Цели:
- Развитие языкового вкуса.
- Помочь школьникам почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе (а именно, на основе поэтического текста).
- Повторить изученный материал о видах односоставных предложений.
- Интегрировать материал русского языка и литературы.
Задачи занятия:
- развитие языкового вкуса;
- помочь учащимся почувствовать значение и изобразительную силу односоставных предложений в речи, в художественной литературе.
Необходимое оборудование и материалы для занятия:
- Дидактический материал (раздаточный и наглядный материалы, презентация (Приложение 6)).
- Компьютерная тестирующая и обучающая программа.
- Медиасредства (видеоматериалы, аудиоматериалы).
- Портрет М.Ю. Лермонтова, компьютеры, проектор.
Время реализации занятия: 2 урока.
Авторский медиапродукт:
- Microsoft Office, Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
- Вид медиапродукта:
- наглядная презентация учебного материала;
- компьютерная тестирующая система;
- тренажерный комплекс;
- образовательный комплекс;
- записи на аудио и видеокассетах.
- Технологический сценарий.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целевая установка.
Тема нашего урока: Обобщение изученного материала по теме «Односоставные предложения» на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова. (слайд №1)
Задачи урока:
- повторить и обобщить изученный материал на основе поэтических текстов М.Ю.Лермонтова;
- закрепить полученные знания на практике.
3. Разминка.
Учитель:
- Определите, какими частями речи являются все записанные на доске слова.
- Какое фонетическое явление мы наблюдаем в слове третье. Ответ: несоответствие количества букв и звуков, буква е даёт сочетание двух звуков [й ’э].
- В каких ещё словах мы наблюдаем такое же фонетическое явление? Ответ: обобщение, односоставные, предложения.
- Анаграмма «Найди лишнее».
- НИШПАЯЛ. (Шаляпин)
- МЕВШЕЛЕ. (Лемешев)
- РМОЛЕТВОН. (Лермонтов)
4. Обобщение изученного.
Учитель:
- Говорить мы сегодня будем об односоставных предложениях, но работать будем на основе поэтических текстов М.Ю. Лермонтова (1814 -1841).
Цитата урока:
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы сделал: взял его рассказы и разбирал бы, как разбирают в школе, - по предложениям, по частям предложения, так бы и учился писать». (слайд №2)
Учитель:
— А ведь действительно, с русским языком можно творить чудеса. На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удаётся «творить чудеса» великим писателям. Сегодня мы посмотрим, как и зачем использует односоставные предложения М.Ю. Лермонтов.
Итак, начнем работу.
1. Задание: Продолжите и запишите стихотворение Лермонтова (слайд №3)
И снится ей всё, … (что в пустыне далёкой,
В этом крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растёт).
2. Задание: Анализ текста, который проводит ученик, задавая вопросы классу:
- В чем смысл этих строк?
- Какие орфограммы есть здесь?
- Сгруппируйте их:
- Непроизносимые согласные и отсутствие их: (солнца, грустна, прекрасная)
- Чередование гласных в корне (растёт).
- Проверяемые гласные и согласные: далекой, восход, горючем.
3. Задание: Работа с текстом. «Орфографическая разминка».
Учитель:
- Ребята, перед вами лежат тексты стихотворений Лермонтова. Назовите строчки М.Ю. Лермонтова, в словах которых встречались бы все перечисленные орфограммы. (Приложение 1)
5. Словарная работа. (слайд №4)
Учитель:
- Вы обратили внимание, ребята, утёс, большой, крепкий, назван горючим? Подберите омонимы к слову горючий.
- Способный гореть. Горючий материал.
- Горючие слёзы (разг.) – горькие слёзы.
- Этимология слова горький – такой, который жжет.
Горе – общеславянское слово того же корня, что и гореть от др. ирландского gorim «согреваю», буквально «то, что жжет».
Работа над этимологией слова (этимологические словари у каждого на столе).
Учитель:
Подберите и запишите синонимы к слову горевать (слайд №5)
Ответ записываем: скорбеть, сокрушаться, тужить, убиваться, кручиниться.
Учитель: - А к слову грустный?
