Методическая разработка факультативного занятия по МХК в 5-м классе по теме: Мифы: "Аполлон и музы", "Орфей и Эвридика"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Обучающие:
    • формирование у обучающихся представлений о мифологии как системе философских взглядов на жизнь;
    • постижение детьми проблем смысла жизни, идеалов красоты, любви и страдания;
    • осмысление духовного богатства древнегреческой мифологии, красоты мифологического сюжета и образов Орфея и Эвридики, воплотившихся в различных видах искусства: литературе, музыке, живописи, скульптуре, театре.
  • Развивающие:
    • развитие актерских навыков, монологической литературной речи, совершенствование навыков художественного чтения, игры на фортепиано, постановки хореографических этюдов;
    • создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с шедеврами искусства;
  • Воспитательные:
    • совершенствование нравственного и эстетического идеала в юных душах;
    • пробуждение потребности утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни.

Технологии:

  • игровые,
  • мультимедийная,
  • личностно-ориентированная.

Методы и формы занятия:

“Закрытый показ” с элементами театрализации, мультимедийной презентации, эвристической беседы.

Оборудование:

  • театральные декорации,
  • костюмы,
  • компьютер,
  • мультимедиа проектор,
  • репродукции картин: “Парнас” Рафаэля, “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”, “Орфей” А.А.Иванова;
  • изображения скульптур А. Кановы: “Гера”, “Аполлон”, “Отчаянье Орфея”;
  • диск с записью фрагментов оперы К.Глюка “Орфей и Эвридика” (звучат фрагменты: увертюра, ария Орфея, балетто, хор демонов);
  • литературные произведения: Г.Гейне “Бог Аполлон”, Овидий “Метаморфозы”, Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции: “Аполлон и музы”, “Орфей и Эвридика”, стихотворения из сборников “Античная драма”, “Античная лирика”, “Поэты серебряного века”, “Лирика А.С. Пушкина”.
  • Пианино, ноты: пьеса К.Глюка №12, “Мелодия” М. Таривердиева, импровизация на стихи А.С.Пушкина.

Содержание занятия

1. Слово учителя – ведущего программы “Закрытый показ”:

- Доброе утро, уважаемые гости! На канале “Культура” - программа “Закрытый показ”! В студии - ведущая Альбина Николаевна Попова. Мы рады приветствовать вас и предложить вашему вниманию мини - спектакль “Мифы: “Аполлон и музы”, “Орфей и Эвридика” в исполнении актеров театральной студии “Мельпомена”. Молодежная студия создана совсем недавно, это ее дебютный спектакль. Поэтому прошу наших театральных, литературных, музыкальных критиков, искусствоведов о снисхождении. После просмотра мы предоставим возможность высказаться всем желающим, а сейчас поприветствуем наших артистов.

2. Театрализация. Звучит медленная, тихая музыка.

На слайде изображение:

Мини – спектакль

Мифы: “Аполлон и музы”. “Орфей и Эвридика”.

(По мотивам мифов Древней Греции).

На слайде изображение:

Сценарист: Попова А.Н.,

Ассистент сценариста - Плотникова Ирина.

Режиссер – постановщик - Попова А.Н.

Хореограф – постановщик - Комарова Л.Л.

Операторы: Каровацкий Евгений, уч. 10 кл.,Маргун И.М.

Актеры: Музы и нимфы – ученицы 6 класса

Аполлон – Балахонов Данил

Артемида – Грудачева Алина

Орфей -_Руденко Илья

Эвридика – Белых Елизавета

Полигимния – Плотникова Ирина

Аид –Чмыхов Павел, ученик 10а класса

Гера - Попова А.Н.

Музы сидят и возлегают вокруг Аполлона на импровизированном Парнасе:

(На слайде изображение: “Итальянский пейзаж” А.А. Иванова)

1 ученица – муза комедии Талия:

Плавно по небу скользят облака золотые,
Вдаль унося за собою зари отраженье;
Ветер утих, не колышет деревья густые.
Тихо. Откуда ж в цветочных полянах движенье?

