I. Паспорт программы
Наименование программы | Комплексно-целевая программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении” |
Основания для разработки программы | 1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866. |
2. Районная целевая программа “Развитие системы образования Пуровского района” на 2006-2008 годы. | |
3. Результаты проблемно-ориентированного анализа организации и управления мониторингом качества образования в школе. | |
Разработчик программы | Заместитель директора по научно-методической работе муниципального образовательного учреждения “Пурпейская средняя общеобразовательная школа №3” |
Основные исполнители программы | Администрация муниципального образовательного учреждения “Пурпейская средняя общеобразовательная школа №3”, педагогический коллектив |
Конечная цель | Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам. |
Задачи | 1. Проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе. |
2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в образовательных учреждениях. | |
3. Разработать модель мониторинга качества образования в образовательном учреждении. | |
4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в образовательном учреждении. | |
5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в образовательном учреждении. | |
6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований. | |
7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”. | |
Перечень основных направлений программы | 1. Создание условий для повышения качества образования в школе. |
2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой модели мониторинговых исследований в образовательном учреждении. | |
3. Создание качественно новой модели мониторинга качества образования. | |
4. Разработка методических материалов по использованию мониторинговых исследований в работе по повышению качества образования. | |
Ожидаемые результаты | 1. Достижение качества образования обучающихся образовательного учреждения, удовлетворяющее социальным запросам. |
2. Создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом. | |
3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований |
II. Анализ исходного состояния проблемы
Основания для разработки программы | В условиях проведенного в образовательном учреждении анализа действующих подходов к организации и управлению качеством образования выявлены противоречие и проблемы. |
Противоречие | Между государственным заказом общества на создание условий для повышения качества образования в ОУ и отсутствием в настоящее время в школе действенной системы, позволяющей объективно отслеживать качество образования, своевременно осуществлять корректировку и прогнозирование развития образовательного учреждения. |
Проблемы | 1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в образовательном учреждении. |
2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного процесса на его качество: учащихся, учителей, родителей. | |
3. Отсутствие позитивных изменений на протяжении нескольких лет в качественных показателях успеваемости обучающихся в образовательном учреждении. | |
4.Отсутствие качественного рабочего инструментария, позволяющего оценить процесс образования в образовательном учреждении. |
III. Аналитическое обоснование программы
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года также определяет создание условий для повышения качества общего образования одной из основных задач образовательной политики.
Для достижения обозначенной задачи требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и управлении ею.
Существующие в настоящее время в образовательном учреждении подходы к организации и управлению мониторингом качества образования не дают желаемых результатов. Оценивая деятельность школы, мы формально учитываем проценты учащихся, успевающих по всем предметам, качественную успеваемость, результаты выполнения практических и контрольных работ, количество медалистов, победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов и т.д.. Анализируя в практической деятельности эти составляющие, мы не можем определить, насколько уровень образования в школе приближен к нормативам, мы можем определить только те звенья, которые необходимо совершенствовать. Позволяет ли такое формирование и функционирование образовательного мониторинга увидеть реальную картину качества образования в школе?
Изучение вопроса качества образования в школе привело к определенным выводам. Для определения качества образования в ОУ необходимы:
- во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
- во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
- в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
- в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная программа “Мониторинг качества образования в образовательном учреждении”:
направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам;
предполагает системную организацию управления качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия, обеспечивающие его успешность.
Теоретическими предпосылками разработки программы стали работы, связанные с проблематикой исследования:
- качестве образования и управлении им (М.М. Поташник);
- совершенствовании управления образовательными системами (Т.Н. Шамова);
- об особенностях функционирования и развития систем управления качеством образования (Ю.А. Конаржевский, В.П. Панасюк);
- методологических основах информационно-методического обеспечения управления качеством образования (В.П. Панасюк, Г.В. Головичер);
- технологии проектирования и применения региональных систем оценки качества образования (В.П. Панасюк, Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер);
- моделях мониторинговых исследований образовательного процесса (Г.П. Попова);
- методических основах мониторинга качества образования в образовательном учреждении (И.М. Варнавина).