Ответ записываем: печальный, унылый, невесёлый, скучный.
Учитель: - Так почему же Лермонтов берет слово горючий?
Ответ: Потому что утёс горюет, его горе в одиночестве.
Этимология слова: Утёс (по Шанскому) образовано от утесать «стесать». Буквально «гладкая (обтёсанная скала)».
6. Игровая пятиминутка «Этимологическое лото».
Этимологическое лото.
Учащиеся получают по одной большой карточке, разделённой на части. В каждой части по слову. У учителя – набор маленьких карточек, на одной стороне – слово; на другой – этимологическая справка к нему. Учитель читает этимологию, а ученики определяют, к какому слову она подходит. Побеждает тот, кто, подняв руку, называет слово и однокоренные слова и первым закрывает все части карточки. (Играем, а в это время ученики работают на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса на повторение)
7. Компьютерный опрос по ранее изученным темам.
Работа на компьютере по программе «Фраза» для 8 класса на повторение.
Компьютер, оценивая ответы, выводит оценку, которую ученик сам записывает в карточку индивидуального учета знаний.
Тема №3. Вариант 169 «Знаки препинания в конце предложения».
Тема №10. Вариант 506. «Непроверяемые написания».
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
8. Повторение по теме «Односоставные предложения».
Учитель: - Давайте, ребята, пробежим, соблюдая алгоритм, дистанцию «Определение типа предложения по его грамматической основе».
Итак, СТАРТ! (работа по карточкам) (Приложение 2)
Повторили. Думаю, теперь мы успешно справимся со слуховым диктантом.
9. Слуховой диктант.
Учитель:
- В небесах торжественно и чудно!
- Что же мне так больно и так трудно?
- Вот смерклось.
Учитель: - К какой группе односоставных предложений относятся безличные предложения)? Ответ: (бесподлежащно-сказуемные)
- Почему? Ответ: (отсутствуют подлежащие)
- Какие еще виды односоставных предложений относятся к бесподлежащно-сказуемным? Ответ: (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщенно-личные)
10. Грамматические сказки.
1. Монолог Безличного Предложения.
Учитель: - Вспомним лингвистическую миниатюру о Безличных Предложениях. (Лингвистические миниатюры взяты из книги В.Волиной «Синтаксис и пунктуация»)
Рассказ ученика о Безличном Предложении. (Приложение 3)
Вывод учащихся:
- В безличных предложениях действие происходить само по себе. (слайд №6)
- В безличном предложении невозможно установить действующее, активное лицо.
- Безличные предложения отображают состояние природы, человека.
Учитель:
- Я прочитаю Вам слова М.Ю. Ломоносова об одном из видов односоставных предложений. О каком?
Учитель: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит».
Ответ: (Определенно-личные предложения)
2. Определённо-личные предложения. (слайд №6)
Учитель: - Повторим, какие же предложения называются определённо-личными?
Ученица рассказывает лингвистическую миниатюру об Определенно – Личных Предложениях. (Приложение 4)
Учитель: - Чем выражено сказуемое в этих предложениях?
Вывод учащихся:
-Главный член предложения - сказуемое, выраженное глаголом 1л, 2л, единственного, множественного числа. Лицо мыслится определённо.
Задание: Найдите в подборке стихотворений определенно-личные предложения.
Ответы учащихся:
- Отворите мне темницу … (Приложение 1)
- Слышу ли голос твой …
- Не смейся над моей …
- Люблю тебя, булатный мой кинжал.
3. Неопределённо-личные предложения. (слайд №6)
Учитель:
- Ученый лингвист А.М. Пешковский так охарактеризовал следующий вид предложений. «Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределённое».
Рассказ ученика о Неопределённо-Личных Предложениях. (Приложение 4)
Учитель:
- Чем выражен главный член предложения?
Ответ учащихся: (сказуемым в 3 лице множественного числа)
4. Синтаксическая «пятиминутка».
Учитель:
Задание: записать предложения под диктовку, комментируя и разбирая по членам предложения.
1.
Схоронили его за Москвою-рекою…
И бугор земли тут насыпали.
И кленовый крест тут поставили.
