Цели:
- формирование навыков осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно, влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность;
- развитие речи, умения сопереживать герою;
- воспитание чувства товарищества
Ход урока
1. Поисковая работа учащихся.
- Дома вы отвечали на вопросы домашней библиотеки, писали сочинение, затем , прочитав их должны были выбрать лучшие.Чьи работы вы посчитали, достойны быть заслушанными?
Заслушивается 1 сочинение.
(работа проводится за 2 урока до данного по следующим вопросам)
- Много ли у вас дома книг?
- Где они стоят?
- Кто их читает?
- Какие книги читают папа и мама?
- Какие книги любишь читать ты?
- О чём рассказывается в твоих любимых книгах?
- Каких писателей ты знаешь?
- Книги каких писателей есть в вашей библиотеке?
- Что ты знаешь о К.И. Чуковском?
- Какие книги К.И. Чуковского ты читал?
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с замечательным русским писателем и поэтом.
А его имя вы попробуете отгадать, прослушав отрывки из его произведений.
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики на воздушном шарике. “Тараканище”
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы. “Федорино горе”
- Правильно, это Корней Иванович Чуковский.
Выступление учащихся.(показ слайдов)
- Корней Иванович Чуковский настоящее имя – Николай Васильевич Корнейчуков критик, поэт, переводчик , родился 19 марта 1882 года в Петербурге. Детство провёл в Одессе, занимался самообразованием, изучил английский язык. Впервые начал печататься в 1901 году в газете “Одесские новости”.
- По приглашению Максима Горького Чуковский возглавляет детский отдел издательства “Парус”. В 1923 году выходят его произведения “Мойдодыр”, “Тараканище”, “Муха-Цокотуха” (1924 г.)
- Как переводчик Чуковский открыл для русского читателя Редьяра Киплинга, Марка Твена, Уильяма Шекспира. В 1962 году ему было присвоено почётное звание доктора литературы Оксфордского университета. Умер Чуковский в Москве 28 октября 1969 года.
Но сегодня Корней Иванович Чуковский предстанет перед вами не как детский поэт, а как писатель. Его замечательная книга “Серебряный герб” - автобиографична. В этой книге автор описал своё детство.
Обратимся к словарю русского языка С.И. Ожегова
Герб-отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на флагах, монетах, печатях.
Серебро - драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета, серебряный - сделанный из серебра.
Как вы думаете, что отражает название книги? (Скорее всего какое-то детское сообщество, имеющее свои правила)
На этот вопрос мы попробуем ответить, прочитав главу из этой книги, которая называется “Телефон”.
Словарная работа
В тексте вам встретятся слова, которые требуют толкования.
Прочитайте слова, дадим им толкование по словарю С.И. Ожегова.
1. Телефон – слово перевёрнутое
3. опепичетьл
4. пыжиться – отсутствует верхняя часть слова
5. икона - сложить слово из слогов
6. тиф - это слово, мы попробуем объяснить при чтении текста.
Что такое телефон? (индивидуальное чтение)
Телефон-система технических приспособлений для передачи звуков на расстояние по проводам при помощи электрической энергии.
Дюжина - 12 штук
Попечитель - официально назначаемое лицо для попечения (заботе) о ком-нибудь.
Пыжиться - стараться изо всех сил что-нибудь сделать.
Когда появился первый телефон? Сообщение детей.
2. Работа над иллюстрацией.
- Откройте учебник. Обратите внимание на иллюстрацию. Кто изображён на ней?
Что интересного вы заметили? Для чего мальчики завязали нить?
Прежде чем мы начнём читать, проведём несколько упр-ий, направл-х на чёткость произношения.
1. Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения.
Вдох носом – выдох через рот.
Вдох-задержка дыхания – выдох.
Вдох-выдох по порциям. (пассивная физминутка)
2. Упражнения на развитие звукового аппарата.
О И Э | А О Е Я | У Ё Ю |
Я О Ю | А Ю О Е |
3. Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда
(звуками).
Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х
5. Работа над текстом.
Чтение 1 абзаца сильным учащимся
- От чьего имени ведётся рассказ? Кто такой Зуев?
1.- Чтение вполголоса всеми учащимися.(жужжащее чтение)
Какого события ждали дети? Почему для них она была страшная?
2. Следующее предложение читает учитель:
“Теперь этот день наступил”
Чтение следующего абзаца “про себя”.
- Кого автор особенно жалел? Почему?
Объяснение значения слова тиф (заразная болезнь)
3. Чтение “до первой ошибки”
Что придумали ребята? Для чего они это придумали?
4. Чтение “про себя”
- Какой способ нашли ребята, чтобы написать диктовку хорошо?
- Почему круг пользователей этого замечательного способа расширился?
- Как ребята отблагодарили своего спасителя?
5. Итог урока.
- Что интересного вы узнали из биографии К.И.Чуковского?
Почему данный текст автобиографичен?
Выставление оценок.
6. Дом.задание.
Выразительное орфоэпическое чтение.