Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками

Разделы: Начальная школа


Цели: распространение опыта работы учителя на уроках литературного чтения по работе со сказками

Оборудование: бумага, ручка.

План проведения:

  1. Учеба “мастером” учителей.
  2. Рефлексия.

Ход мастер-класса

Современный конкурс “Учитель года” предполагает несколько этапов. Один из них – это мастер – класс для учителей. Хочу поделится своей разработкой мастер – класса в рамках конкурса

Мастер-класс

“Литературное чтение”

Обоснование темы

Одной из основных задач урока литературное чтение по программе “Гармония” является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями. При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного, либо в создании своей творческой работы.

На уроках чтения я стараюсь провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира.

Т.о., не только создаю “зону ближайшего развития” ребенка, но и стараюсь значительно обогатить его интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

Развитие творческих способностей при работе с художественными текстами у детей младшего школьного возраста – проблема, которая стала для меня предметом серьезного изучения психологии младших школьников. По мнению М.Львова, работа учителя по развитию творческих способностей учащихся начальной школы складывается, из трех качеств, служащих предпосылками для творческой деятельности. Во-первых, наблюдательность, речевая и общая активность, общительность, хорошо натренированная память, привычка анализировать и осмысливать факты, воля, воображение. Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика через различные виды искусства. В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе конструирования.

Развитию творческого воображения способствуют такие виды творческих работ, как словесное и графическое рисование, анализ иллюстрации, составление плана текста, стилистический эксперимент, подбор синонимов с обоснованием авторского выбора, составление диафильма, киносценария, инсценирование, составление рассказа о герое, сочинение сказки.

Мониторинг эффективности работы по применению метода творческого и объяснительного чтения и анализа различных подходов позволили мне выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения:

  1. высокий уровень интереса к урокам литературного чтения;
  2. способность к фантазированию, воображению, моделированию;
  3. способность переживать ситуацию успеха, наслаждаться процессом творчества;
  4. проявление самостоятельности в работе;

Высокий уровень 4 (14%) 6 (21%)

Средний уровень 14 (50%) 15 (54%)

Низкий уровень 10 (36%) 7 (25%)

Рост показателей высокого и среднего уровня составил от 4% до 7%.

Вашему вниманию будет представлен мой опыт работы по литературному чтению – сочинение сказок.

Тема – сочинение сказок.

Вы знаете много сказок.

Про Красную шапочку вы уже прочитали. С приключениями Колобка познакомились. Знаете про Снежную Королеву и Дюймовочку.

- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?

- Какой это будет вид сказок?

- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.

Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

Вспомним сказку “Гуси- лебеди”.

  • Кто был основным действующим персонажем?
  • Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”.
  • Много сказок начинается с этого действия.
  • Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
  • А что же дети? Нарушение запрета
  • Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.
  • Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,
  • Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
  • Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
  • Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
  • возвращение героя,
  • счастливый конец).

Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.

Итак, сейчас ваша группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.

Вы сочините сказку про Колобка. Герой вам знаком, но сказка будет новой.

Это будет уже какая сказка? (авторская)

Начало сказки послушайте: “Жили-были дед и баба. Испекла как-то баба колобок и положила на окошко, а сама ушла. И запретила она колобку с окошка спрыгивать”.

1 кубик – отлучка

2 – запрет

3 – нарушение закона

4 – отъезд героя

5 – даритель испытывает героя

6 – волшебные дары

7 – враг побежден

8 – герой спасается от преследования

9 – возвращение героя

 

Чтение собственной сказки

Рефлексия:

Вы сегодня хорошо поработали. Какое открытие сделали вы для себя на уроке?