Урок русского языка в 4-м классе на тему "Правописание О и Е после шипящих на конце наречий"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формировать умение обнаруживать орфограммы на конце наречий;
  • Повторить правила правописания О и Е после шипящих в окончаниях существительных;
  • Познакомить учащихся с правописанием суффиксов на конце наречий после шипящих;
  • Учить учеников правильно применять правило;
  • Формировать навык правописания наречий;
  • Обучать навыкам орфографического контроля.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Громко, дружески.
Очень, вдвое.
Далеко, внизу.
Допоздна, ночью.
Сгоряча, поневоле.
Назло, нарочно.
  • Что вы можете рассказать об этих словах? (дети рассказывают о наречии, используя опорную таблицу).

3. Объяснение нового материала.

  • Давайте послушаем сказку.

После занятий учительница оставила на столе учебник русского языка и ушла домой. Ночью из книги вылезли маленькие человечки. Это были части речи. Среди них разгорелся настоящий спор, какая часть речи самая лучшая, самая трудная и интересная.

- Я самая трудная часть речи и самая интересная, - сказало Наречие. - Я придаю речи полноту и ясность. И ещё я могу образовываться с помощью приставок и суффиксов и даже сложением, как в математике.

И тут со страшным визгом вылетело вперёд Существительное и стало возмущаться:

- Как вы смете так возноситься! Я считаю, что я самая обаятельная и привлекательная часть речи.

- Извините, - сказал Глагол, - но, по-моему, я самая трудная часть речи!

- Нет уж, - покраснело от злости Наречие. Знаете ли вы, как нужно писать наречие насилу? А наречие на миг? А почему наречие с налёту и с разбегу пишется раздельно, а сослепу слитно? Наш спор может разобрать только Толковый словарь.

Но словаря не было: он был приглашён на чай к Энциклопедии, а без умного словаря никто не мог решить этот спор. Части речи готовы уже были вступить в драку, но вдруг первый луч солнца упал на книгу, и спорящие испуганно попрятались по своим местам.

  • А как бы вы рассудили спорщиков? (Дети отвечают, что все части речи важны).
  • Действительно, каждая часть речи по-своему важна. Но правописание наречий – это на самом деле очень сложная тема. Давайте запишем в тетради тему урока - “Правописание наречий”.

I. Формирование умения обнаруживать орфограммы на конце наречий.

1. Образовать от данных слов наречия.

Защищать (горячий) - горячо, учиться (хороший)- хорошо, посмотреть (угрожающий) – угрожающе, окончить (блестящий) – блестяще.

Ответы: горячо, хорошо, угрожающе, блестяще.

2. Найдите в этих словах опасные места, где можно ошибиться. Пользуйтесь памяткой.

Как писать без ошибок?

1-2. Находи в слове орфограммы и определяй, знаешь ли буквы.

Знаешь Не знаешь

  1. Пиши без “окошек”, Пиши с “окошками”
  2. отмечай орфограммы

    Попробуй узнать буквы

    Узнал (а) Не узнал (а)

    Вставь и подчеркни Оставь “окошки”;

    где надо,

    покажи выбор буквы

  3. Проверь (поработай корректором):
    • Читай по слогам – нет ли описок, снова находи все орфограммы;
    • Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок;
    • Есть - исправляй; сомневаешься – над буквой ставь “?”

С окошками: (г.р. чо), хорошо (х.р.шо), угрожающе (угр.жа.щ.), блестяще (бл.ст. щ.)

Выбор букв: горячо (г о/а р е/я ч о), хорошо (х о/а р о/а ш о),

угрожающе (у г р о/а ж а у/ю щ о/е), блестяще (б л и/е с т а щ о/е)

3. Кто из вас напишет слово на доске, обозначая условия выбора той или иной буквы? (ребята при помощи учителя по очереди пишут слова, доказывая условия выбора буквы). Есть ли в данных словах буквы, условия выбора которых вы не знаете.

Алена: На месте первого пропуска пишем букву О, потому что это словарное слово, на месте второго пропуска букву Я, потому что проверочное слово горяч, я обозначает мягкость согласного.

Анжелика: на месте первого пропуска пишу букву О, потому что это словарное слово, на месте второго пропуска букву О, потому что проверочное слово хороший.

Саша: на месте первого пропуска пишу О. потому что проверочное слово угроза, на месте второго пропуска пишу букву Ю, она обозначает два звука – йу, на месте третьего пропуска пишу букву Е.

  • По какому правилу ты выбрал букву Е? (ребенок затрудняется ответить). Хорошо, мы подумаем об этом позже.

Галя: На месте первого пропуска пишу букву Е, потому что проверочное слово блеск, на месте второго пропуска пишу букву Я, это ударная гласная, буква Я обозначает мягкость согласного С, на месте третьего пропуска пишется буква Е, но не знаю правило.

  • Спасибо, молодцы, вы нам очень помогли. Теперь давайте все обратим внимание на орфограммы на конце наречий. Кстати, вспомним, что такое орфограмма.

