Цели:
- Уточнить и расширить знания учащихся о комнатных растениях и правилах ухода за ними.
- Обобщить знания о дикорастущих и культурных растениях.
- Развивать мышление, наблюдательность и самостоятельность учащихся.
- Формировать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
- Воспитывать любовь и уважение к природе, чувство заботы о ней.
Оборудование:
- Наборное полотно.
- Карточки для прогноза погоды.
- Карточки с дифференцированным заданием.
- Картинки с цветами: подснежник, ландыш, мать-и-мачеха, тюльпан, астра, гладиолус, хризантема, одуванчик, ромашка(2), береза (2), колокольчик, крапива.
- Таблички: “Новые слова”, “Практики”, “Наблюдатели”, “Исследователи”.
- Карточки – символы на подставках.
- Лотки, стаканчики, палочки, земля, вода для опыта.
- Табличка “Зеленая аптека” с символом здравохранения.
- Цветы комнатные для выставки: фикус, алоэ, монстера, кактус, бальзамин, традесканция, пеларгония, плющ, хлорофитум, каланхоэ, зигокактус.
- Плакат со стихотворением Виргуна С. и цветами-васильками, клевером, ромашками, гвоздиками.
- Магнитофон.
- Запись: П.И. Чайковский “Вальс цветов”.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ведь урок сейчас у нас!
- А какой прогноз погоды передали нам сегодня синоптики?
(Выходит ученик, выставляет на наборном полотне карточки с обозначениями, рассказывая о погоде, – температура, облачность, осадки.)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Обобщение представлений о дикорастущих и культурных растениях.
- Скажите, ребята, а кому очень нужно, чтобы светило солнышко? (Животным: зверюшкам, птицам, рыбам и, конечно же, растениям.)
- Давайте вспомним, какие бывают растения? (Деревья, кустарники, травы.)
- А на какие ещё две группы можно разделить все растения? (На дикорастущие и культурные.)
- Сейчас мы проверим, как вы знаете растения и умеете определять, к какой группе они относятся.
2. Работа по карточкам с дифференцированным заданием. (Приложение 1)
– Ответы для самопроверки написаны на доске.
3. Игра “Деревья и кусты”.
- А сейчас поиграем в игру “Деревья и кусты”.
Как по величине можно отличить деревья и кусты? (Дерево высокое, а куст низкий; у дерева один ствол, а у кустов – много.)
- Молодцы, верно! Поэтому, когда ведущий назовет дерево, вы должны поднять руки вверх, соединив ладошки; а когда куст – присесть и развести руки в стороны – вверх. Ведущий может ошибаться.
Итак, начнем.
Ведущий.
- Тополь, малина, береза, шиповник, дуб, клен, смородина.
- Молодцы, никто из вас не заблудился в игровом лесу!
III. Сообщение темы и задач урока.
- Но ведь кроме деревьев и кустарников есть ещё травы, цветы.
(Звучит музыка П.И. Чайковского “Вальс цветов”.)
… И вот заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблучком Весна – и, где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, тюльпанами…
- Мои цветы самые красивые, – говорит Весна.
- Нет, – возражает ей Лето. – Цветы у тебя и, правда, красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетенной из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, гвоздики, ромашки…
Ах, холодом повеяла от зависти Осень. И краски Лета поблекли.
- Мои цветы не хуже, – так сказала Осень и повела багряным рукавом.
Тут зацвели астры, гладиолусы, хризантемы. Снова распустились одуванчики.
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи (теплого помещения для выращивания растений) цветут бегония, цикламены, бальзамин.
- Люди сад вырастили, а все равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, -хвалится Зима.
- И сегодня мы отправимся с вами в этот зимний сад, чтобы поближе познакомиться с комнатными растениями.
К концу урока вы должны знать:
- название, отличительные признаки, особенности размещения некоторых растений и правила ухода за ними;
- уметь находить известные комнатные растения среди других.
- А волшебным ключом от Зимнего сада пусть станут слова, которые прочитаем сейчас хором:
… Давай пройдемся
Медленно по саду
И “здравствуй”
Скажем каждому цветку.
Ты должен над цветами
Наклониться.