2ученица – муза танца Терпсихора:

Что так колеблет цветы, будто ветра дыханье?
Что, окропленные чистой алмазной росою,
Клонят головки они? Пронеслось колыханье,
Трепет прошел по лугам полосою…

(На слайде изображение танцующих нимф).

3 ученица – муза астрономии Урания:

Это, незримы для глаз, пронеслися толпою
Нимфы по лугу, одеждой цветы задевая;
Клонятся тихо цветы под их нежной стопою,
В воздухе сладкий кругом аромат разливая…

Легко вбегают в нежном танце грациозные нимфы под предводительством Артемиды:

1 нимфа – Лесная, обращаясь к Артемиде:

Преклоняю я колена, Артемида, пред тобой,
Славной дочерью Зевеса, ланестрельною богиней,
Зверовластницей лесной!

(На слайде изображение картины Рафаэля “Парнас”)

2 нимфа – Морская, обращаясь к Аполлону (он с лирой, серебряным луком и колчаном со стрелами).

Аполлон, стрел далеких метатель
С колчаном широким на плечах,
Аполлон – дальновержец,
Златовласый наш бог,
С луком серебряным царь.

(На слайде изображение картины А.А.Иванова “Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”).

Аполлон:

Я – Аполлон, бог музыки,
Прославленный повсюду.
Был на Парнасе в Греции
Мой храм, подобный чуду.
Я пел, и амброзийное
Лилось благоуханье,
И с музами едины мы,
Исполнены сиянья.

(На слайде изображение Геры)

Появляется Гера (учитель МХК), ее встречают музы и нимфы радостно-почтительными возгласами:

- О, Гера! Прекрасная!
-О, мудрейшая!
- Восхитительная!
- Справедливая!

(Помогают подняться на трон).

Гера:

Всемогущий Зевс поручил мне,
его законной жене, присмотреть за вами.
Я, Гера, пророческий дар Аполлона
и муз фиалкоувенчанных поведаю –
песнями славословить бессмертных.

(На слайде изображение лиры)

Артемида, обращаясь к Аполлону (его лире):

О, златая, сладкозвучная лира!
Общий удел Аполлона и муз
В темных, словно фиалки, кудрях
Вдохновлять все искусства мира.

Нимфа Эвридика, продолжая обращение Артемиды к лире:

Ты песни основа, радости почин!
Знакам, данным тобой, послушны певцы,
Лишь только запевам, исполненным мощью,
Даешь ты начало звонкою дрожью.

Муза истории Клио, продолжая обращение Эвридики к лире:

Молний язык, блеск боевой угасаешь ты,
Вечного пламени вспышку - и дремлет
Зевса орел на твоем жезле,
Крылья к земле опустив.

Выходит муза музыки и пения Эвтерпа.

Нимфа Лесная (2 ученица), обращаясь к ней:

Ты поешь, свободная, как птица,
О Эвтерпа! Жизнь без музыки мрачна,
И бледна вечерняя зарница,
И грустна душистая весна…

Эвтерпа - ученица, занимающаяся в музыкальной школе - исполняет на фортепиано пьесу К. Глюка, музы кружатся в хороводе и танцуют (в центре – муза танца Терпсихора). Все присаживаются, кроме музы астрономии Урании – она красуется, кружась.

Нимфа Лесная (3 ученица), обращаясь к Урании:

Когда весь свод небес глубоких
Звездами полночь населит,
То в стороне от светлооких
Урания одна горит…

(На слайде изображение Любви небесной – фрагмент картины Тициана “Любовь земная и Любовь небесная”)

Муза любви Эрато кружится в танце.

Нимфа Морская (2 ученица), обращаясь к Эрато:

Все, что бренно, - гаснет быстротечно…
Догорит земное бытие.
Лишь в любовь Эрато верю вечно,
Как душа в бессмертие свое!

Муза красноречия и гимнов Полигимния (продолжая обращение к Эрато):

Любовь, любовь… О, даже не ее –
Слова любви я славлю неуклонно.
Иное в них я знаю бытие,
Оно неуловимо и бездонно.
Живут слова, пока душа жива.
Они смешны – они необычайны.
И я люблю, люблю любви слова,
Пророческой овеянные тайной.