2. Вам не видать таких сражений.
Учитель:
- Сфера употребления неопределённо-личных предложений широка, мы только что увидели это в записи односоставных предложений из стихотворений М. Лермонтова.
Я же не могу не вспомнить эпизод из произведения Гоголя «Тарас Бульба».
Читаю: «И присудили сжечь его живого в виду всех. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздём прибили ему руки и принялись тут же раскладывать под деревом костёр».
5. Цифровой диктант. (слайд №7)
Учитель читает предложения, дети, не записывая предложения, распределяют их, помечая только номера предложений.
- Что-то зашелестело в кустах.
- Было прохладно.
- Чуть тянет морозный утренний ветерок.
- Морозно поутру в степи.
- Всё шло своим чередом.
- Остро пахло травой.
- Лгать вредно для себя же.
- Это показалось нам странным.
- Эту вещь стоит купить.
- Эта вещь стоит недорого.
Например:
Л (личное) | 1, 3, 5, 8, 10 |
Б (безличное) | 2, 4, 6, 7, 9 |
6. Назывные предложения. (слайд №6)
Лингвистическая миниатюра ученицы о Назывных Предложениях. (Приложение 5)
Учитель:
- Обратили ли вы внимание, что интонация при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, ровная, спокойная. Выдерживается пауза?
Опрос:
- Где используются назывные предложения?
Ответ: (И в речи, и в художественном тексте)
- Как называется группа, к которой относятся назывные предложения?
Ответ: (Бессказуемно-подлежащные).
Письменное задание: Ассоциативный ряд на отрывок из стихотворения «Бородино» тексты со стихотворением лежат на столах у учащихся.
Учитель:
Напишите с помощью назывных предложений сценарий или просто ассоциативный ряд. (слайды №8,9,10)
Например:
Дядя. Москва. Пожар. Француз.
Схватки. Россия. День Бородина и т.д.
7. Поиграем? Литературная «проверка». (слайд№11,12)
Учитель: - Я читаю строку из известного произведения, а вы, ребята, продолжаете или вспоминаете начало стихотворения, указывая автора.
1. Мороз и солнце! … (День чудесный!). (Пушкин).
2. Славная … (осень!). (Некрасов)
3. Переправа … (переправа). (Твардовский)
4. Темень … (холод). (Твардовский).
5. Унылая пора! … (Очей очарованье!). (Пушкин).
6. Любви, надежды, … (тихой славы). (Чаадаев)
7.
Ох, лето … (красное!
Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль,
да комары, да мухи.) (Пушкин)
8. Ночь. … (Улица. Фонарь. Аптека.) (Блок).
9.
Безумных лет … (угасшее веселье
Мне тяжелы как смутное похмелье). (Пушкин).
10. Подруга думы … (праздной, чернильница моя). (Пушкин).
11. Вывод, подведение итога.
Беседой завершается этап работы по обобщению знаний. (слайд №13)
Учитель: - Мы увидели насколько яркими и выразительными средствами являются односоставные предложения в художественном тексте.
Как был бы беден наш русский язык, не будь односоставных предложений.
Итог:
- Итак, выяснены признаки всех типов односоставных предложений, роль их в речи, определен порядок рассуждений при распознавании типов односоставных предложений.
Осталось, ребята, выполнить самостоятельную работу на «5».
12. Самостоятельная работа. (слайд №14,15)
Заключительный этап урока строится с учетом дифференцированного подхода к учащимся:
- 1 группа: записывает ассоциативный ряд на увиденный отрывок из фильма «Музыка природы»
- 2 группа: пишет творческую работу: сочинение – миниатюру на тему «Зима» на основе видеоряда из фильма «Музыка природы», положенного на музыку Чайковского «Зима» из произведения «Времена года».
- 3 группа: работает с упражнением 232, стр.98 в тетради.
13. Домашнее задание. (слайд №16)
- Закончить миниатюру (если на уроке не успеют).
- Составить небольшой текст, используя односоставные предложения на любую тему.
14. Рефлексия.
Учитель:
- Что наиболее важным было на уроке?
- Какая информация представляется ценной для вас?
- Что нового было для вас?