Дети отвечают: “Это правило правописания”, “место в слове, где можно ошибиться”. Среди прочих ответов то определение, которое мы ввели в этом году: “Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, ученые назвали словом орфограмма”.

  • Правильно, ребята. Место в слове, где при письме нужно выбирать букву, называется орфограммой. Если выбрана не та буква, то это орфографическая ошибка. Итак, найдите орфограммы на конце наречий в этих словах.

Дети: Это условие выбора букв О или Е на конце наречий.

  • Дети, какую закономерность заметили вы в этих словах?

Дети: В конце слов есть согласные (Ч), (Ш), (Щ).

  • Как называются такие согласные?

Дети: Это шипящие согласные.

  • Итак, как называться будет наша орфограмма.

Дети: “Правописание О или Е на конце наречий после шипящих”.

II. Формирование умения определять, каким правилом регулируется правописание.

  • Ребята, давайте вспомним, а изучали ли мы похожие орфограммы. Выполним такое упражнение.

Учащиеся должны выписать в два столбика слова с гласными О, Е : туч.й, ключ.м, овц.й, свеч.й, улиц.й, малыш.м, молодц.м, врач.м, пыльц.й, гараж.м, лапш.й,

О

Е

Ключом
Овцой
свечой
малышом
молодцом
врачом
пыльцой
гаражом
лапшой
Тучей
Улицей
  • Молодцы, ребята, вы все правильно написали. Почему в одних случаях пишем Е, в другом случае – О?

Дети: Под ударением пишем О, а в безударном положении Е.

  • Как называется эта орфограмма?

Дети: Это орфограмма называется “Правописание букв О и Е после шипящих в именах существительных”

  • Только ли после шипящих?

Дети: Нет, еще и после буквы Ц.

  • А в каких частях слова?

Дети: В окончаниях.

  • Подходит ли это правило и для наречий. Вернемся к нашим наречиям. Действительно, правописание О и Е зависит от ударения.

Горячо, хорошо, угрожающе, блестяще.

На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения е (свежо, неуклюже).

  • Как обозначим орфограмму?

Горячо, хорошо, угрожающе, блестяще.

  • А почему на конце наречий, а не в окончаниях.

Дети: Потому что наречие-это неизменяемая часть речи. В наречиях нет окончаний. Это суффиксы.

4. Закрепление

III. Формирование умения применять это правило.

  • Задание. Выполнить упражнение 210, обозначая орфограмму.

Упражнение 210. Спишите. Поставьте ударения. Не зависит ли от места ударения в слове правописание суффиксов на конце наречий?

Хорошо, горячо, жгуче, певуче, неуклюже.

Ответ: Да, зависит от ударения.

  • Задание. Спишите наречия, обозначая орфограмму. Какое наречие в данном ряду является лишним? Докажите.

Объясните способ образования наречий.

Трескуче, свежо, живуче, тягуче, жгуче, певуче, колюче.

Ответ: Лишнее наречие – свежо.

Эти наречия образованы от прилагательных: трескуче-трескучий, свежо-свежий, живуче-живучий, тягуче-тягучий, певуче-певучий, колюче-колючий.

  • Задание: Подобрать к глаголам наречия, отвечающие на вопрос как? с О или Е на конце после шипящих. Обозначить орфограммы.

Выступать, говорить, учиться, поглядывать, звучать, всматриваться.

Слова для справок: блестяще, убеждающе, хорошо, осуждающе, испытующе, торжествующе.

  • Задание: Заменить наречия наречиями-синонимами, имеющими после шипящих на конце слова о или е. Обозначить орфограммы.

Работу выполнить прекрасно, любить сильно, говорить напевно, вести себя дерзко, смотреть неодобрительно, двигаться неловко.

Слова для справок: певуче, неуклюже, блестяще, осуждающе, горячо, вызывающе,

  • Задание. Придумайте предложения с наречиями: неуклюже, свежо, хорошо, горячо, блестяще. Какие предложения у вас получились? Обозначьте орфограммы.

Дети: Он неуклюже повернулся и вышел. В воздухе свежо и сыро. Дима хорошо учится. Я горячо люблю свою маму. Маша блестяще танцует.

5. Обобщение. Домашнее задание.

  • Что нового узнали вы на уроке? Чему научились?

Дети:

Мы узнали, что на конце наречий после шипящих под ударением пишется буква “о”, без ударения - “е”. Учились правильно писать наречия.

  • Сложной ли для вас была эта орфограмма?

Дети: Нет, это правило не очень сложное.

Домашнее задание: упр. 211 учебника (письменно).

211. 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните наречия.

Больш.. парк, стало свеж.., ж..лтые листья, говори тих.., спрятались за шалаш.., встретились со сторож.., береж..т время, угрожающ.. зарычал, трудолюбивые пч..лы, хорош.. отдохнули, отвечал блестящ.., ходит неуклюж.., предостерегающ.. взмахнул рукой, говорит певуч.. .

2. Объясните орфограммы.