Учебные задачи:
- учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать тон и темп, соблюдать паузы, выделять логические ударения).
Учебные умения:
- работать с произведениями А.С. Пушкина;
- определять точку зрения автора и выражать своё отношение к произведению;
- выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм);
- готовить выразительное чтение произведения;
- отрабатывать навыки фонетического, морфологического, синтаксического разбора слови предложений.
Оборудование: портрет Пушкина А.С., пейзаж осени, схема фонетического разбора, карточки со словами предложения, осенний букет (осенние листочки с загадками).
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина «Осень» и повторим виды разборов по русскому языку.
Записываем в тетради дату, классная работа.
3. Знакомство со стихотворением.
У каждого человека есть своё любимое время года. И у каждого времени года есть свои поклонники. Любое время года по-своему прекрасно, и мы должны учиться видеть это прекрасное.
Давайте прочитаем отрывки стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Подумаем, как относился Пушкин к разным временам года, и какое время года он любил.
Чтение стихотворения в учебнике на странице 56. (каждый отрывок читает один ученик у доски, учащиеся на местах следят по тексту)
После прочтения 1-го отрывка.
- Какую картину нарисовал поэт?
После прочтения 2-го отрывка.
- О чём теперь говорит поэт? О каком времени года? (о весне)
- Как автор относится к весне? (не любит)
- Зачитайте строчки, в которых об этом говорится.
- Теперь посмотрим, как Пушкин относится к зиме.
После прочтения 3-го отрывка.
- Как же автор относится к зиме?
- Какие строчки об этом говорят?
После прочтения 4-го отрывка.
- Как Пушкин описывает лето?
- Любит ли он его? Подтвердите словами из стихотворения.
После прочтения 5-го отрывка.
- В чём признаётся поэт? (любит осень)
- С чем сравнивает осень? (нелюбимое дитя)
- Мы познакомились с тем, как Пушкин относится к разным временам года.
Какой можно сделать вывод? (Любимое время года Пушкина - осень).
Наверное, поэтому стихотворение и называется «Осень».
4. Выполнение заданий в тетради на печатной основе №1, 2, 3 (повторение рифмы, эпитетов, логических ударений, пауз).
5. Минутка чистописания.
Слово «осень» возьмём сегодня для минутки каллиграфии. Составим цепочку из букв этого слова.
Назовите орфограммы в слове «осень» (безударный гласный в корне слова – проверочное слово «осенний», мягкий знак на конце слова)
6. Фонетический анализ.
Выполните фонетический разбор этого слова.
_______
5букв, 4звука.
7. Работа в парах. Синтаксический анализ предложения.
Существует много народных примет, связанных с осенью. Одну из них мы сейчас составим. У вас на партах карточки со словами, которые нужно расположить в определённом порядке.
Проверим. Составим это предложение на доске.
Выполним синтаксический анализ этого предложения. (Гром в сентябре предвещает тёплую осень. (повеств., невосклиц., распр.,без однород. членов)
8. Морфологический разбор.
- осень – сущ.
- н.ф. - осень.
- пост. призн.: неодуш., нариц., ж.р., 3-го скл.
- непост. призн.: в ед. ч., в В. п.
- предвещает (что?) осень.
9. Разбор слов по составу.
Я приготовила для вас осенний букет. На каждом листочке загадка. Сейчас отгадаем загадки, а отгадки запишем в столбик.
1.
Клейкие почки,
зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.(Берёза)
2.
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.(Подберёзовик)
3.
Как ласково называют берёзу
в русских народных песнях?(Берёзка)
4. Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (Березняк)
5. Как называли в народе берёзовый сок? (Берёзовка)
Разберём эти слова по составу:
Давайте ещё раз вернёмся к первому отрывку об осени Пушкина. Найдите строчки, в которых речь может идти о берёзах. (Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей)
Почему вы думаете, что речь идёт о берёзах? (облетают листья, роща – берёзовая)
10. Итог урока:
- С каким литературным произведением мы познакомились?
- Какие виды разборов повторили?
11. Домашнее задание:
- нарисовать любимое время года;
- подготовить выразительное чтение отрывка.