Лабораторные работы на уроках геометрии

Разделы: Математика


Лабораторная работа №1. (Приложение 1)

Тема: «Измерение отрезков».

Цели:

  1. Проверить опытным путем, действительно ли длина отрезка равна сумме длин отрезков, на которые он делится точками;
  2. Научиться решать задачи, используя свойство измерения отрезков.

Оборудование:

  • Линейка;
  • Карандаш;
  • Тетрадь;
  • Учебник.

Ход работы

1. Постройте отрезок АВ и отметьте на нём точку С так, как показано на рисунке.

2. Выполните измерения и заполните таблицу:

АС СВ АС + СВ АВ
       

3. Постройте отрезок АВ и отметьте на нём точки С и D так, чтобы точка С лежала между точками А и D.

4. Выполните измерения и заполните таблицу:

АС СД ДВ АС+СД+ДВ АВ
         

5. Выводы:

Сделайте вывод о длине отрезка, если известны длины отрезков, на которые данный отрезок делится точками.

6. Решите задачу:

№ 1. На отрезке СД отмечена точка М. Найдите длину отрезка СД, если СМ=8см, а МД=11см.

Дано:

СД – отрезок

М є СД

СМ=8см, МД=11см

Найти: СД

Решение.

СД = СМ + МД (свойство измерения отрезков)

СД = 8 + 11 = 19 (см)

Ответ: СД = 19см

№ 2. На отрезке КС отмечены точки Д и А так, чтобы точка Д лежала между точками К и А.

Найдите длину отрезка КС, если КД=5см, ДА=9см, АС=7см?

Дано:

КС – отрезок

А є СД, Д є КА

КД=5см, ДА=9см

АС=7см

Найти: КС

Решение.

КС = КД + ДА + АС (свойство измерения отрезков)

КС = 5 + 9 + 7 = 21 (см)

Ответ: КС = 21см

№ 3. На отрезке АВ отмечена точка Д. Найдите длину отрезка АД, если АВ=18см, а ДВ=12см?

Дано:

АВ – отрезок

Д є АВ

АВ=18см, ДВ=12см

Найти: АД

Решение.

АД = АВ - ДВ (свойство измерения отрезков)

АД = 18 - 12 = 6 (см)

Ответ: АД = 6см

Контрольные вопросы:

  • В каких единицах измеряются отрезки?
  • Какими инструментами измеряются отрезки?
  • Как называется точка, делящая отрезок пополам?
  • Если отрезки равны, каковы их длины?
  • Как найти длину отрезка, если известны длины отрезков на которые данный отрезок делится точками?
  • Как найти часть отрезка, если известны длина всего отрезка и другой его части?

Все ответы вы можете найти в § 3-4; п. 6,7, 8 учебника.

Лабораторная работа №2. (Приложение 2)

Тема: «Измерение углов».

Цели:

  1. Проверить опытным путем, действительно ли величина угла равна сумме градусных мер углов на которые делится данный угол лучами, исходящими из его вершины;
  2. Научиться решать задачи, используя свойство измерения углов.

Оборудование:

  • Линейка;
  • Карандаш;
  • Тетрадь;
  • Учебник;
  • Транспортир.

Ход работы

1. Постройте угол АОВ и проведите из его вершины луч ОС.

2. Выполните измерения и заполните таблицу:

<АОС <СОВ <АОС+<СОВ <АОВ
       

3. Постройте угол АОВ и проведите из его вершины лучи ОС и ОD, как показано на рисунке.

4. Выполните измерения и заполните таблицу:

<АОС <СОД <ДОВ <АОС+<СОД+<ДОВ <АОВ

5. Выводы:

Сделайте вывод о величине угла, если известны градусные меры углов, на которые данный угол делится лучами.

6. Решите задачу:

№ 1. Из вершины < АОВ проведен луч ОС так, что < АОС равен 34°, а < СОВ равен 27°. Найдите величину <АОВ.

Дано:

<АОВ, ОС – луч.

<СОВ=27°

Решение.

<АОВ = <АОС + <СОВ (свойство измерения углов)

<АОВ = 34° + 27° = 61°

Ответ: <АОВ = 61°

№ 2. Из вершины < КОД, равного 86°, проведен луч ОА так, что < КОА равен 37°. Найдите величину <АОД.

Дано:

<КОД =86°, ОС – луч

<КОА=37°

Найти: <АОД

Решение.

<АОД = <КОД - <КОА (свойство измерения углов)

<АОД = 86° - 37° = 49°

Ответ: <АОД = 49°

№ 3. Из вершины < АОВ, равного 84°, проведен луч ОС так, что < АОС в два раза меньше < СОВ. Найдите эти углы.

Дано:

<АОВ=84°, ОС – луч

<СОВ > <АОС в 2 раза

Найти: <АОС, <СОВ

Решение.

Пусть <АОС = х°, тогда <СОВ = 2х°. По условию задачи <АОВ = 84°. Используя свойство измерения углов, составим и решим уравнение: х + 2х = 84.

х + 2х = 84;

3х = 84;

х = 84: 3;

х = 28.