Музы:

- О Гера! Расскажи! Поведай нам…(Помогают Гере спуститься с трона).

Гера, подходя к фортепиано:

- Так и быть, начну свой рассказ, а лучше - спою…

(исполняет песню композитора М.Таривердиева “Мелодия” под аккомпанемент фортепиано):

Ты – моя мелодия,
Я – твой преданный Орфей.
Дни, что нами пройдены,
Помнят свет нежности твоей…
Стань моей мелодией!
Смолкнувшие звуки оживи.
Слушайте предание Мелодии Любви…

(Музы аплодируют). Каллиопа:

– А дальше? Что за предание?

Гера:

- Дальше продолжит Аполлон – прорицатель. Повествуй!

Аполлон:

-Расскажу я тебе, Каллиопа, историю одной любви. Но не обессудь, если мои пророческие предсказания окажутся горестными, трагическими, и коснутся они сына твоего Орфея.

(На слайде изображение скульптуры А.Кановы “Амур и Психея”)

Его жена - прекрасная нимфа Эвридика, горячо любят они друг друга. Но недолгим будет их счастье.

Каллиопа:

- Как? Почему?

Аполлон:

- Однажды, вскоре после свадьбы, Эвридика будет собирать со своими резвыми подружками цветы в зеленой долине (Параллельно идет инсценировка: танцуют нимфы и Эвридика).

Не заметит красавица в густой траве змеи и наступит на нее. Громко вскрикнет Эвридика и упадет на руки подбежавшим подругам. Сомкнутся прекрасные очи, и далеко разнесется скорбный плач нимф. (Эвридика исчезает в царстве Аида).

(На слайде изображение скульптуры Антонио Кановы “Отчаянье Орфея”)

В отчаянье придет Орфей, узнав о гибели любимой жены. Не сможет он примириться с утратой.

(На слайде изображение картины А.А.Иванова “Орфей”).

Долго будет оплакивать он свою Эвридику, и заплачет вся природа, вторя его печальному пению. (Ученик, исполняющий роль Орфея, делает трагическую позу).

- Полигимния, слезы застилают мне глаза, не слушается язык. Продолжи мой рассказ.

Полигимния:

Наконец, решит Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида вернуть ему жену. Сойдет он к берегам священной реки Стикса. Своей музыкой очарует певец перевозчика Харона.

(На слайде изображение гребца в ладье (фрагмент картины Айвазовского “В море”).

Перевезет он Орфея. Играя на кифаре (лире), приблизится певец к трону Аида и склонится перед ним. О своем горе, о муках разбитой любви, о своей тоске по умершей запоет Орфей.

(На слайде изображение нот из арии Орфея).

Все царство Аида будет внимать пению Орфея, всех очарует его песня. Глубокое молчание воцарит кругом. Прервет его бог Аид, спросив, зачем он пришел. Так ответит певец Аиду:

-О могучий владыка Аид! Все мы смертны. Кратка наша жизнь, все попадем в твое царство. Я пришел сюда молить тебя отпустить назад на землю мою возлюбленную. Ты видишь, как я страдаю по ней! Верни ее назад к жизни. О, дай Эвридике испытать радость жизни, ведь она сошла в твое царство такой юной!

Аид (ученик 10 класса – слышен только его низкий голос из - за двери – царства Тьмы):

- Хорошо, Орфей! Я верну тебе Эвридику. Но необходимо исполнить одно условие: во время пути по подземному царству ты не должен оглядываться на свою жену, которая последует за тобой. Помни! Оглянешься - и навсегда потеряешь ее, вернется Эвридика в мое царство.

(Появляется Эвридика). – Отправятся они в путь. (Орфей идет впереди, за ним следует тень Эвридики). Тропинка круто поднимается вверх, дорога трудна. Но вот далеко впереди забрезжит свет. Все сильнее тревога Орфея: идет ли Эвридика за ним? Не осталась ли в царстве мертвых? Не выдержит Орфей и оглянется. Протянет он руки к возлюбленной, но дальше, дальше тень – и потонет во мраке.(Эвридика исчезает за дверью – в царстве Аида).

