Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний учащихся.
Игра “Путешествие по станциям квадратных уравнений”.
Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания, умения учащихся по теме “Квадратные уравнения”.
- Дать представление учащимся о важных вехах истории развития математики.
- Развивать познавательный интерес учащихся, память, воображение, мышление, внимание, сообразительность.
План урока:
- Организационный момент.
- Станция “Угадай тему урока”
- Станция “Устная работа”
- Станция “Вспомни”
- Станция “Немного истории”
- Станция “Тест”
- Станция “Итог урока”.
- Станция “Домашнее задание”.
Ход урока
1. Организационный момент.
(Сообщить цели урока)
2. Станция “ Угадай тему урока” Учащимся предлагается разгадать ребус:
Задание для первого варианта: Вычислите
а) 10+; б)3; в)2
1)846; 2)96; 3)106 1)1; 2)3; 3)3; 1)2; 2)1; 3)4.
Ключ к ответу
1 |
2 |
3 |
|
а |
три |
ква |
пока |
б |
драт |
зат |
гоно |
в |
ие |
ые |
ные |
Задание для второго варианта: Вычислите
а); б)6; в)
1)4; 2)0,4; 3)-36 1)6 ; 2)36; 3)1 1)5; 2)25; 3)125.
Ключ к ответу
1 |
2 |
3 |
|
а |
ура |
ира |
нера |
б |
цио |
вен |
вне |
в |
ств |
ния |
ых |
3.Станция “Устная работа”
Классу предлагается ответить на следующие вопросы:
(отвечают по цепочке)
- Определение квадратного уравнения.
- Виды квадратных уравнений.
- Что называется дискриминантом квадратного уравнения?
- От чего зависит количество корней квадратного уравнения?
- Каковы формулы для нахождения корней квадратного уравнения?
- Формулировка теоремы Виета.
4.Станция “Вспомни” (работа в парах)
а) Заполни таблицу, где а, б - коэффициенты квадратного уравнения ах?+вх+с=0, D-его дискриминант ,N- число корней и х, х- корни этого уравнения.
Уравнения | а |
в |
с |
D |
N |
х, х |
х |
х•х |
2х2=0 х2+4х=0 х2- 9=0 х2+5=0 5х2+2=0 х2-10х+21=0 |
б) составьте квадратные уравнения с заданными коэффициентами а, в, с:
№ |
а |
в |
с |
УРАВНЕНИЕ |
1 |
-3 |
10 |
8 |
|
2 |
1 |
2 |
0 |
|
3 |
-1/4 |
0 |
-3 |
|
4 |
1 |
0 |
-0,16 |
|
5 |
1 |
-8 |
7 |
в) среди полученных уравнений укажите полные и неполные квадратные уравнения.
5. Станция “ Немного истории”
Сообщение ученика. Историческая справка о Ф. Виете.
Франсуа Виет родился в провинции Франции в 1540 году. Виет имел возможность получить хорошее образование и относился к обучению очень серьезно. Став юристом, он продолжал заниматься математикой, астрономией и космологией. В 1591 году Виет ввел буквенные обозначения не только для неизвестных величин, но и для коэффициентов уравнений; благодаря этому стало впервые возможным выражение свойств уравнений и их корней формулами. Среди открытий сам Виет особенно высоко ценил установление зависимости между корнями и коэффициентами уравнений. Испанские инквизиторы изобрели очень сложную тайнопись (шифр), которая все время изменялась и дополнялась. Благодаря этому шифру воинствующая и сильная в то время Испания могла свободно переписываться с противниками французского короля даже внутри Франции, и эта переписка оставалась неразгаданной. После бесплодных попыток найти ключ к шифру король обратился к Виету. Известно, что Виет, две недели подряд дни и ночи просидев за работой, все же нашел ключ к испанскому шифру. После этого неожиданно для испанцев Франция стала выигрывать одно сражение за другим. Испанцы долго недоумевали. Наконец им стало известно, что шифр для французов уже не секрет и что виновник его расшифровки – Виет. Будучи уверенными, в невозможности разгадать способ тайнописи людьми, они обвинили Францию перед Папой Римским и инквизицией в кознях дьявола, а Виета обвинили, что он был в союзе с дьяволом и приговорили его к сожжению на костре. К счастью для науки, он не был выдан инквизиции.
6.Станция “Тест”
Задание на индивидуальных карточках: (Приложение 1) Ответы заносят в бланк (Приложение 2)
(Работу учащиеся выполняют самостоятельно, бланки сдают на проверку)
7.Станция “Итог урока”
При подведении итогов урока учащимся предлагается закончить предложения, написанные на доске:
- сегодня на уроке ……..
- сегодня на уроке я узнал……..
- сегодня на уроке мое настроение………
- сегодня на уроке я работал………………..
8. Станция “Домашнее задание”:
Решить старинную задачу: На вопрос о возрасте одна дама ответила, что ее возраст таков, если его возвести в квадрат или умножить на 53 и из результата вычесть 696 , то получится одно и то же число.