Цели:
- освоение песенного репертуара по теме: "Музыка моего народа" (4 класс) и особенностей календарно-обрядовых русских народных песен. Задачи:
- закрепление знаний по музыкальной грамоте; привитие умения игры и пения под самоаккомпанемент;
- развитие музыкального мышления, умения анализировать музыкальное произведение, музыкальной памяти, слуха, чувства ритма в процессе усвоения музыкальных произведений;
- воспитание интереса к изучению русского народного песенного творчества.
Место урока в теме: 4 курс, 7 семестр, урок № 15.
Вид занятия: урок по традиционной технологии с применением элементов технологии индивидуального обучения.
Тип урока: комбинированный.
Методы: демонстрация упражнений, практическая игра, пение, пластическое интонирование, игра в ансамбле с преподавателем, музыкально-ритмические движения, сообщение новых знаний, слушание, анализ.
Оборудование: нотный пульт, ноты, музыкальные инструменты (баян, металлофон), магнитофон, аудиокассета, свеча, концертные платочки (3 шт.).
1. Введение в тему урока
Народная музыка - зеркало жизни народа, в которой отражаются или запечатлеваются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Народная музыка играет решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества и исполнительства. Песенность, певучесть - характернейшие черты русской народной и выросшей из нее композиторской музыки.
В этом ключе, в разделе "Музыка моего народа" студенты педколледжа должны познакомиться с жанровым разнообразием русских народных песен и особенностями их исполнения.
2. Работа над музыкальным материалом
1. Русская народная песня "Блины":
а) сообщение новых знаний;
б) показ;
в) анализ;
г) знакомство с нотным и поэтическим текстом;
д) разбор;
е) пластическое интонирование;
ж) игра в ансамбле с преподавателем.
2. Русская народная песня "Со вьюном я хожу":
а) сообщения студентов;
б) развитие умения игры и пения, пение каноном;
в) музыкально-ритмические движения;
г) анализ (проделанной работы).
3. Слушание и анализ календарно-обрядовых русских народных песен той или иной области (региона).
3. Заключительная часть
Итак, на примерах разучиваемых школьных песен и прослушанной музыки углубляются знания студентов об особенностях календарно-обрядовых русских народных песен и происходит осознание той мысли, что к исполнению этих песен можно привлечь несложные движения в хороводах и игровых песнях, народные музыкальные инструменты и др., чтобы звучание было ярким, выразительным, характерным для русского народного песенного творчества.
Ход урока
Вводная часть
1. Разминка (для движения кисти и разогрева пальцев правой руки): игра гаммы до мажор в 2 октавы с соблюдением точной аппликатуры и меха, штрихом легато( и/или стаккато); арпеджио, аккордов.
Основная часть
2. Работа над русской народной песней "Блины" Преподаватель (далее П.): В светлой музыке "трель" не кончается;
В пенье птиц под вздыханье басов, По березовым рощам, венчаясь, Льются добрые русские песни Под волшебную рифму стихов. О какой музыке идет речь? В каком разделе изучается? Студент (далее С): Речь идет о русской народной музыке, русских народных песнях. Более подробно это изучается в теме "Музыка моего народа" (4 класс). П.: Перечислите и кратко охарактеризуйте основные жанры русских народных песен.
С:
1. Семейно-бытовые и обрядовые песни отражали события семейной жизни и домашний быт.
2. Хороводные и плясовые песни сопровождались движением, пляской.
3.Трудовые песни были связаны с какой-либо трудовой деятельностью.
4. Эпические песни, былины - героические повествования о далеком историческом прошлом; действующие лица - герои, богатыри.
5.Исторические песни воплощали идеи единства и независимости русской земли, борьбы с иноземными захватчиками; имели большую конкретность, нежели былины.
6. Протяжные лирические песни выражали разнообразные переживания, исповедь души.
7.Частушки разнообразны по содержанию (лирические, шуточные, сатирические), отличаются легкой запоминаемостью и могут исполняться под пляску.
