Каждое образовательное учреждение самостоятельно расставляет акценты и выбирает для себя наиболее приемлемые виды воспитания, исходя из накопленного опыта, традиций, приоритетов. Одной из главных задач, стоящих перед современной школой в области патриотического воспитания, является преодоление последствий “безличной”, “бездетной” педагогики, идеологического насилия, восстановление целостности сознания, духовно-нравственного здоровья личности.
Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальная общеобразовательная школа-интернат “Общеобразовательная школа-интернат основного общего образования спортивного профиля” (МО ШИСП) одним из ключевых направлений воспитательной работы определила гражданско-патриотическое воспитание. Данный выбор был обусловлен рядом причин:- На протяжении всего периода своего существования школа - интернат спортивного профиля выполняет социальный заказ города и региона – воспитание школьника-спортсмена. МО ШИСП является уникальным учреждением в образовательном поле региона, т.к. сочетает учебный и тренировочный процесс. Умело выстроенный учебно-тренировочный процесс позволяет добиться достаточно высоких результатов, как на спортивном помосте, так и в учебе.
- Школа-интернат спортивного профиля имеет большой опыт в воспитании чемпионов: уже при зачислении в 1 класс дети имеют определенные спортивные результаты, а из стен школы выходят кандидаты в мастера спорта, мастера спорта, чемпионы России, члены молодежной сборной страны по спортивной гимнастике.
- Традиционно обучающиеся МО ШИСП представляют город Ленинск-Кузнецкий на соревнованиях различного уровня – региональных, всероссийских, международных, защищая честь города и Родины. (Приложение 1)
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться в парадигме интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством.
Для реализации данного направления в МО ШИСП создана модель гражданско-патриотического воспитания и разработана программа “Я – гражданин России”.
Модель гражданско-патриотического воспитания детей в воспитательно-образовательном процессе школы-интерната спортивного профиля представляет собой совокупность последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, тренеров) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.
Модель гражданско-патриотического воспитания в МО ШИСП позволит достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника: будет сформирована социализированная жизнеспособная личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Другим важным результатом реализации модели станет изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах
Структурно-функциональная модель гражданско-патриотического воспитания в воспитательно-образовательном процессе МО ШИСП (Приложение)
Программа “Я - гражданин России” предназначена для обучающихся 1-9 классов. Ее целью является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
Программа включает в себя следующие направления:
- Связь поколений.
- Растим патриота и гражданина России.
- Мой край родной.
- Я и семья.
Результаты работы определяются факторами и условиями. Условия зависят от научной обоснованности избранных факторов и полученных результатов и тоже взаимно корректируются. Основное условие эффективности планирования и реализации гражданско-патриотического воспитания в школе- интернате спортивного профиля заключается в способности учитывать максимум факторов, способных “влиять” на результат.
При осуществлении планирования гражданско-патриотического воспитания в МО ШИСП учитывались следующие факторы, определяющие его результативность:
- наличие четких целей и нормативных требований;
- аргументированность гражданско-патриотического воспитания школьников;
- планирование воспитательно-образовательной деятельности по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников с учётом результатов диагностики;
- учет временного фактора;
- учет личностных особенностей учителей и учащихся.
Результаты работы подтвердили, что среди многообразия внешних и внутренних факторов наиболее важное значение для повышения эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания имеют:
- методически выверенное использование регионального компонента в содержании воспитания учащихся;
- соблюдение педагогического такта, меры в установлении взаимодействия личности и коллектива;
- применение достаточного разнообразия видов и организационных форм, позволяющих учащимся занять положение субъекта социальной деятельности;
- разработка технологии формирования опыта, направленного на достижение жизненного успеха;
- применение новых подходов к подготовке учителя;
- взаимосвязь урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;
- создание в школьном сообществе демократической микрополитики, проводниками которой являются учителя, учащиеся и их родители, тренеры.
Любая система, в том числе педагогическая может функционировать с гарантией на успех при определенных условиях.
Условия успешной реализации гражданско-патриотического воспитания
Нормативно-правовые условия:
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации гражданско-патриотического воспитания в школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие:
- Государственные программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”, “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ;
- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
- Федеральный закон от 13 марта 1995 г. №32-Ф3 “О днях воинской славы (победных днях) России” (с изменениями от 22 августа 2004 г.); письмо Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”;
- Письмо Министерства образования РФ от 1 марта 2002 г. №30-51-131/16 “О рекомендациях “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”;
- Письмо Министерства образования РФ от 15 января 2003 г. №13-51-08/13 “О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации” и др.
- Письмо Министерства образования РФ от 10.05.01г. № 22-06-626 “Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов РФ”.
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.02г. № 13-51-28/13 “О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении”.
- Письмо Министерства образования РФ от 31.01.01г. № 90/30-16 “ О направлении обобщенных материалов по итогам проведения Всероссийского родительского собрания и методических рекомендаций о взаимодействии образовательного учреждения с семьей”.
- Закон Кемеровской области от 12.07.06 № 94-03 “Об утверждении среднесрочной региональной целевой программы “Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006-2010 гт.”
- Программа “Патриотическое и интернациональное воспитание детей и молодежи г. Ленинска-Кузнецкого на 2007-2010 годы”, протокол № 2 Совета УО от 23.01.2007г.
Психолого-педагогические условия:
- обеспечение педагогической целостности воспитательно-образовательного процесса;
- осуществление научно обоснованной педагогической позиции общей цели и конкретных частных задач воспитательно-образовательного процесса;
- обязательный постоянный контроль, оценка и по необходимости коррекция результатов.
Организационные условия:
- ликвидация правовой безграмотности субъектов воспитательно-образовательного процесса посредством трансляции информации о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
- профилактика противоправного поведения;
- создание условий для самореализации каждого ученика;
- актуализация демократических установок в жизнедеятельности школьного сообщества;
- развитие лидерских качеств и привлечение членов школьного парламента к решению социально значимых проблем;
- сотрудничество с социумом;
- включение школьников в реальные социально значимые дела.
Кадровые условия:
- развитие профессиональной компетентности учителя, целью которой является позитивное преобразование профессиональной позиции педагога как воспитателя в области гражданско-патриотического воспитания.
- обеспечение педагогами комфортных условий для школьников в учебной работе;
- создание условий для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности, самосовершенствования.
Методическое обеспечение:
- обобщение и распространение педагогического опыта по данному вопросу;
- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами гражданско-патриотического воспитания;
- работа по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи.
Материально-технические условия:
Организация гражданско-патриотического воспитания в школе – сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друг друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Важной стороной содержательной зрелости организации гражданско-патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
В процессе работы в данном направлении было установлено, что реализация модели гражданско-патриотического воспитания более результативна при соблюдении следующих педагогических требований:
- ориентация всей педагогической деятельности на создание условий для самореализации личности школьников и учителей;
- обеспечение взаимосвязи воспитания школьников, совершенствование сотрудничества родителей, тренеров, школьников, педагогов и администрации, развитие их творческих способностей;
- формирование готовности, стремления и умения школьников реализовать свои намерения в разных видах деятельности и социально-ролевых позициях;
- обеспечение единства управленческого формирующего и диагностического подходов, учитывающих индивидуальность процесса гражданского воспитания школьников, что требует осуществлять диагностику школьников, результаты которой служат основанием для разработки вариантов гражданско-патриотического воспитания каждого школьника.