Некоторые формы контроля на уроках математики

Разделы: Математика


Контроль за усвоением изученного материала начинается с проверки домашнего здания. Приведу некоторые формы, которые применяю в своей работе:

Самопроверка по образцу. Образец решения домашней работы записан на доске заранее. В начале урока учащиеся рассматривают решение-образец и конспектируют. Затем открывают свои тетради и подчеркивают ошибки и ставят себе отметку (простым карандашом). После проверки образец закрывают, и ребята делают работу над ошибками.

Взаимопроверка с помощью образца. Учащиеся проверяют домашнюю работу соседа по образцу. Делают работу над ошибками. И в первом, и во втором случае окончательную проверку проводят сами.

Проверка домашнего задания консультантами. Тетради у консультантов проверены заранее, консультанты садятся вместе с подшефными, которые получают листочки, на которых выполняют домашнее задание, комментируя свое решение. Обычно этот прием использую при проверке более трудной части домашней работы. Оценивают работу консультанты, листочки сдают мне, а я уже ставлю окончательную оценку.

Письменная проверочная работа. В письменную работу включаю те задания из домашних работ, в которых были допущены ошибки.

Опрос по парам. Учащиеся первого варианта – “учителя”, а второго варианта – “ученики”. Задаю вопрос классу. “Ученики” отвечают на вопрос “учителю”. Когда в парах обсуждены ответы на все вопросы и вслух озвучены эти ответы школьниками, комментирую эти ответы и указываю на ошибки, которые услышала сама, когда ходила по классу. После обсуждения ответы учащихся второго варианта оцениваются. Учащиеся первого варианта на листке против номера вопроса ставят один из знаков: “+” (верно), “-” (неверно), “v” (неточно). В конце ставится итоговая оценка.
Конечно, такой опрос не дает точной картины знаний. Цель такого опроса: повторить теоретический материал, закрепить его и подготовиться к изучению нового.

Контроль за усвоением изученного, его закреплением можно проводить и в других формах, таких как математическая эстафета, математическая викторина, теоретическая разминка, эстафета взаимоопроса, общественный смотр знаний, тестовый контроль, контрольная работа и ее анализ. Все эти виды контроля описаны в различных журналах “Математика в школе”, в методической литературе. Приведу пример развернутого плана урока, в котором использованы некоторые из перечисленных выше видов контроля.

I. Математическая викторина

А) Упростите выражение:

- 1 балл

Б) Решите уравнение:

- за решение каждого уравнения 1 балл.

В) В столовую привезли картофель, упакованный в пакеты по 3 кг. Если бы он был упакован в пакеты по 5 кг, то понадобилось бы на 8 пакетов меньше. Сколько килограммов картофеля привезли в столовую? – 3 балла.

Задания викторины проецируются на доску с помощью кодоскопа . Учащиеся крупно пишут ответы на листах и по команде показывают учителю. После этого подсчитываю число правильных ответов (помогает ассистент из старшего класса), число баллов, заработанных учащимися каждого ряда.

II. Опрос по парам.

Задаю классу вопрос за вопросом из приведенного ниже списка. “Ученики” (первый вариант) отвечают на эти вопросы своим “учителям” (второй вариант).

- Что называется одночленом?

- Что называется многочленом?

- Как умножить одночлен на многочлен?

- Что значит разложить на множители?

- Какие слагаемые называются подобными членами?

- Как привести подобные члены?

- Приведите подобные члены в выражении:

Какой одночлен нужно поставить вместо звездочки, чтобы получилось верное равенство:

а)

б)

Поставьте вместо звездочки такое выражение, чтобы получилось верное равенство:

а)

б)

Упростите выражение:

а)

б)

Решите уравнение

- Заполнив таблицу, составьте уравнения к задаче: “Велосипедист поехал из поселка на станцию со скоростью 16 км/ч и вернулся обратно, увеличив на обратном пути скорость на 2 км/ч. Весь путь велосипедиста занял 5ч 40 мин. Определите расстояние от поселка до города”

  V км/ч t ч S км
На станцию     X
Обратно     X

Предложено 12 вопросов, значит, от каждого ряда должно поступить по 4 ответа. За каждый правильный ответ соответствующему ряду начисляется 1 балл. На уроке одновременно с опросом по парам продолжается викторина.

По окончанию работы “учителя” забирают листочки у своих “учеников” и выставляют окончательные оценки, учитывая свои “+”, “-”, “v”, которыми они отмечали ответ на каждый вопрос.

III. Анализ контрольной работы, выполненной на предыдущем уроке.

Тетради с проверенной контрольной работой ребята получают на перемене, но не свои, а одноклассников. Оценки мною поставлены, но ошибки не исправлены.

Решение контрольной воспроизведено на доске. Задание всему классу: определить характер ошибок, доказать правильность отметки, выставленной за работу.

В это время пока учащиеся сверяют работы с образцом и выявляют ошибки, вместе с ассистентом подсчитываем баллы, заработанные ребятами каждого ряда на первых двух этапах урока.

IV. Задания на дом.

а) для тех, кто получил “4” и “5”, написать рецензию на работу своего одноклассника.

б) творческая работа над ошибками (не только перерешать задания, но и придумать аналогичные)

План рецензии проецируется на доску:

1. Отметить, что понравилось в работе (аккуратность, грамотное обоснование уравнения, применение рациональных приемов преобразований и т.д.)

2. Отметить, что не понравилось.

3. Указать характер ошибок:

    а) в умножении одночлена на многочлен,
    б) в вычислениях,
    в) в вынесении общего множителя,
4. г) в решении уравнения,
    д) в составлении уравнения по условию задачи.

5. Отметить грамотность работы,

6. Внести предложения для успешного обучения одноклассника.

После пояснения домашнего задания подводятся итоги викторины.

V. Работа с консультантами.

Учащиеся решают на листочках некоторые задания, подобные заданиям контрольной работы. Консультанты проверяют их. В конце урока листочки собираю и оцениваю.