…)
- Какой недавно был праздник? (День Матери)
- Вы не забыли поздравить своих мам? (…)
- Что надо делать, чтобы быть по-настоящему добрым? (…)
- У вас на партах лежат пароходики, возьмите их в руки и желтые карандаши или фломастеры. Тот, кто дома всегда добрый, помогает своим родителям, рисует на пароходике солнышко с лучиками. Нанесите на обратную сторону капельку клея и идите сюда. Мы с вами будем творить новое чудо. (Приклеивают на газету, звучит музыка.)
- Что нужно пожелать нашим пароходикам?
- Я думаю, что они все поняли. Попрощаемся с ними.
2. Задача: Воспитывать доброе отношение к животным.
- Путешествие продолжается. Давайте закроем глазки и подумаем кого же можно еще встретить на берегу нашей речки. (В это время детям надевают на головы шапочки зверей.)
- Открыли глаза. Кого же это мы встретили? (зверей)
- Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к животным? (…)
- Что можно сказать о людях, которые выбрасывают на улицу кошек и собак? (…)
- Как бы вы поступили, если бы встретили на улице бездомных животных? (…)
- Молодцы ребята! Помогайте им выжить!
Жил-был на свете грустный щенок,
Добрые руки найти он не мог.
Добрые руки, чтоб взяли его
И не бросали, только всего.
- Как надо относится к животным? (…)
3. Задача: Воспитывать уважительное отношение к окружающим (коллективные отношения).
- Идем дальше. Кто же нам теперь повстречался?
- Что вы можете о них сказать? (…)
- Что-то и мне не хочется с ними общаться, хотя они красиво одеты. Как вы думаете, почему? (…)
- Что же делать? Что мы можем сказать? (…)
- А у нас есть в классе дети, которые не по-доброму относятся к одноклассникам? (…)
- Что нужно сделать, когда обиделись? (…)
- Сейчас вы вспомните добрые слова. У вас на столах лежат воздушные шарики. Возьмите их в руки и напишите на цветной стороне волшебное слово, самое любимое. Когда мы их пустим в воздух, у нас в классе грубых слов не будет и ребята тоже задумаются. Нанесите капельку клея и опять несите сюда, на газету. (Пишут, приклеивают.)
- Что на прощание скажем нашим знакомым?
- На этом наше путешествие заканчивается, пора возвращаться в класс.
VII. Физкультминутка "Успокоение".
- Нам стало радостнее, что все вы совершаете добрые дела.
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!(пауза)
VIII. Знакомство с новым.
Задача: Развивать у учащихся понимание того, что каждый человек индивидуален и неповторим, но он существует среди других людей.
1. Беседа.
- Когда человек хочет высказать свое мнение, как он говорит? (…)
(Показать "Я", заштрихованными разными цветами.)
- Как вы думаете, почему буква "Я" разноцветная? (У каждого человека разный внешний вид, т.е. люди все разные.)
Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем и ту половину,
И ту половину окна!М. Цветаева
- Почему я прочла именно это четверостишие? Да потому, что "Я" это не только внешний вид, но еще и внутренний мир человека. Человек может быть чистым, аккуратным, но общаться с ним не хочется: он груб, невежлив, невоспитан, не уважает родителей, учителя.
Значит, мы отличаемся не только внешним видом, но и своим неповторимым внутренним миром.
- Давайте рассмотрим, что в него входит?
- Чем вы любите больше всего заниматься?
- Что нужно человеку для жизни?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Во время путешествия мы говорили, как относиться к …. ?
- А самое главное, это - характер человека. Что это такое? (Читают определение.)
Характер - это постоянные свойства человека, которые проявляются к людям, к вещам, к себе.
- От кого зависит наш характер? (…, от самих себя)
- Сколько человек в нашем классе? (…)
- Какие все мы? (…)
- На какие две группы мы можем разделить класс? (девочки и мальчики)
- Должны ли девочки и мальчики отличаться внешним видом? (да)
- А внутренним? (да)
2. Коллективная работа.
- У меня в руках карточки с написанными на них качествами. Нужно выбрать, какие вы хотели бы видеть у девочек, а какие - у мальчиков. А какие качества по вашему мнению, должны быть и у девочек и у мальчиков. Работать будете в группах по рядам.
Самостоятельная работа.
- Какие качества вы хотели бы видеть у девочек? у мальчиков?
- Какие качества можно отнести и к девочкам и к мальчикам?
- Почему и девочки, и мальчики должны быть добрыми?
- Что же такое доброта?
3. Оценивание друзей.
- Пока мы с вами работали у доски, у нас на полянке выросли цветы, хотя на дворе уже зима. Но вы же не забыли, у меня есть волшебная палочка, и я сегодня могу творить чудеса!
Цвета без лепестков. Лепестки находятся у вас. Каждый из вас напишет на нем имя самого доброго человека из вашего класса, нанесем клей и приклеим.
Кто у нас самый добрый в классе, мы потом прочитаем. (Пишут, приклеивают.)
IX. Итог.
- Какого человека называют добрым?
- В чем же прежде всего заключается доброта?
- С чем можно сравнить доброту?
- Давайте еще раз хором прочитаем пословицу.
Доброта что солнце.
- Вот и заканчивается наш урок.
- Что вы узнали нового? (…)
- Правильно, мы все разные, но одно качество - доброта, должно быть у всех. Мы показали свои знания по отношению к родителям, одноклассникам, животным. (Вывешивает газеты.)
Я думаю, что вы все можете получить звание достойных жителей страны Доброты. Молодцы! Я желаю вам всем быть еще добрее, делать только хорошее людям, животным, чтобы они старались делать хорошее вам.
Чтобы вы не забыли нашу встречу, я вам хочу подарить рисунки, на которых много солнышек. Посмотрите, какие они все добрые! Вы можете их раскрасить и подарить самым дорогим людям.
Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь ко всему живому, а особенно к тем, кто дал вам жизнь, заботится о вас.
Посеешь поступок, пожнешь привычку.
Посеешь привычку - пожнешь характер.
Посеешь характер - пожнешь судьбу!
Совершайте больше хороших, добрых поступков, потому что из них складывается характер и ваша жизнь.
На прощание давайте споем песню "Если добрый ты".
После нашей встречи мое сердце наполнилось большой радостью, что вы все такие добрые дети! Спасибо за работу!
Всего вам самого доброго!