Цели: активизировать все знания учащихся о воде; развитие эмоциональных качеств за счет использования в работе ТСО, ярких примеров, воздействующих на чувства учащихся; развитие творческих способностей учащихся, их познавательной активности, научить решать задачи на нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе.
Оборудование: Телевизор, Фильм Ж. Кусто “Тишина”, слайды проекта “Вода и водные растворы”. Блоки-задания по изучению данной темы. Индивидуальные карты изучения предмета. Реактивы (вода, сахар); фильтры, стаканы химические, палочки.
I. Организационный момент
На доске “Изучение нового материала” закреплены слайды учебного проекта “Вода и водные растворы”, обратить внимание учащихся на необходимость заполнения индивидуальных карт изучения предмета (у каждого учащегося карта находится на парте). Повторить правила техники безопасности при работе с растворами. ПТБ вывешены на доске.
ПРАВИЛА ВЫЖИВАНИЯ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
- Если в руках у вас жидкое – не разлейте, порошкообразное – не рассыпьте, газообразное – не выпустите наружу.
- Если включили – выключите.
- Если открыли – закройте.
- Если разобрали – соберите.
- Если вы не можете собрать – позовите на помощь умельца.
- Если вы не разбирали – не вздумайте собирать.
- Если вы одолжили что-нибудь – верните.
- Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке.
- Если вы привели что-либо в беспорядок – восстановите статус-кво.
- Если вы сдвинули что-нибудь – верните на место.
- Если вы хотите воспользоваться чем-либо, принадлежащим другому, попросите разрешения.
- Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.
- Если вас это не касается – не вмешивайтесь.
- Если вы не знаете, как это делается – сразу спросите.
- Если вы не можете что-либо понять – почешите в затылке.
- Если вы горите на работе, постарайтесь, чтобы у вас ничего не загорелось.
- Если не усвоили этих правил, не входите в лабораторию.
Правила выживания = здравый смысл + ТБ
Привезено из химической лаборатории университета г. Бомбей, Индия.
II. Ход урока
На доске закреплена карта изучения по теме:
1. Что такое вода?
2. Свойства вода.
3. Почему вода – вода?
4. Видел ли хоть кто-нибудь воду?
5. Что мы называем раствором?
6. Изучение формулы.
7. Решение задач.
А) Слово учителя: “Что такое вода?.. Такой вопрос может показаться не только странным, но и немного невежливым. Кто же может не знать этого? Всякий знает, что вода – это соединение водорода и кислорода. Вот и всем известная формула воды (на доске вывешивается формула воды).
С водой очень хорошо знаком каждый, кто умывается по утрам, пьёт чай. Умеет плавать, любит бегать под дождём, не боясь промокнуть, катается на коньках и ходит на лыжах”.
Б) Свойства воды.
Многие ученые изучали свойства воды. Среди них Антуан Лоран Лавуазье (на доске укреплен портрет ученого).
Слово об ученом (заранее готовит ученик):
Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794). Французский химик, член Парижской академии наук. Продолжил начатое Ломоносовым преобразование химии в науку, основанную на точных измерениях. Руководствуясь законом сохранения массы. Он правильно объяснил окисление металлов и горение других веществ как реакции соединения их с кислородом; определил состав воды и затем синтезировал её, чем окончательно опроверг гипотезу флогистона. [4]
<рисунок 1>
заранее было дано задание на дом, подготовить ответ на вопрос 2, используя методическую литературу по предметам: биология, география, физика (задание для нескольких учащихся).
– После обсуждения предлагается прослушать
высказывания о воде великих ученых
(индивидуальное задания для одного ученика).
– Какие пословицы и поговорки сложил наш
народ о воде? (Задание давалось учащимся в
качестве домашнего).
Учащимся было дано заранее индивидуальное задание, которое оформляется на листах бумаги формата А4 в виде капли воды. Затем после прослушивания сообщения эти “капли” прикрепляются к магнитной доске, составляя план изучения темы.
В) Почему вода – вода?
Этот вопрос совсем не так неразумен, как это может показаться. В самом деле, разве вода – это только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету, всю нашу Чудесную Землю, на которой миллионы лет назад зародилась жизнь – это вода. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности,- это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину платены, – и это вода.
На экран проецируются фотографии природы, связанные с темой урока.
2) фото реки Сок, протекающей по территории
села.
3) зимний лес
4) рукотворное озеро в пустыне Кызыл-Кум
(Узбекистан)
Г) Видел ли хоть кто-нибудь воду?
Рассказ учителя: “Этот вопрос может показаться нелепым. Однако если быть строгим и точным в ответах, то придётся сказать, что нет – воду пока ещё, наверное, никто не видел и не держал в руках. То, что налито в стакане и что мы по привычке называем водой, на самом деле всегда представляет собой раствор очень многих веществ в воде. В ней растворены газы: азот, кислород, аргон, углекислота – и все примеси, находящиеся в воздухе. В ней растворены, наверное. Сотни. А может быть, и тысячи различных соединений почти всех элементов периодической системы. В ней взвешены мельчайшие нерастворимые частицы пыли. Это мы и называем чистой водой. Много ученых работает над решением трудной проблемы получения абсолютно чистой воды. Но пока ещё получить такую воду не удалось. Да и как это сделать: налитая в стакан вода растворяет стенки стакана, соприкасаясь с любым газом, она растворяет газ. Ручьи, речки и реки сносят растворенные водой примеси в океан. Вода океана испаряет и вновь возвращается на Землю, чтобы снова и снова продолжать свою вечную работу. А растворенные соли остаются в морях и океанах. Не думайте, что вода растворяет и сносит в море только то, что легко растворимо, и что в морской воде содержится только обычная соль, которая стоит на обеденном столе. Нет, морская вода содержит в себе почти все элементы, существующие в природе. В ней есть и магний, и кальций, и сера, и бром, и йод, и фтор. Свыше 60 элементов нашли химики в морской воде. Больше всего в морской воде поваренной соли”. [4]
Содержание солей в морской воде составляет 35%. Несмотря на такую большую концентрацию соли, в морях и океанах живут самые разнообразные животные. И мы это увидим. Просмотр отрывка фильма Ж. Кусто “Тишина”.
