Диагностические технологии в работе социального педагога

Разделы: Социальная педагогика


Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта. Выделяют несколько видов диагностик.

  1. Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Диагностический минимум:

1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Лусканова.

4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова); интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс).

5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса.

8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса.

10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).

Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:

  • низкая познавательная активность и личностная незрелость;
  • низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
  • повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
  • немотивированность, неадекватность поведения;
  • отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома;
  • сохранение инфантильности, слабоволие;
  • раннее половое развитие.
  1. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи. При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
  • Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)?
  • Существуют ли проблемы среди членов семьи?
  • Насколько эффективны (неэффективны) формы общения?
  • Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи?
  • Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия?
  • Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения?
  1. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:
  • изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, ее нераскрытых возможностей;
  • диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  • изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения;
  • личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  • нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.
  1. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов: Методы исследования:

1).  Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования – это расположение по значимости ( по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Алгоритм проведения диагностик:

  1. Определение цели и задач исследования.  Основная цель изучения заключается в выявлении способности школы содействовать развитию личности ребенка. В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: -выявить уровень воспитанности школьников,   -получить информацию о результативности работы, -склонности к тем или иным процессам, явлениям, -выявление ценностных ориентиров личности учащихся.
  2. Подбор критериев и показателей для  определения результативности изучаемого явления.
  3. Выбор методик изучения.
  4. Подготовка диагностического инструментария.
  5. Исследование испытуемых.
  6. Обработка и интерпретация результатов исследования.

  В работе социальный педагог должен использовать диагностические методики:

  1. Опросник А.Басса и А.Дарк. Качества: все виды агрессии.
  2. Модификация теста Розенцвейга. Качества: фрустрация.
  3. Тест “Конфликтная ли вы личность?” Качества: конфликтность.
  4. Тест – опросник Шмишека. Качества: акцентуация.
  5. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность.
  6. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность.
  7. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон). Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.

См. Приложение 1.