Урок математики в 4-м классе "Нахождение неизвестного слагаемого"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  1. Учить детей находить неизвестное слагаемого в усложнённых уравнениях.
  2. Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  2. Формировать умения выполнять задания творческого характера.
  3. Развивать математическую речь.
  4. Совершенствовать умения использовать математическую терминологию.
  5. Развивать умения выполнять проверочные работы на компьютерах.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать интерес к предмету.
  2. Формировать контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Оборудование:

  • компьютеры,
  • мультимедийный проектор,
  • учебник математики: 4класс (1 часть) – М.И. Моро,
  • тетрадь на печатной основе,
  • карточки-задания,
  • карточки-сигналы.

Ход урока

Презентация

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Постановка проблемы урока. Слайд № 1

Учитель. На рабочем столе компьютера папка, в которой записана тема сегодняшнего урока. Открыть эту папку вы сможете, выполнив задание по группам.

2. Работа в группах.

Класс делится на 4 группы.

Задание для каждой группы.

1

слагаемое 62 24 680 450
слагаемое        
сумма 82 76 700 1000

2

слагаемое        
слагаемое 29 58 25 550
сумма 82 76 700 1000

3

Х + 68 = 100

А) Х = 34
Б) Х = 170
В) Х = 4

Х + 38 = 97

А) Х = 135
Б) Х = 61
В) Х = 59

4

34 + Х = 102

А) Х = 136
Б) Х = 68
В) Х = 72

59 + Х = 97

А) Х = 156
Б) Х =42
В) Х = 38

3. Самопроверка по ключевым карточкам.

4. Подведение итогов работы в группах.

Защита работ.

Ученики 1 группы. Находим по сумме и 1 слагаемому – 2 слагаемое.

Ученики 2 группы. Находим по сумме и 2 слагаемому – 1 слагаемое.

Ученики 3 группы. Находим корень уравнения по сумме и 2 слагаемому.

Ученики 4 группы. Находим корень уравнения по сумме и 1 слагаемому.

У. Что общего в заданиях?

Д. Во всех заданиях неизвестно одно из слагаемых и его нужно было найти.

5. Выведение темы урока.

У. Назовите тему урока.

Д. Нахождение неизвестного слагаемого. Слайд №2

У. Что можете сказать о теме урока?

Д. Находить неизвестное слагаемое научились ещё в 1 классе. Слайд № 3

У. Какими выражениями воспользуемся сегодня на уроке?

Д. Под номером 2.

У. Прочитать.

Д. Читают три ученика.

У. Где применяете эти знания?

Д. При решении обратных задач, уравнений.

У. Почему эта тема возникла в 4 классе?

Д. Будем использовать при решении более сложных уравнений.

6. Открытие новых знаний. Слайд № 4

1. Работа в парах. Сигнальные карточки.

У. Сгруппируйте уравнения.

Д. Нужно сгруппировать 2 и 5, 3 и 6, т. к. неизвестно одно из слагаемых. 2 и 5 – простые уравнения, 3 и 6 – усложнены в правой части.

2. Проверь себя. Слайд № 5

3. Составление плана действий. Слайд № 6

Работа в парах, сигнальные карточки.

4. Самостоятельная работа в тетрадях и Слайд № 7 у доски.

Проверка работ. Устно составить задачи по уравнениям. Прослушивание ответов.

5. Научимся решать уравнения. Слайд № 8

У. Кто может объяснить решение таких уравнений?

Д. Нужно упростить правую часть и получить простое уравнение. Решать его умеем.

У. При объяснении воспользуемся планом действий.

Слайд № 9

7. Физкультминутка.

8. Первичное закрепление знаний.

1. Работа по учебнику.

№ 310 ( 2 уравнение) – объяснение у доски с комментированием.

2. Решение задачи № 311. Прослушивание ответов. Запись уравнения на доске: Х + 78 = 97 + 3. Самостоятельная работа в парах. Слайд № 10

3. Проверка. Слайд № 11

9. Самостоятельная работа. Слайд № 12

1. Группа детей решает уравнения на компьютерах по программе “Радуга”.

Остальные дети работают в тетрадях на печатной основе.

2. Самопроверка по решению уравнений в тетради. Слайд №13

10. Решение задачи № 313 .

У. Объясните, что обозначают выражения.

Прослушиваются объяснения детей.

У. Какие вопросы вы можете поставить к данному условию?

  1. Сколько всего км дороги уложили?
  2. На сколько больше км дороги уложили?
  3. Сколько км дороги осталось уложить?

У. Все ли вопросы соответствуют данному условию задачи?

Д. Нет, только третий вопрос.

У. Записать решение выражением.

11. Работа в тетради на печатной основе.

1. Самостоятельная работа на выбор учащихся.

№ 10, стр.44.

№ 20, стр.47.

2. Самоконтроль. Слайд № 14

12. Тест. Слайды № 15,16,17

13. Домашнее задание.

№ 315, 316(учебник) стр. 64

14 .Выставление мотивированных отметок.

15. Итог урока.

У. Какое правило использовали для решения новых уравнений?

Как решаются такие уравнения? Слайд № 18