8. Городские и крестьянские песни (уклад жизни горожан и крестьян).
9. Революционные песни с драматическим характером, внутренней энергией, ритмической четкостью, напряженной целеустремленностью развития.
10.Современные народные песни: песни гражданской войны, комсомольские песни 20-х годов, песни колхозной деревни, песни Великой Отечественной войны, песни последних лет.
11. Календарно-земледельческие песни прикреплялись к определенному времени года, конкретной календарной дате, определенному циклу земледельческих работ. Календарно-обрядовые песни - это своего рода музыкальные символы, предназначенные для того, чтобы в художественно-образной форме отметить события общественной жизни, приуроченные к различным праздникам христианского календаря.
П.: О каком празднике идет речь в следующей загадке: “Дохристианский праздник, сохранившийся и поныне. Отмечают его за 7 недель до Пасхи в течение 7 дней, каждый из которых имеет свое название. Главное отличие этого праздника - обилие блинов и разгульное веселье”.
С: Это Масленица.
П.: Особенности празднования Масленицы: блины, игры, обряд сжигания чучела Масленицы, чествование новобрачных. Участие в ней принимают и стар, и млад. Одним из художественных элементов Масленицы является музыкальный элемент, то есть исполнение горочных, вьюнипшых, масленичных песен. Одной из таких масленичных песен является русская народная детская песня “Блины”. Блин с любой начинкой и без нее - это символ солнца, здоровья, ясных дней, ладных браков и крепких детей.
Послушайте эту песню (показ-исполнение преподавателем).
П.: Посмотрите и проанализируйте поэтический текст песни.
С: Блины любят и дети, и взрослые. Они очень вкусные. Их готовят на опаре мамы, бабушки, старшие сестры с желанием и любовью. Получается настоящая масленичная лакомка. На Масленицу пекут целую “гору” блинов, на подносе подают к столу и угощают гостей, желая всем крепкого здоровья.
П.: Проанализируем нотный текст песни.
С: Тональность ре мажор; размер С; темп подвижный; присутствует реприза. Здесь она означает повтор припева, 2 раза. Исполнить песню нужно легко и весело.
П.: Покажем рукой движение мелодии в песне. Как это называется?
С: Пластическое интонирование.
П.: Проинтонируем пластически русскую народную песню “Блины”.
П.: Не спеша, следя за правильной сменой меха и аппликатурой, разберем мелодию 1-го куплета.
Играем и поем.
(Далее работа по аналогии).
П.: Поиграем в ансамбле: я - партию левой руки, а вы - правой. Играем и поем.
П.: Д/з №1 - р.н.п. “Блины” - играть и петь первые 3 куплета в темпе, с точной сменой меха и аппликатурой.
3. Работа над русской народной песней “Со вьюном я хожу”.
П.: Мы разучили русскую народную песню “Со вьюном я хожу”. А можно ли ее исполнить здесь?
Как она прозвучит?
С: Можно исполнить, так как это тоже календарно-обрядовая песня. Она игровая, с ней можно водить хоровод. Исполнять ее будем умеренно, певуче. Постараемся точно передать одну из ее особенностей - внутрислоговой распев. Игра с пением).
П.: Сегодня у нас на уроке присутствуют помощники, так называемая творческая микрогруппа.
Получив задание, девочки проделали поисково-творческую работу и собрали интересные сведения о песне “Со вьюном я хожу”. Им слово.
l. Bo время святок с 6 по 19 января по новому стилю, или с 24 декабря по 6 января по старому стилю, проводились игрища - это праздничные собрания молодежи с играми и песнями. Во время святочных собраний играли в “Просо сеяли”, “Колечко прятать” и др. Характерной для святочных гуляний является песня “Со вьюном я хожу”, которая раскрывает смысл самих игрищ – смотрины и выбор невест. Во время игры происходят действия, символизирующие брак: находящийся в центре круга парень держит в руках “вьюн” - платок или шарф, затем в соответствии со словами он и кладет “вьюн” на плечо выбранной им из круга девушки.