Не для того, чтоб рвать
Или срезать,
А чтоб увидеть
Добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(По С.Виеру)
IV. Формирование новых знаний и умений учащихся.
- Давайте представим себя цветоводами, поговорим о цветах, поговорим и с ними.
1. Беседа о комнатных цветах.
- Откуда же появились у нас комнатные растения? Об этом нам расскажет Женя.
Из жарких дальних стран Южной Америки, Африки, Азии пришли к нам в дом фикус, алоэ, монстера, кактус и немало других цветов. В лесах, болотах, пустынях они, конечно, не таких размеров, как у нас, гораздо больше.
Многие комнатные растения привезены 100 или даже 300 лет назад. У нас из-за холодных зим их держат в теплых помещениях.
Такие цветы украсят любой дом. Надо только за ними хорошо ухаживать, правильно размещать, заботиться о том, чтобы им хватало света и влаги. (На столе у доски стоят цветы.)
- Ребята, а знаете ли вы название этих растений?
(Учитель поднимает цветок, а дети его называют. Кактус, бальзамин, традисканция, пеларгония, плющ.)
- Какие еще комнатные растения вы знаете (есть дома, в классе?) (Каллы, бегония, аспарагус, фикус, папоротник.)
- Что же нужно для жизни комнатных растений? (Для жизни комнатных растений тоже нужны свет, почва и вода.)
- Верно, ребята!
- Порой нелегок к знаньям путь.
Не пора ли отдохнуть?
Физминутка “Солнечные зайчики”
Солнечные зайчики
Играют на стене. (Дети прыгают на 2-х ногах, поворачиваются вокруг себя.)
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне. (Дети манят пальчиком и бегут на месте.)
Ну, лови, лови скорей! (Хлопают в ладоши.)
Вот, вот, вот – левей, правей!
Убежал на потолок. (Бег на месте.)
Скок-поскок, скок-поскок. (Прыжки на двух ногах.)
Дети садятся за парты.
2. Практические наблюдения и работы.
- Мы с вами проводили опыт с традесканцией: один цветок ставили на солнечной стороне, а другой на теневой стороне. Давайте посмотрим, что получилось. (Демонстрируются цветы)
- Это цветок, который стоял на солнце. Что произошло с его листьями? (Они стали бледно-зелёными.)
- А этот стоял в тени. Какие у него листья? (Листья остались ярко-зелеными.)
- Давайте сделаем вывод, традесканция – это светолюбивое или тенелюбивое растение? (Традесканция – это тенелюбивое растение.)
- Да, она требует умеренного света. Такие растения мы будем обозначать символом “Облачко”. (Карточки- символы на подставках.)
Это цветы: и бегония, и папоротник, и алоэ.
А к светолюбивым растениям относятся лимон, пеларгония (герань), аспарагус. Обозначим их символом “Солнышко”.
Теневыносливы – аспидистра, плющ обыкновенный, хлорофитум. К ним относится символ “Тучка”.
- Все растения и поливают по-разному: одни родом из сухих пустынь (алоэ) – его нужно поливать редко (символ “Лейка 1/3”), а другие из болотистых мест, например, традесканция –её поливают чаще (символ “Лейка 2/3”).
- Надо знать особенности каждого цветка, обильная поливка или, наоборот, заслушивание могут погубить растение.
3. Опыт: “Значение рыхления почвы для растений”.
- А для чего рыхлят почву в цветочных горшках? (Вопрос на доске).
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы сейчас проведем опыт. Работать будем по группам: I- “Наблюдатели”, II –“Практика”, III – “Исследователи”. В конце работы каждая группа должна будет сделать свой вывод, поможет вам в этом вопрос. Для опыта будут нужны палочки. Обращаться с ними нужно осторожно, чтобы не пораниться. Не спешить, не давить, использовать только по назначению.
Возьмите лотки с горшочками – стаканчиками, в них земля, а на дне – отверстия. Девочки возьмут палочки и в одном из стаканов взрыхлят почву.
- А теперь по моему сигналу одновременно нужно вылить воду в стаканы с землей. Приготовились, начали.
- Сделайте вывод по группам. (Задания на доске.)
I группа. В каком из стаканов вода быстрее протекла на лоток? Почему? (В том, где рыхлили землю. У воды было больше “дорожек”, промежутков между частичками земли. Земля не была слежавшейся.)
