Цели урока:
- Образовательные - обеспечить усвоение учащимися особенностей географического положения, рельефа, природных ресурсов Урала; дать знания учащимся об отличительных чертах Уральских гор.
- Развивающие - продолжить развитие умения определения географического положения; совершенствование обобщенного картографического приёма чтения условных знаков; развитие интеллекта, кругозора, творческого потенциала личности обучающихся;
- Воспитательные - формирование интереса к изучаемой теме; экологическое воспитание по бережному отношению и охране окружающей среды; формирование умений и навыков учебного труда.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, изучение нового материала.
Вид урока: урок – путешествие с применением компьютера.
Формы и методы урока: индивидуальная работа, работа в парах, эвристическая беседа.
Средства обучения: атласы, физическая карта России, тесты, слайды, компьютер.
Понятия: Урал, названия минералов и горных пород.
Номенклатура: Месторождения железных руд – Магнитогорское, Качканорское, медных руд – Красноуральское, Гайское, золота - Березовское, асбест - Баженовское, соли - Верхнекамское, Соль-Илецкое, нефть - Ишембайский.
Повторение предыдущего материала: знания о геологическом строении земной коры (7 класс), выветривание(6 класс).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение новой темы:
- название горы;
- географическое положение;
- история освоения;
- минеральные ресурсы;
- природные ресурсы.
5. Закрепление и вывод.
6. Домашнее задание.
7. Дополнительная литература.
Ход урока
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли готовы посмотреть на землю свысока? Кто готовил снаряжения для сегодняшнего урока? Спасибо. Сегодня особый день, светит солнце, прекрасная погода, хочется куда-то идти, покорять вершины. Вы готовы к этому? Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Все такие хорошие, веселые. Я думаю, мы будем выстраивать свои знания в одну цепочку.
2. Проверка домашнего задания по теме “Кавказ”
(Слайд 1 - изображение гор)
Для начала небольшая разминка. На партах лежат листочки, тесты для проверки ваших знаний по теме “Кавказ”. За ответы на все пять вопросов получите оценку “5”, за ответы на 1-4 вопросы “4”, а 1-2 вопросы “3”. Приступаем (тихая музыка “Веселый ветер”).
Тесты по теме “Кавказ”
1. Самая высокая вершина Кавказа:
1. Казбек
2. Эльбрус
3. Бештау.
2. Что свидетельствует об активном горообразовательном процессе на Кавказе?
1. Вулканизм
2. Землетрясения
3. Выветривание.
3. Какими полезными ископаемыми богат Большой Кавказ?
1. Рудными
2. Горючими
3. Неметаллическими.
4. Почему на Северном Кавказе много санаториев?
1. Много минеральных источников
2. Более влажный климат
3. Растительность разнообразна.
5. Какие горы по строению составляют Кавказ?
1. Складчато-глыбовые
2. Глыбовые
3. Вулканические.
Поменялись листочками, проверяем друг у друга, ответы на экране (слайд 2).
3. Изучение новой темы.
В вашей цепочке знаний звено о горах Кавказа уже имеется (Слайд 3 - изображение цепочки). Продолжим изучение гор. “Лучше гор могут быть только горы…” - эпиграф сегодняшнего урока, а тема: “Урал – каменный пояс Русской земли” (Слайд 4, тема урока).
Учитель:
- Ребята, что вы знаете об Урале?
(Горная страна, протяженность 2000 км, граница между Европой и Азией) (Слайд 5).
- А сегодня мы продолжим восполнять звено новыми знаниями, а для этого я, Хозяйка медной горы, приглашаю вас в путешествие по моим владениям (учитель входит в образ Хозяйки медной горы, для этого используется кокошник, накидка)
- Узнали меня, персонажа сказы Бажова.
1. Название горы:
Учитель:
- У античных авторов эти горы именовались Рифийскими, “Камень”, “Земной пояс”, “Каменный пояс Русской земли” - так называли Урал до 18 века. Название Урал впервые появляется в работах русского историка и географа Василия Никитича Татищева и вытесняет все прежние названия. Что же означает это слово: (смотрим на экран, слайд 6) “Ур” по мансийски, а “урэ” по эвенкийски означает “гора”, по тюркски “пояс” (ученики записывают в тетради). Урал, который имеет длину 2000км, не только гора, а целая горная страна, горный пояс.(Слайд 7)
2. Определяем географическое положение Уральских гор.
Для этого вспомним план определения географического положения (Работа учащихся с атласами и настенной картой)
- На каком материке расположены, в какой ее части?
- Между какими меридианами и параллелями?
- Высота горы. Самая высокая точка?
- Какие имеются географические объекты?
3. История освоения Урала (работа с учебником)
- Откройте учебники, страницу 174, прочитайте текст. Что запомнили?