< АОС = 28°;

<СОВ = 2 · 28 = 56°

Ответ: < АОС = 28°; <СОВ = 56°

Контрольные вопросы:

  • В каких единицах измеряются углы?
  • Какими инструментами измеряются углы?
  • Если углы равны, каковы их величины?
  • Если луч делит угол пополам, как называется этот луч?
  • Какова величина прямого, острого, тупого, развернутого углов?
  • Как найти угол, если известны величины углов на которые делится угол лучами, исходящими из его вершины?
  • Как найти часть угла, если известна градусная мера всего угла и другой его части?

Все ответы вы можете найти в § 3,5; п. 6,9 учебника.

Лабораторная работа №3. (Приложение 3)

Тема: «Смежные углы».

Цели:

  1. Проверить опытным путем, действительно ли сумма смежных углов равна 180°;
  2. Научиться решать задачи, используя свойство смежных углов.

Оборудование:

  • Линейка;
  • Карандаш;
  • Тетрадь;
  • Учебник;
  • Транспортир.

Ход работы

1. Постройте два развернутых угла АОВ и проведите из его вершины луч ОС так, как показано на рисунках 1 и 2.

Выполните измерения и заполните таблицу:

№ опыта <АОС <СОВ <АОС+<СОВ <АОС
1        
2        

3. Выводы:

На основании проделанных опытов, сделайте вывод о сумме смежных углов.

4. Решите задачу:

№ 1. Один из смежных углов равен 34°. Найдите второй угол.

Дано:

<АОС и <СОВ - смежные

<СОВ=34°

Найти: <АОС

Решение.

<АОС = 180° - <СОВ (свойство смежных углов)

<АОС = 180° - 34° = 146°

Ответ: <АОС = 146°

№ 2. Найдите смежные углы <ас и <сb, если <ас в два раза больше <сb.

Дано:

<ас и <сb - смежные

<ас > <сb в 2 раза

Найти: <ас, <сb

Решение.

Пусть <сb = х°, тогда <ас = 2х°.

Используя свойство смежных углов, составим и решим уравнение: х + 2х = 180

х + 2х = 180;

3х = 180;

х = 180: 3;

х = 60.

<сb = 60°;

<ас = 2 · 60 = 120°

Ответ: < сb = 60°; <ас = 120°

Контрольные вопросы:

  • Какие углы называются смежными?
  • Сформулируйте свойство смежных углов.
  • Если один из смежных углов прямой (острый, тупой), каким является другой угол?
  • Верно ли утверждение: если смежные углы равны, то они прямые?
  • Даны два равных угла. Равны ли смежные с ним углы?

Все ответы вы можете найти в § 6; п. 11 учебника.

Лабораторная работа №4. (Приложение 4)

Тема: «Вертикальные углы»

Цель:

  1. Проверить опытным путем, действительно ли действительно ли вертикальные углы равны

Оборудование:

  • Линейка;
  • Карандаш;
  • Тетрадь;
  • Учебник;
  • Транспортир.

Ход работы

1. Постройте вертикальные углы.

2. Выполните измерения и заполните таблицу:

№ опыта <АОС <ДОВ Сравните <АОС и <ДОВ
1      
№ опыта <АОД <ВОС Сравните <АОД и <ВОС
2      

3. Выводы:

Сравните вертикальные углы и сделайте вывод об их величине.

Контрольные вопросы:

  • Какие углы называют вертикальными?
  • Каким свойством обладают вертикальные углы?
  • Какой не может быть величина вертикальных углов?
  • Может ли сумма вертикальных углов равняться 120°? 280°? Если да, то чему равен каждый угол?
  • Может ли разность вертикальных углов равняться 28°? 0°? Почему?

Все ответы вы можете найти в § 6; п. 11 учебника.

Лабораторная работа №5. (Приложение 5)

Тема: «Равнобедренный треугольник. Свойство углов равнобедренного треугольника».

Цели:

  1. Проверить опытным путем, действительно ли углы при основании равнобедренного треугольника равны;
  2. Действительно ли высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника, является биссектрисой и медианой.

Оборудование:

  • Линейка;
  • Карандаш;
  • Тетрадь;
  • Учебник;
  • Транспортир.

Ход работы

1. Постройте два различных равнобедренных треугольника АВС с основанием АС.

2. Выполните измерения углов при основании равнобедренного треугольника и заполните таблицу:

№ опыта Сравните <А и <С
1      
2      

3. Постройте равнобедренный треугольник АВС и проведите высоту ВД к основанию АС.

4. Выполните измерения и заполните таблицу:

АД СД Сравните АД и СД
     
<АВД <СВД Сравните углы <АВД и <СВД
     

5. Выводы:

  • Сделайте вывод о величине углов при основании равнобедренного треугольника (таблица 1);
  • Чем является высота, проведенная к основанию равнобедренного треугольника (таблица 2).

Контрольные вопросы:

  • Какой треугольник называется равнобедренным?
  • Что называется биссектрисой, медианой и высотой треугольника?
  • Каким свойством обладают медианы, высоты и биссектрисы треугольника?
  • Свойство углов при основании равнобедренного треугольника?
  • Свойство высоты, медианы и биссектрисы, проведенных к основанию равнобедренного треугольника?

Все ответы вы можете найти в Гл. 2 § 2; п. 16-18 учебника.