Цели занятия:
обучения – ознакомление учащихся с влиянием интенсивности движения на уровень ДТП.
воспитания – формирование культуры поведения на дороге; формирование умений работы в коллективе.
развития – формирование общенаучных приемов сравнения.
Оборудование: материалы из газеты “Новый Зай”, опорные сигналы для план-схемы по теме, вкладыши “Турбо” модели иномарок, рисунок нового дорожного знака, запрещающий движение транспорта в жилой зоне, выставка игрушечных моделей автомашин, оформление модели перекрестка.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сейчас, у нас с вами урок ОБЖ скомбинированный с уроком технологии. Мы часто проводим такие уроки, а отличительной чертой этого урока, является присутствие гостей. И я очень надеюсь, что вы покажете все свои знания и умения, полученные на уроках.
II. Проверка домашнего задания ОБЖ.
- Прежде всего, мне хотелось бы узнать, как расшифровали вы три буквы, которые нам часто встречаются на уроках - ОБЖ и ДТП.
- На прошлом уроке мы говорили о том, как влияет на ДТП численность населения города. Назовите причины роста населения города. (Миграция)
- Откуда происходит миграция? (Из сельской местности)
- Почему?
- А еще, откуда происходит миграция, я приводила несколько примеров, помните? (Из ближнего зарубежья и “горячих” точек РФ)
- Почему?
- А как же миграция населения влияет на ДТП, почему уровень их повышается?
- Вспомните, что еще влияет на рост численности населения? (Естественный прирост населения)
- Все говорят, что “Дети – цветы жизни”, а как они способствуют повышению ДТП?
- В нашей республике плотность населения составляет 55 человек на 1 кв. км, какие же пути снижения уровня ДТП при постоянном росте численности населения вы можете предложить?
План – схема №1
III. Сообщение темы и цели урока.
- А сегодня мы поговорим, как же интенсивность движения влияет на ДТП. От чего происходит повышение интенсивности движения? (Становится больше машин)
- Раз мы употребляем слово, интенсивность, вспомните значение этого слова.
- А какой автотранспорт мы знаем?
- Назовите причины роста интенсивности движения, за счет чего это происходит? (Возрос спрос на автомобили, и возросло его производство)
- А если нет возможности, приходится производить ремонт старых машин. Они тоже влияют на ДТП?
- Только ли за счет увеличения выпуска наших автомобилей увеличилась интенсивность движения?
- Увеличился ввоз иностранных марок автомобилей. Это же прекрасно, но как же они влияют на риск ДТП?
- Молодцы, мы составили план – схему темы.
План – схема №2
IV. Блок добывания знаний и умений.
В блоке добывания знаний и умений у нас были еще и домашние задания.
- Расскажите, какие марки автомобилей выпускают заводы РФ и РТ.
- Необходимо было придумать и нарисовать новый дорожный знак, запрещающий движение в жилой зоне.
- А какой самый опасный участок дороги находится недалеко от школы?
V. Блок самоконтроля и взаимного контроля учащихся.
I. Объясните, почему:
1. Скоростные характеристики автомобиля влияют на уровень ДТП?
2. Техническое состояние автомобиля влияет на уровень ДТП?
3. Правостороннее расположение руля влияет на уровень ДТП?
II. Знаете ли вы:
1. Марки иностранных автомобилей.
2. Скоростные характеристики отечественных автомобилей.
3. Скоростные характеристики иномарок.
III. Можете ли вы:
1. Назвать иностранную марку автомобиля с правосторонним расположением руля?
2. Назвать государства, выпускающие автомашины с правосторонним расположением руля и объяснить этот факт?
- Если у нас возрастает интенсивное движение, значит, возрастает и необходимость ее регулирования. Вспомните кто - же регулирует движение автомобилей? (Регулировщик, помогает ему светофор). У него разноцветные глазки. Сколько их у светофора?
- Что обозначает, если горит красный глазок; желтый; зеленый?
Чтение стихотворения “Светофор” учащимися.
Наш домик светофор, мы три родные брата,
Мы светим с давних пор в пороге в дороге всем ребятам!
Если он горит – стоп! Дороги нет!
Путь для всех закрыт.
- Чтоб спокойно перешел ты,
Слушай совет!
- А за ним желанный свет
Вспыхнет впереди!
Знай, препятствий больше нет –
Смело в путь иди!
VI. Физкультминутка.
VII. Технология.
- Сегодня на уроке мы должны закончить работу над моделью светофора. Какие еще операции нам осталось выполнить?
- Какие меры предосторожности мы должны соблюдать? (Самостоятельная работа учащихся).
- А теперь мы вспомним “Правила рабочего человека” и проверим все ли пункты, мы соблюдали?
- А как можно использовать ваши модели?
VIII. Итог
- Мне хотелось бы проверить вашу внимательность.
- Сколько знаков вам встречается на вашем пути из дома в школу?
- Сколько нарушений вы сделали сегодня? Почему?
- Что нового вы узнали на уроке?
IX. Домашнее задание:
Сбор данных о марках автомобилей с повышенными скоростными характеристиками.