Урок-практикум по теме "Алгоритмы"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • практическое знакомство с понятием алгоритма;
  • совершенствование навыков работы с клавиатурой и редактором;
  • развитие интереса к предмету;
  • приобщение к индивидуальным и групповым формам работы.

План урока.

1. Организационный момент (2 мин).

2. Зачетный класс (5 мин).

3. Проверь себя (5 мин).

4. “Я – программист” (8 мин).

5. Физкультпауза (2 мин).

6. Самостоятельная работа (9 мин).

7. Итог урока (2 мин).

8. Домашнее задание (1 мин).

9. Игра-соревнование (5 мин).

10. Рефлексия (1 мин).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме “Алгоритмы”. На прошлом уроке мы познакомились с основными понятиями этой темы. Сегодня нам предстоит на практике познать что же такое “алгоритм”.

План работы.

1) Зачетный класс.

2) Устный опрос “Проверь себя”.

3) Работа в группах “Я программист”.

4) Самостоятельная работа.

5) Домашнее задание.

6)* Игра-соревнование (дополнительно).

На каждом этапе работы Вы сможете выполнить дополнительные задания, которые не являются обязательными и будут оцениваться отдельно.

2. Зачетный класс.

Задания зачетного класса (Приложение 1).

Для выполнения зачетного класса необходимо будет выбрать урок 8зачет.

Те, кто выполнит зачетный класс раньше положенного времени – пересаживается за парту и приступает к выполнению дополнительного задания на КАРТОЧКЕ 1 (Приложение 2). По окончании работы по очереди встать:

  • профессорам – оценка “5”;
  • студентам – оценка “4”.

3. “Проверь себя”.

Проводится с использованием презентации (Приложение 3).

Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Как с помощью веревки можно разделить брусок пополам”. Один из учащихся приводит план разделения бруска.

  1. Измерить веревкой длину бруска.
  2. Сложить полученную длину веревки пополам.
  3. Отмерить полученную половину на бруске.

Перейти к презентации (слайд 2).

1) Как мы называем “план работы, расписанный по шагам выполнения этой работы”?

Алгоритм

2) Кто такой “составитель алгоритма”?

Тот, кто придумывает алгоритм.

3) Как мы называем того, кто выполняет алгоритм?

Исполнитель алгоритма

4) Что такое “программа”?

Запись алгоритма на языке программирования.

5) Как мы называем “составителя программ”?

Программист

6) Программист для решения любой задачи использует точный план работы. На доске все этапы плана (Приложение 4) перемешаны – расставьте их в правильном порядке. Один ученик – у доски.

План работы программиста

1. Сформулировать задачу.
2. Написать алгоритм.
3. Перевести алгоритм в программу.
4. Отладить программу.
5. Передать программу пользователю.

Пока ученик расставляет – мы найдем ошибки в программе вычисления периметра треугольника (слайд 3).

Проверить на доске правильность расстановки пунктов плана

4. “Я программист”.

Теперь мы выступим в качестве программистов.

Для работы используем КАРТОЧКУ 2 (Приложение 5).

Разделимся на группы и попробуем составить планы решения задач:

1) Цена ручки — a рублей, карандаша — b рублей. Купили 5 ручек и 7 карандашей. Найти стоимость покупки.

2) Килограмм яблок стоит a рублей, килограмм груш стоит b рублей. Купили 5 килограммов яблок и 7 килограммов груш. Найти стоимость покупки.

3) На рынке тюльпан стоит a рублей, ромашка стоит b рублей. Купили 5 тюльпанов и 7 ромашек. Найти стоимость покупки.

У доски эти задачи от каждой группы решат по одному ученику, а затем мы проверим результаты вашей совместной работы.

Группа, сделавшая задание раньше установленного времени приступает к выполнению второго дополнительного задания на обратной стороне КАРТОЧКИ 2 (Приложение 6).