– Мы поняли, что вода – растворы.
Г) Что же мы называем раствором?
Ответ находим в учебнике. Разбираем.
– Растворы – вещества переменного состава. Состав раствора характеризуется относительным содержанием в нём растворенного вещества. Принято выражать состав растворов через доли или процентное содержание.
– Раствор – это химическая система, образованная несколькими веществами. Между которыми нет поверхностей раздела. Вещества, образующие раствор, называют компонентами раствора. Один из компонентов раствора – растворитель. [5]
На доске проецируется схема 1. Классификация растворов.
< рисунок 5>
jД) Проведение лабораторного опыта:
В воду поместить кусок сахара, провести опыт согласно таблице:
Наблюдаемое явление | Объяснение |
1. Появление пузырьков газа | 1. Вытеснение воздуха из сахара водой |
2. Сахар разваливается | 2. Разрушение кристаллической решетки |
3. Образование двух слоев жидкости, более плотный внизу, менее плотный наверху. Перемещение границы раздела двух жидкостей | 3. Распределение (диффузия) молекул сахара между молекулами воды |
4. Образование продуктов взаимодействия (гидратов) между сахаром и водой. |
Сахар + вода = раствор (сладкая вода) |
Е) Изучение формулы:
Массовая доля растворенного вещества – безразмерная величина, равная отношению массы растворенного вещества к массе раствора.
<рисунок 6>
3. Решение задач
Подбор задач основан на дифференцированном подходе к учащимся (проблема школы “Личностно-ориентированное обучение в условиях современной школы”)
Задания первого уровня соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательным результатам обучения.
Задания второго уровня проверяют умение учащихся применять знания по образцу.
Задания третьего уровня рассчитаны на творческое применение знаний.
Задания первого уровня:
Задача 1
Определите массовую долю соли в растворе, если для его приготовления взяли 80 г воды и 20 г соли (при решении использовать формулу).
Задача 2
Вычислите массы поваренной соли и воды, необходимые для приготовления 200 г физиологического раствора (0,9-процентный раствор поваренной соли).
Задача 3
Необходимо приготовить 500 г раствора “марганцовки” – перманганата калия. С массовой долей 0,1%. Определите массы воды и указанной соли для приготовления раствора.
Задания второго уровня:
Задача 1
Определите массу соли, которую надо растворить в 270 г воды. Чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 0,1 (или 10%).
Задача 2
Определите массу сухой соли, которая образуется в чашке после выпаривания 150 г раствора с массовой долей этой соли 15%.
Задача 3
Определите массу сахара, который нужно растворить в 1 л воды. Чтобы получился раствор с массовой долей сахара 20%.
Задания третьего уровня:
Задача 1
Железнодорожная цистерна имеет грузоподъёмность 60 т. Какова масса перевозимой воды при транспортировке 65-процентной азотной кислоты пятидесятивагонным поездом.
Задача 2
Одним из основных источников промышленного получения магния служит морская вода. Где его содержание составляет 0,13%. Какова масса морской воды, которую необходимо переработать, чтобы получить в конечном результате 100 т магния.
4. Закрепление
Решить задачи, ответы записать в блок ответов и сдать на проверку учителю.
Вещество (г) | Растворитель (г) | Раствор (г) |
5 | 45 | 50 |
7 | 100 | |
90 | 120 | |
20 | 220 | |
150 | 300 | |
35 | 1000 |
5. Домашнее задание
Выучить терминологию, дана в блоке “Карта изучения темы”, решить задачи из сборника “Раздаточные материалы” (не менее 3 задач, уровень сложности ученик выбирает самостоятельно).
6. Итог урока
Сбор карт изучения предмета, тетрадей с решением задач. Выставление и комментирование отметок.
Использованная литература для проведения урока:
- Гузей Л.С, Суровцева Р.П. Химия. Вопросы. Задачи. Упражнения. 8–9 классы. М.: Дрофа. 2002, с. 288.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П. Химия. Раздаточные материалы к учебнику Л.С. Гузея, В.В. Соркина, Р.П. Суровцевой “Химия 8”. М: Дрофа, 2004, с. 208.
- Губанова Ю.К. Общая химия. Тетрадь с печатной основой для учащихся 8 классов, часть 1. – Саратов: Лицей, 1998, с. 64.
- Детская энциклопедия, том 3. Вещество и энергия. М.: Педагогика, 1973, с. 544.
- Насонова А.Е. Химия в таблицах 8–11 классы. Справочное пособие. М.: Дрофа, 2004, с. 96.