Конспект интегрированного урока по русскому языку и литературе для 4-го класса. Тема: А.С. Пушкин. "Осень". Виды разборов по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Учебные задачи:

  • учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать тон и темп, соблюдать паузы, выделять логические ударения).

Учебные умения:

  • работать с произведениями А.С. Пушкина;
  • определять точку зрения автора и выражать своё отношение к произведению;
  • выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм);
  • готовить выразительное чтение произведения;
  • отрабатывать навыки фонетического, морфологического, синтаксического разбора слови предложений.

Оборудование: портрет Пушкина А.С., пейзаж осени, схема фонетического разбора, карточки со словами предложения, осенний букет (осенние листочки с загадками).

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Осень» и повторим виды разборов по русскому языку.

Записываем в тетради дату, классная работа.

3. Знакомство со стихотворением.

У каждого человека есть своё любимое время года. И у каждого времени года есть свои поклонники. Любое время года по-своему прекрасно, и мы должны учиться видеть это прекрасное.

Давайте прочитаем отрывки стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Подумаем, как относился Пушкин к разным временам года, и какое время года он любил.

Чтение стихотворения в учебнике на странице 56. (каждый отрывок читает один ученик у доски, учащиеся на местах следят по тексту)

После прочтения 1-го отрывка.

  • Какую картину нарисовал поэт?

После прочтения 2-го отрывка.

  • О чём теперь говорит поэт? О каком времени года? (о весне)
  • Как автор относится к весне? (не любит)
  • Зачитайте строчки, в которых об этом говорится.
  • Теперь посмотрим, как Пушкин относится к зиме.

После прочтения 3-го отрывка.

  • Как же автор относится к зиме?
  • Какие строчки об этом говорят?

После прочтения 4-го отрывка.

  • Как Пушкин описывает лето?
  • Любит ли он его? Подтвердите словами из стихотворения.

После прочтения 5-го отрывка.

  • В чём признаётся поэт? (любит осень)
  • С чем сравнивает осень? (нелюбимое дитя)
  • Мы познакомились с тем, как Пушкин относится к разным временам года.

Какой можно сделать вывод? (Любимое время года Пушкина - осень).

Наверное, поэтому стихотворение и называется «Осень».

4. Выполнение заданий в тетради на печатной основе №1, 2, 3 (повторение рифмы, эпитетов, логических ударений, пауз).

5. Минутка чистописания.

Слово «осень» возьмём сегодня для минутки каллиграфии. Составим цепочку из букв этого слова.

Назовите орфограммы в слове «осень» (безударный гласный в корне слова – проверочное слово «осенний», мягкий знак на конце слова)

6. Фонетический анализ.

Выполните фонетический разбор этого слова.

_______

5букв, 4звука.

7. Работа в парах. Синтаксический анализ предложения.

Существует много народных примет, связанных с осенью. Одну из них мы сейчас составим. У вас на партах карточки со словами, которые нужно расположить в определённом порядке.

Проверим. Составим это предложение на доске.

Выполним синтаксический анализ этого предложения. (Гром в сентябре предвещает тёплую осень. (повеств., невосклиц., распр.,без однород. членов)

8. Морфологический разбор.

  1. осень – сущ.
  2. н.ф. - осень.
  3. пост. призн.: неодуш., нариц., ж.р., 3-го скл.
  4. непост. призн.: в ед. ч., в В. п.
  5. предвещает (что?) осень.

9. Разбор слов по составу.

Я приготовила для вас осенний букет. На каждом листочке загадка. Сейчас отгадаем загадки, а отгадки запишем в столбик.

1.

Клейкие почки,
зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.

(Берёза)

2.

Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.

(Подберёзовик)

3.

Как ласково называют берёзу
в русских народных песнях?

(Берёзка)

4. Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (Березняк)

5. Как называли в народе берёзовый сок? (Берёзовка)

Разберём эти слова по составу:

Давайте ещё раз вернёмся к первому отрывку об осени Пушкина. Найдите строчки, в которых речь может идти о берёзах. (Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей)

Почему вы думаете, что речь идёт о берёзах? (облетают листья, роща – берёзовая)

10. Итог урока:

  • С каким литературным произведением мы познакомились?
  • Какие виды разборов повторили?

11. Домашнее задание:

  • нарисовать любимое время года;
  • подготовить выразительное чтение отрывка.