Анализ названных теоретических предпосылок позволил сформулировать ряд положений, имеющих значимость для данной разработки.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных, управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей населения, родителей.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов, качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество реализации программ основного и дополнительного образования детей, качество обеспечения преемственности ступеней непрерывного образования, качество инновационной деятельности.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты оценочные показатели, используемые в Региональной системе оценки качества образования Ямало-Ненецкого автономного округа.
В соответствии с данной системой на уровне образовательного учреждения выбраны следующие базовые показатели:
- уровень обученности учащихся по базовым образовательным программам;
- уровень обученности учащихся по профильным направлениям;
- уровень воспитанности учащихся;
- количество медалистов, призеров и победителей олимпиад, участие в конкурсах учащихся;
- поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе и на бюджетные отделения;
- состояние здоровья и психического развития учащихся;
- динамика правонарушений учащихся;
- уровень жизненной защищенности и социальной адаптации школьников.
Наряду с показателями личной результативности учащихся (обученность, воспитанность, развитость, сохранение физического и психического здоровья) используются системные показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития образовательного учреждения:
- организация и развитие образовательного процесса;
- управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
- уровень выполнения государственных программ;
- уровень инновационных процессов в образовательном учреждении;
- профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение квалификации педагогов);
- участие учителей в профессиональных конкурсах;
- уровень информатизации обучения и управления;
- показатели владения учителями информационными технологиями;
- состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по предметам обучения).
IV. Цели и задачи программы
Конечная цель программы: создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональным заказам.
Цели программы:
- создание качественно новой модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении, адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам, обеспечивающей образование, соответствующее социальному и региональному заказам:
- достижение качества образования обучающихся ОУ, удовлетворяющее социальным запросам;
- создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
- создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ мониторинговых исследований.
I. Основные направления реализации комплексно-целевой программы.
Разработка модели мониторинга качества образования в образовательном учреждении.
Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения:
- общеобразовательному
- воспитательному
- методическому
- здоровьесберегающему
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
Оценка эффективности программы.
Задачи программы:
- проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
- изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга в ОУ;
- разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
- осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочно-критериальных комплексов, методик и способов получения информации о качестве образования в ОУ;
- подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества образования в ОУ;
- разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
- создать информационный банк по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.
Этапы реализации программы
Аналитическо-проектный (2006-2007 учебный год)
Основные виды деятельности:
Анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе.
Изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме.
Мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых исследований.
Разработка модели мониторинга качества образования:
- определение направлений мониторинговых исследований;
- определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
- осуществление отбора методик и способов получения информации о качестве образования;
- разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований, обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы, анкеты, бланки и т.д.)
Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения функционирования мониторинга качества образования.
II. Основной (2007-2009 г.)
Основные виды деятельности:
Разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям деятельности образовательного учреждения.
Реализация программы “Мониторинг качества образования в ОУ”.
Педагогический совет “Новое качество образования: запросы, оценки, пути достижения”.
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе реализации программы.
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
Оценка эффективности осуществления программы.
III. Обобщающий (2010 г.)
Обобщение результатов работы, соотношение с поставленными целями и задачами.
Создание информационного банка по теме “Мониторинг качества образования в ОУ”.
Литература.
1. Варнавина И.М. Методические основы мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2006.
2. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. – Челябинск: Изд-воЧГПИ, 1978.
3. Панасюк В.П. Информационно-методическое обеспечение управления качеством образования на муниципальном уровне: учебно-методическое пособие/В.П. Панасюк, Г.В. Головичер. – СПб.: Астерион, 2007.
4. Панасюк В.П. региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения: учебно-методическое пособие/В.П. Панасюк. Г.А. Шапоренкова, Г.В. Головичер. – Спб.: Астерион, 2007.
5. Поташник М.М. Оптимизация управления школой. – М., 1991.
6. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование. – Волгоград: Учитель, 2007.