- Древние обитатели: башкиры, удмурты, коми, ханты, манси, татары. Русские появились в 15 веке, создали город Соликамск, в 16-17 в.в. количество русских сильно увеличилось, начали добывать железную руду. 18век – век развития горнозаводской промышленности. 19 век – век геологических исследований А.П.Карпинским, И.В.Мушкетовым, Е.С.Федоровым. Изучал, совершенствовал знания об Урале Д.И.Менделеев. Помните сказы П.Бажова? В 21 сказе П.Бажов упоминает золото- самый интересующий издревле человека минерал - “Золота этого…кразелитов…меди…полно было. Бери, сколько хочешь. Самородок фунтов несколько, а то и полпуда лежит, примерно, на тропинке, и никто его не подберет. А кому помешал, так тот его сопнет в сторону – только и заботы” или “По этому поясу земли, говорят, широкая лента украшенья прошла из дорогих камней. Всякие есть, а больше сзелена, да иссиня. Изумруды, александриты, аквамарины, аметисты. А по самой середке этой хребтины двойной ряд хризолитов. Видал этот камешек? Он и зеленый и золотистый. Веселый камушек” - трудно найти более эмоциональное описание простого камня (27 сказ).
- Физкультминутка
-Устали, ребята? Давайте, отдохнем на берегу реки Чусовой (Слайд 9). Эта река является притоком нашей Камы (использование регионального компонента),
Посмотрите по сторонам. Красивы мои владения? Наклоняемся над водой, моем руки, лицо. Делаем вдох и выдох, но неглубокий, так как экологическое состояние Урала оставляет желать лучшего.
Советский поэт Александр Твардовский написал:
Урал! Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешний творец….
(Слайд 8).
Мозговой штурм
- Почему именно этот регион получил столь высокое звание: “Опорный край державы, ее добытчик и кузнец?” (выслушиваются мнения учеников)
4. Природные ресурсы Урала:
Урал – подземная кладовая страны, здесь найдено около одной тысячи разновидностей минералов и учтено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых. По запасам платины, асбеста, драгоценных камней, калийных солей Уралу принадлежит одно из самых первых мест в мире. Это связано с геологическим строением.
Геологическое строение – Уральские горы находятся между двумя тектоническими структурами: Русской платформой и Западно-Сибирской плитой. От Русской равнины Урал отделен Предуральским краевым прогибом. Урал был образован в древнем палеозое – в герцинском периоде, в мезозое почти полностью был разрушен. В неогене – четвертичное время отдельные блоки были подняты. Потом опять выветривание. Разрушение гор раскрывало богатые месторождения полезных ископаемых, сделало их доступными для разработки. (Слайд 10).
Минеральные ресурсы и их месторождения. (рассказывает учитель, карточки с надписью и изображением полезного ископаемого прикрепляют на настенную карту; так же надо приготовить “малахитовую” шкатулку и оттуда доставать коллекции отдельных минералов и горных пород; ученики обозначают месторождения в контурных картах).
Основное богатство Урала– руды, причем комплексные, с примесью титана, ванадия, никеля, хрома, а медные руды с примесью цинка, золота, серебра.
Железные руды – Магнитогорское, Качканарское, медные руды – Красноуральское, Гайское. На севере – боксит, марганец. Добывают никель, хром. В среднем и Северном Урале платиновый пояс, Старейшее место золотодобычи – Березовское месторождение близ Екатеринбурга.
Баженовское месторождение асбеста (“горного льна”) - огнеупорного материала.
Драгоценные и поделочные камни, самоцветы: аметисты, дымчатые топазы, зеленый изумруд, сапфир, горный хрусталь, александрит – добываются на восточном склоне (Слайд 11). Высококачественные алмазы встречаются на западном склоне. На Урале много поделочных камней: яшма, мрамор, пестрые змеевики, малахит (слайд 12). В Предуралье – калийные соли, каменные соли, гипс (Верхнекамское, Соль-Илецкое). Много и строительных материалов – известняк, гранит, цементного сырья. Есть нефть – Ишембайское месторождение, добывают каменный уголь.
Кроме этого Северный Урал богат лесными ресурсами, Южный - почвенными, агроклиматическими, но здесь не хватает водных ресурсов. Урал богат рекреационными ресурсами. Туристов привлекает не только красивые места, живописные озера, но и единственный Ильменский минералогический заповедник (Слайд 13, 14)
Обратите внимание на карту, как богаты мои владения!
Обобщение урока
- Путешествие окончено. Оно вам понравилось? Что узнали? Открываем в учебниках страницу 177, со второго абзаца по шестой абзац. Запоминаем названия минеральных ресурсов и заполняем кроссворд “Подходящий минерал”.
- Ребята, я вас познакомила с природными ресурсами Урала, скажите, пожалуйста, мне, Хозяйке медной горы, какими природными ресурсами богата ваша малая родина – Рыбно Слободский район? (краеведческий материал)
5. Домашнее задание (слайд 15) (задания дифференцированные)
1. §31 на пересказ, отметить в контурных картах.
2. Подготовить сообщение об Урале или минералах, горных породах.
3. Составить кроссворд.
Для дополнительного чтения предлагаются книги
- “Эти удивительные горы” Ю.П.Супруненко,
- Детская энциклопедия “Я познаю мир”.
- Сказы Бажова.