Цели:
- продолжить работу над формированием навыка чтения;
- закрепить умение читать слоги разной структуры с буквой Р.
Учебные задачи:
- формировать умение “видеть” букву;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
- продолжить обучение чтению 2-3 сложных слов без пауз между слогами, с выделением ударного слога;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
- учить работать в парах, группами, сообща.
Учебные умения:
- правильно, грамотно формулировать предложения;
- различать понятия “звук”, “буква”;
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, автор профессор Базарный В.Ф.,работа в режиме смены динамичесих поз.
Оборудование:
- учебник “Азбука” для 1 класса, авторы: Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий, Д.С. Фонина.,
- плакаты “Звукоград” и “Буквоград”,
- наглядное пособие “Домик”,
- карточки “схемы звуков” у каждого ученика,
- зрительно-вестибулярный тренажер “Зевс”, комплект мебели (конторки, парты, коврики)
1. Орг. момент. Проверка готовности детей к уроку.
- Перед началом урока напоминаю правила работы в парах за конторками. Ученики, которые работают стоя, снимают обувь и в носочках стоят на массажных ковриках. Второе правило еще проще: устал стоять - меняйся с соседом по парте местами.
2. Постановка цели и задач.
- Назовите букву, которая была “именинницей” на прошлом уроке обучения грамоте? (Буква Р) Сегодня на уроке мы продолжим празднование “дня рождения” этой буквы, поиграем как на всяком дне рождения в игры, почитаем стихи.
3.. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Из чего состоит наша речь?
- А предложения?
- Слова?
- Слоги?
- Чем обозначаются звуки?
- На какие две группы делятся все звуки?
- Где живут звуки нашей речи? (в Звукограде) А буквы их обозначающие? (В Буквограде?) (На доске вывешиваются плакаты “Звукоград” и “Буквоград”)
- А как в этом городе найти дом, где живет наша именинница? Что мы знаем о звуках, которые она обозначает? (Дети на плакатах показывают домики буквы)
4. Работа со звуками [ р и р”]
- Предлагаю поиграть в игру “Доскажи словечко”:
Ра-ра-ра – начинается ….(игра).
Ры-ры-ры – у мальчиков …(шары).
Ро-ро-ро – у нас новое …(ведро).
Ру-ру-ру – продолжаем мы ….(игру).
Ре-ре-ре – стоит домик на …(горе).
Ри-ри-ри – на ветках …(снегири).
Ар-ар-ар – кипит наш …(самовар).
Ор-ор-ор – созрел красный …(помидор).
- Молодцы! Хорошо справились с этими рифмами. А сейчас я предлагаю вам представить, что мы художники и нарисовать картину, на которой изображен домик. Стены домика уже готовы, остается подрисовать детали – части дома, в названиях которых должен быть звук [р –р”] . Произносить слово нужно так, чтобы эти звуки прозвучали отчетливо. А все ребята, приготовив карточки с условными значками звуков, будут определять, какой звук слышим в этом слове.
- Какие части дома имеют в своем названии звук [р – р “]? (Крыша, труба, дверь, рама, крыльцо, порог, чердак, чердачное окно)
- А из какого материала будет построен наш дом? (Из дерева или кирпича)
- А ели нарисуем кирпичный, то в какой цвет покрасим его? (Серый, красный, оранжевый или розовый)
- Какая мебель и другие предметы, необходимые для жизни людей могли бы находиться внутри дома, в комнатах? (Сервант, диван-кровать,телевизор,радио, картина)
- А что нарисуем мы около дома? (Деревья и кустарники: рябина, крыжовник, сирень, смородина)
- Какие цветы вы посадили бы около дома? (Розы, ромашки, настурция, астры)
- Какие вы замечательные художники! Но нам надо решить ещё один важный вопрос: где будет находится наш домик? (в городе, в деревне)
- Назовите страну, в которой расположен этот населенный пункт? (Россия) (На доске появляется запись слова Россия)
- Каким другим словом люди заменяют слово Россия? (Родина) (На доске запись слова Родина)
- Подберите слово, обозначающее всех людей, живущих в стране (народ)
5. Физ. минутка.
А) Дети выполняют зрительно-вестибулярную гимнастику на тренажере “Зевс”;
Б) Веселая разминка : стихотворение “Тра-та-та”
Тра-та-та,тра-та-та!
Отворялись ворота,
А из этих из ворот
Вышел маленький народ:
Один дядя вот такой: (Дети изображают человека с газетой)
Другой дядя вот такой: (Человек поднимает штангу)
Третий дядя вот такой: (Дети показывают руками очки)
А четвертый вот такой: (Дети показывают силача).
Одна тетя вот такая: (Дети поправляют руками волосы)
А другая вот такая: (Прыгают через “скакалку”)
Третья тетя вот такая: (Смотрятся в ладошку как в зеркало)
А четвертая такая: (Изображают балерину).
6. Работа по Азбуке.
- Найдите страницу № 65 и определите первое задание, которое нужно выполнить? (По схеме – разделить на слоги, изобразить дуги. Самостоятельное выполнение работы.) Проверим правильность выполнения задания у своего соседа. Исправь ошибки.
На доске записаны слова:
МУРА
ИРА
ЛИНЯЛА
УМЫЛА
МЫЛИЛА
- Прочитайте слова и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в тексте, который мы будем сейчас читать?(Ответы детей)
Чтение текста “Мура” по предложению.
- Как благодарила девочку кошка? Прочитайте текст еще раз так, чтобы была слышна интонация благодарности.
- Прочитаем по цепочке слова, записанные в столбиках. Объясните смысл слов мирил и мерил.
Работа над вторым заданием на слоговое деление и выделение безударного гласного. Проверка : работа в парах)
- Буква Р как именинница хочет подарить вам сегодня новое знание о необычных словах нашей речи. Мы уже встречали слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы. Назовите такие слова. (Ручка, коса, лук и т.д.) А сегодня мы узнаем, что слово ОРЁЛ (На доске запись) тоже имеет не одно значение. (Рассматривание иллюстрации, беседа о значении слов.)
- Наш урок мы завершаем чтением замечательных стихотворений-подарков вам от Волшебницы Речи и буквы Р. Эти стихи прочитают наши ребята. (чтение стихов на с.66,67 хорошо читающими детьми)
7. Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке? В гостях у какой буквы-именинницы побывали? Какие звуки она обозначает? Какими знаниями поделитесь дома?
Литература:
- Н.М. Бетенькова, В.Г.Горецкий, Д.С.Фонин “Азбука” 2005 г.;
- В. Волина “Занимательное азбуковедение”