Цель: Дать сравнительный анализ изображения состояний моря в литературе на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», изобразительном искусстве на примерах картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал», музыке на примерах фрагментов оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова.
Задачи:
- познакомить с произведениями художников Н.Рериха, И.Айвазовского, композитора Н.А.Римского-Корсакова;
- развивать эстетическое восприятие и понимание красоты природы в произведениях изобразительного искусства и музыки;
- обучать анализу содержания и художественных особенностей рекомендуемых картин, музыкальных произведений;
- воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.
Оборудование:
Портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Фонохрестоматия – образ моря (фрагменты из оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакого).
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с иллюстрациями).
Репродукции картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал».
Геометрические фигуры.
Ход урока
I. Организационный момент (цвет настроения).
II. Изучение нового.
III. Выставка.
IV. Итог (цвет настроения).
В начале урока ребятам раздаются 3 цвета настроения (красный – радостное, желтый – равнодушное, синий – грустное). Каждый должен выбрать один цвет своего настроения и передать учителю. Подсчитывается количество соответствующих цветов в начале и в конце урока.
Учитель:
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы путешествие состоялось, нам нужно набрать команду на волшебный корабль (из геометрических фигур дети складывают кораблик).
– Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)
Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям. А капитанами на этом корабле будем мы, педагоги.
Итак, мы отправляемся в путь, но недалеко от берега нас останавливает грозный царь Нептун, повелитель морей и океанов.
Учитель рисования:
Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…
Давайте обратимся немного к литературе. Послушайте отрывок и скажите, из какой это сказки:
Вот пошел старик к синему морю,
Видит, море разыгралось… (Ответы детей.)
Опишите состояние моря в этом отрывке, какое настроение оно передает, какими красками можно передать? (Ответы детей.)
Учитель музыки:
– Ребята, а скажите, можно ли музыкой передать образ моря? (Ответы детей.) А вы любите сказки?
– Я хочу вам рассказать про одного замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. (Кто такой композитор?) Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. В 6 лет маленький Ника начал заниматься музыкой, но в душе мечтал стать моряком, с увлечением читал книги о мореплавателях. И когда Нике исполнилось 12 лет, отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. По окончании морского корпуса Ника отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось 3 года. За это время он увидел много стран, набрался новых впечатлений, полюбил еще больше море, которое не раз изображал в своих произведениях. А во время плавания читал сказки, которые любил с детства. Сам композитор говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра Садко с океаном-морем. И сейчас мы с вами послушаем фрагменты из музыкальной картины «Садко».
– А пока будет звучать музыка, выберите репродукцию картины, которая соответствует настроению прослушанного вами произведения (дети слушают фрагмент и выбирают подходящую репродукцию).
Проводится беседа с детьми:
- Какая музыка по характеру?
- Как композитор передает образ моря, какое здесь развитие?
- Каким образом композитор сумел выразить то или иное чувство в музыке?
- Какие средства музыкальной выразительности вам известны? (Темп, лад, тембр, мелодия, ритм, динамика звука.)
Затем беседу проводит учитель рисования:
- Что ребята видят на картине?
- Какие здесь используются художественные выразительные средства?
- Какая природа, какое небо?
(Учащиеся красками изображают состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи.)
– А теперь, ребята, вспомните, как стало меняться состояние моря дальше в сказке А.С.Пушкина.
Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют. (Ответы детей.)
– Изменилось ли ваше настроение?
Учитель музыки:
– Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще один фрагмент из замечательной сюиты (музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом) «Шехерезада», картина моря с плывущим по нему кораблем Синдбада-морехода (слушание в записи).
- Какая музыка по характеру в этом фрагменте?
- Какими музыкальными средствами композитор передает образ спокойного и бурного моря?
- Какой фрагмент вам больше понравился и почему?
- Какое настроение, впечатление у вас создалось после прослушанных фрагментов?
Учитель рисования:
– Пока звучит музыка, вам необходимо выбрать репродукцию еще одной картины, которая будет соответствовать настроению прослушанного вами произведения (дети выбирают репродукцию картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»).
– Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами, а картины с морскими видами – маринами. Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии, мощные раскаты грома – все это с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн (учащиеся красками изображают то состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи).
В конце урока проводится выставка рисунков.
Итог: С детьми всего класса проводится рефлексия.
Ребята снова выбирают цвет соответствующего настроения после проведенного урока.