II группа. Для чего же рыхлят почву? (Для того, чтобы вода поступала к корням растений.)
III группа. Для чего еще нужно, по-вашему, рыхлить почву в цветочных горшках? (Чтобы к корням растений поступал воздух.)
4. Работа по учебнику, с. 25 (Плешаков А.А. “Мир вокруг нас”, 1 класс.)
- Давайте откроем книги и прочитаем, какие советы по уходу за комнатными растениями даёт нам мама Сережи и Насти, с.25. (Чтение советов учащимися.)
V. Закрепление изученного.
- Артем, Эля, Аделина очень внимательно прислушивались к разговору цветов и услышали их просьбы. Давайте послушаем их рассказы и узнаем, какой цветок просит о помощи. (Цветы на столе у доски.)
1. Мои листочки повяли без воды: меня поставили так высоко, что туда не дотянется ни одна детская рука. А так хотелось раскрыть свои бутоны в декабре и улыбнуться.
- Какой цветок жалуется на нас? (Декабрист, зигокактус).
2.
Ни медведи, ни волки
Есть такое не станут.
Очень злые иголки
У меня вырастают.
И не бегаю где-то
Я в лесу по дорожке,
Я зеленого цвета
И живу на окошке.
- Какой цветок жаловался на свою жизнь? (Кактус.)
- Мы давно уже сами отделились от своих родителей и протягиваем руку деткам, а они нас не замечают и не хотят пересадить отдельно в горшок.
- Какой цветок просит о помощи? (Хлорофитум.)
Дополнительно: проблемное задание.
- Докажите, что кактус, который не поливали 5 месяцев, – живой организм.
VI. Дополнительные сведения: “Зеленая аптека” на окне.
(На доске – символ.)- Но цветы не только просят о помощи, но и сами помогают нам. Всеволод Рождественский писал:
“Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.”
- Сейчас мы заглянем в “Зеленую аптеку” нашего Зимнего сада. Среди комнатных цветов тоже есть лекарственные. С ними мы и познакомимся. Может вам уже известны, какие – нибудь комнатные цветы –лекари, доктора?
(Алоэ и каланхоэ.)
- Да верно, ребята! Целебные свойства алое и каланхоэ используют, например, при заживлении ран. А сок алоэ принимают по назначению врача даже внутрь и используют в изготовлении косметики. (Учитель читает стихотворение.)
… Шелестят дожди по сельским домикам.
Алыми восходами зари
Приросли герани к подоконникам,
Будто к русским душам приросли.
Сергей Красиков.
- Неслучайно поэт пишет о герани (пеларгонии), как о близком друге. Ведь герань действительно всегда помогала людям в беде. Её масло полезно при ожогах, ранах, язвах, воспалении кожи. Оно действует как успокаивающее, улучшающее настроение средство. Герань за одни сутки убивает почти половину (43%) микробов в воздухе. И недаром в Болгарии её так и называют – “Здравница”.
VII. Обобщение изученного.
- Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Мы учились наблюдать.
Развивать нужно всегда качество – внимательность,
А поможет всё узнать ваша любознательность.
- Какие же тайны и загадки природы помогла раскрыть сегодня ваша внимательность и любознательность? (Мы вспомнили, какие бывают растения. Узнали новые комнатные растения и правила ухода за ними. Побывали в “Зелёной аптеке” и узнали о лекарственных цветах. Проводили опыты и наблюдения.)
VIII. Оценка работы. Задание на дом.
- Вы сегодня хорошо потрудились.
Задание на дом сегодня необычное, выполнять вы его будете целых два месяца:
Дома или в школе нужно выбрать цветок и ухаживать за ним, готовить к выставке, а в апреле мы проведем праздник цветов, на котором вы расскажете о своем питомце. А “Исследователи” ещё и узнают, откуда и когда появились их цветы. В подготовке задания вам могут помочь книги:
Борис Вовк “Цветы”, “Домашняя энциклопедия”, наборы открыток “Комнатные растения”, “Цветы в квартире”.
IX. Итог урока.
- (Звучит музыка).
“Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”, – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.
Прислушайтесь! Присмотритесь внимательней! Вокруг – красота мира, красота природы. Природа дарит нам свою красоту, любуйтесь ею!