Цели:
- Сформировать у детей четкий зрительный образ строчной буквы х.
- Научить писать букву х, используя все пути соединения с другими буквами.
- Формирование графической зоркости, развитие фонематического слуха.
- Умение работать в парах, группах, прививать интерес к учебной деятельности.
Ход урока
1. Создание учебной ситуации
- Какой урок?
- Что необходимо приготовить к уроку?
- Как будем работать на уроке?
- Зачем нужен такой договор?
- Как считаете, какую задачу мы будем ставить на уроке письма?
Прежде, чем приступить к написанию новой буквы, повторим основные соединения элементов букв. (По методике В. Илюхиной.)
Работа в группах. Класс делится на 4 группы. У каждой группы конверт, в котором написаны соединения элементов букв. Дети находят ошибки в соединениях и исправляют их. Учителем демонстрируется правильное написание соединений.
- А сейчас напишем несколько букв под диктовку:
а). Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево вверх, задерживаемся на строке, по наклонной опускаемся вниз, задерживаемся на строке, поднимаемся по наклонной вверх, смыкаем букву. (О).
б). Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем “секрет”, по “секрету” длинная наклонная линия вниз, петелька, перехлест на нижней линеечке рабочей строки, крючок до середины.(у).
в). Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте, поднимаемся по крючку до середины, пишем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины.(и)
г). Кладем петельку на нижнюю линеечку рабочей строки, уходим в сторону вверх и, не доходя 1/3, выписываем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. (л)
д) Комментирование 2-3 букв детьми.
2. Письмо строчной буквы х.
Показывается образец написания буквы х.
- Из каких элементов состоит буква х?
- Кто сможет объяснить написание буквы х? ( Ставлю ручку ниже верхней рабочей строки на 1\3. Веду бугорком вправо вверх, довожу до верхней рабочей строки, опускаемся по прямой наклонной линии и влево кладём “клюшку”. Поднимаемся по “клюшке” и прямой наклонной вверх, не доводя 1\3 до верхней рабочей строки, ведём бугорком вправо вверх, опускаемся вниз на 1\3,Возвращаемся по бугорку и прямой наклонной вниз, доводим до нижней рабочей строки, делаем поворот на месте, по крючку ведём до середины.)
Повторяется правило посадки учащихся, положение тетради на парте.
Письмо буквы х в тетради. Дети обводят букву, которая, по их мнению, получилась правильной.
3. Музыкальная физминутка.
Работа в парах. Повторение правила работы в парах. Работают с кассой букв. Составляют слоги по заданной звуковой транскрипции. Одна пара работает у доски.
(х , э)-хе (даётся характеристика звуков)
(хо)-хо
(х ,и)-хи
(ха)-ха
(х ,о)-хё
4. Письмо данных слогов в тетрадь с комментированием.
5. Письмо слов с буквой х.
Дети составляют слова из букв: а у х, е х м Проводится звуковой анализ составленных слов: уха и мех:
- Произношу слово и слушаю себя: (у х а).
- Выделяю первый звук (уууууха)- гласный. Обозначает значком.
- Выделяю второй звук (ухххха)-согласный, глухой, твёрдый. Обозначает значком.
- Выделяю третий звук (ухаааа)- гласный.
- Проверяю, все ли звуки слова выделены.
- Делю слово на слоги.
- Нахожу ударный слог. Аналогично проводится звуковой анализ слова мех, предварительно выяснив, что означает это слово. Зачитывается значение слова мех из словаря.
6. Письмо предложения.
На доске слова: лисы, у, мех, красивый
Задание: составить высказывание из слов, которое соответствовало бы данной модели:
Составляем слоговую модель высказывания.
Запись высказывания в тетрадь с комментированием .
7. Итог урока:
- Чему научились на уроке?
- Как работали?
- Кто доволен своей работой на уроке?
На следующем уроке письма мы будем учиться писать заглавную букву Х.