На доске

1 группа – “Яблоки и груши” – слева

2 группа – “Тюльпаны и ромашки” – справа

3 группа – “Ручки и карандаши” – по центру

После завершения проверим работы (у доски объясняет один ученик).

- Пока ученик будет объяснять свое решение – вы внимательно слушайте и подумайте над вопросом “В чем секрет этих задач?

После выступления ученика:

- Встаньте те, у кого такая же запись формулы.

- Так в чем же секрет этих задач?

- В них для подсчета стоимости различных предметов используется одна и та же формула, т.е. один и тот же алгоритм можно применять для решения различных задач.

5. Физпауза.

1) Упражнения на плечевой пояс.

а) Потягивания вверх по очереди правой рукой, левой рукой, обеими руками, расслабление

б) Захват рук за спиной в замок – попеременно: через правое плечо, через левое плечо

2) Упражнения на глаза.

а) Указательный палец перед собой на уровне зеленого круга на стене. Попеременно 10 раз переводим взгляд с пальца на круг и обратно

б) Стоим прямо смотрим перед собой. Не поворачивая головы, по 5 раз смотрим на соседа справа, затем на соседа слева.

в) Закрыли глаза, расслабились – подумали о чем-нибудь приятном.

6. Самостоятельная работа.

Все уже немножко почувствовали себя программистами. Правда в группе работать легче, чем одному, к тому же программисты проводят отладку программы на компьютере.

- Что такое “отладка программы”?

- Запуск программы.

Поэтому теперь каждый из вас выступит в роли программиста и индивидуально составить план решения задачи и отладит ее с помощью компьютера.

Для работы используем КАРТОЧКУ 3 (Приложение 7).

Вы будете работать по вариантам:

1 вариант работает с задачей о вычислении площади прямоугольника.

2 вариант работает с задачей о вычислении периметра прямоугольника.

Работа ваша будет состоять из двух этапов:

1 этап (до красной полосы) теоретический – составляете план решения задачи за партой

2 этап – практический. Выполняете отладку программы на компьютере с помощью исполнителя МАЛЫШ. Для этого используете инструкцию (Приложение 8).

При работе с исполнителем Малыш необходимо:

  • выбрать задание (1);
  • ввести вычислительную формулу (2);
  • задать значения исходных велиичин в ячейки a, b, c, d (3);
  • нажать кнопку Пуск для получения результата.

Те из вас, кто раньше выполнят все задание – приступают к выполнению 3-го дополнительного задания на обратной стороне КАРТОЧКИ 3 (Приложение 9).

После завершения работы проверить с использованием презентации, слайд 4 (Приложение 3).

- Кто верно выполнил 1 этап?

- Кто верно выполнил 2 этап?

- Кто верно выполнил оба этапа.

7. Итог урока.

Обсудить совместно с детьми два момента:

- Какую тему мы сегодня изучили практически?

- Выполнили план?

8. Домашнее задание.

Задания КАРТОЧКИ 1 (Приложение 2).

9. Игра-соревнование.

В конце урока мы с вами немножко поиграем.

Каждый из вас выступит в роли БУХГАЛТЕРА или ПЕРЕВОДЧИКА.

При нажатии кнопки Сброс задается пример. Необходимо выбрать операцию (+, , • или:).

Ввести в ячейки a и b числа примера и нажать кнопку Пуск для получения ответа.

При нажатии кнопки Сброс задается слово. Необходимо выбрать направление перевода (Ru – En или En – Ru), ввести в левую ячейку заданное слово. Нажать кнопку Пуск для получения перевода.

Мы определим, кто за 3 минуты выполнит больше заданий. У каждого на мониторе установлен уголок, который подскажет вам кем вы сегодня будете (заготовки для уголков – Приложение 10).

10. Рефлексия.

На мониторах установлены уголки. Установите в них улыбающуюся рожицу, если урок вам понравился или грустную рожицу, если урок не понравился.

- Спасибо за работу!

Для проведения урока используется гипертекстовый учебник “Азы информатики”, книга 2 “В мире информации” Роботландского сетевого университета.