От Семика (четверг) (девичий праздник, за 2 дня до Троицы. Девушки идут за околицу, одна из них одета в мужское платье - Семик, водят хороводы вокруг кудрявых берез) до Троицы (воскресенье) повсеместно отмечаются молодежные гулянья с обязательными хороводами и играми, среди которых “Березонька, моя березонька”, “Со вьюном я хожу” и др., игры в горелки, ручеек, лапту.
2. Все собрания молодежи на Масленичной неделе также сопровождались песнями и играми, которые делились на 2 вида: 1) игра и песня, независящая от содержания игры (“Люб ли сосед?” и др.); 2) хороводные игры-песни с хореографическими действиями (“Капусточка”, “Со вьюном я хожу” и др.). Таким образом, мы пришли к выводу, что русская народная песня “Со вьюном я хожу” является обрядовой и приурочена к различным праздникам календаря. П.: Вы получили задание: продумать и сопроводить песню “Со вьюном я хожу” несложными музыкально-ритмическими движениями. Продемонстрируйте вместе со своими помощниками (используют концертные платочки).
П.: Какие движения были использованы?
С: Исходное положение, хороводный шаг, круг, движения руками - на плечо, снять; “ручеек”, поклон.
П.: Песня “Со вьюном я хожу” является образцом канона. Что такое канон?
С: Канон - это такое правило, при котором все голоса поют одну мелодию, но только в разное время начинают и заканчивают петь. Показ и исполнение каноном 1-го куплета песни.
П.: Д/з №2 - игра с пением наизусть р.н.п. “Со вьюном я хожу”; №3 - повтор выученного музыкального материала.
Заключительная часть
4. Слушание с анализом масленичных песен разных областей России.
П.: Фольклор - это такая основа музыки, связанная с народным песенным творчеством, которая не стареет. Собиранием, изучением, исполнением русских народных песен, в том числе и календарно-обрядовых, занимаются не только в нашей области, но и в других регионах России. Послушайте масленичные песни в исполнении лауреатов международных конкурсов “Славянский базар” и телефестиваля “Шире круг”, фолк-шоу группы “Дикий л*ед” (символ - ростовая кукла-медведь) под руководством Татьяны Гвайта. Они исполняют народные песни, пляски, обряды различных областей России, авторские произведения, вокально-хореографические композиции, театрализованные представления с участием зрителей в подлинно народном жанре, в современных обработках:
1.“Масленица”, народная, Смоленская область;
А мы Масленицу дожидали(сь).
/О, пташечки(а) прилетали (прлятали).
Ох, сыр с маслицем не едали,
А все Масленице сберегали.
2.“Теща”, народная. Московская область.
1 .
Теща про зятя призадобрилася:
Она пива наварила и пирог испекла.
2.
Соль и муки на 4 рубли,
Сахару с узюмом на 8 рублей.
3.
(В)стал ей пирог на 12 рублей.
Она думала, гадала: семерым его не съесть.
4.
Зять пришел, за пристолье сел,
За пристолье сел, да весь пирог съел.
5.
Теща по горенке похаживала,
Помаленечку зятя побранивала.
6.
Похаживала, побранивала:
“Как тебя, зятюшка, не разорвало!”
7.
“Приходи-ка ко мне, тещенька, на Масленку в четверг.
Уж я тебе, тещенька, честь воздам!”
(Обращается внимание на множественность внутрислоговых распевов, подголоски в этих песнях, интересную аранжировку, манеру исполнения, характер песен: 1) лирическая, 2) шуточная; кратко передается преподавателем содержание песен).
5. Итог урока. Оценивание студентов.
П.: Масленица - это массовый праздник с разгульным весельем, с самыми наилучшими пожеланиями друг другу. Так давайте же и мы в тесном кругу, передавая друг другу импровизированную свечу, как символ тепла, добра и света, выскажем самые добрые пожелания нашим гостям.
Примечание. Для слушания можно использовать и другой музыкальный материал (по усмотрению преподавателя), соответствующий теме урока.