Словно окаменев, стоит Орфей, охваченный отчаяньем. Ему придется пережить вторую смерть Эвридики. Семь дней и ночей будет сидеть печальный Орфей на берегу Стикса, проливая слезы скорби, забыв о пище и питье. (Орфей – актер играет эту сцену). Только на восьмой день вернется он во Фракию. На всю оставшуюся жизнь Орфей сохранит любовь и верность Эвридике.

Все музы и нимфы, взявшись за руки, становятся в полукруг. В центре – две пары: Аполлон и Артемида, Орфей и Эвридика. Все поют под аккомпанемент фортепиано вместе с Герой:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и ЛЮБВИ!

2. Эвристическая беседа.

Учитель - ведущий программы “Закрытый показ”:

- Уважаемые гости студии, из древнегреческого театра мы переносимся в

Россию, в 21 век. Предлагаю обсудить актуальность тематики и

проблематики произведения, актерские находки, работу режиссера-сценариста.

Пожалуйста, слово зрителям:

- Как вы оцените игру актеров? Режиссерский замысел?

- Актуальна ли, на Ваш взгляд, тематика мифов? Какова она?

Обратимся к актерам:

- Какая муза покровительствует влюбленным?

-Что дает современному зрителю знакомство с древнегреческой культурой? С Аполлоном и музами?

- Удачно ли воплощен сюжет мифа “Орфей и Эвридика”? Какие проблемы поднимаются в нем?

Ученики - зрители говорят о непреходящих духовных ценностях античной культуры, взаимосвязи разных видов искусства (которым покровительствуют Аполлон и музы), интересной интриге древнегреческого сюжета, об актуальности темы любви и преданности, раскрываемой в мифе “Орфей и Эвридика”, вечности нравственных и философских проблем, поднятых в спектакле, высказывают мнения о творческих удачах или неудачах сценаристов, режиссера, актеров, музыкальных оформителей.

- О каких видах искусства, связанных с темой сегодняшнего показа, мы успели поговорить?

- Мы говорили о театральном и литературном искусствах.

- Какие музы покровительствуют этим искусствам?

- Им покровительствуют Мельпомена и Каллиопа.

-В каком искусстве нашли отзвук трагические интонации мифа?

- В музыкальном искусстве трагизм переживаний персонажей чувствуется особенно остро.

(На слайде изображение портрета композитора К. Глюка, затем – нотной афиши “Опера “Орфей и Эвридика”).

- Чтобы убедиться в этом, послушаем несколько фрагментов из оперы “Орфей и Эвридика” К.Глюка.

Слушание фрагментов из оперы “Орфей и Эвридика” К.Глюка: арии Орфея, балетто (“Отчаянье Орфея”),

- Предоставим слово нашему музыкальному критику Федосееву Дмитрию (ученику). Он рассказывает о революционной по характеру опере Глюка, положившей в середине 18 века начало новому оперному стилю – естественному и драматичному.

-Уважаемые гости студии, наш показ сопровождала мультимедийная презентация:

На слайде изображение портрета художника А.А.Иванова, его картин: “Аполлон, Гиацинт, Кипарис”, фрагмента этого полотна, “Орфей”; совмещенный кадр “Музыка Аполлона и Орфея” - для сравнительного анализа.

- В каком искусстве представлены мотивы древнегреческих мифов?

Слово учителя о живописи А.А.Иванова. Ученики - зрители говорят о широком представлении мифа в изобразительном искусстве, анализируют картины.

- А почему так широко образы Орфея и Эвридики воплощены в изобразительном искусстве? С чем это связано? Проанализируем картины…

- В каких еще видах искусства нашел отражение миф “Орфей и Эвридика”?

(На слайде изображение скульптуры А. Кановы “Орфей”).

-Этот миф творчески воплотился в скульптуре.

- Послушаем нашего искусствоведа -- скульптора Третьякова Евгения.

Он (ученик) рассказывает о воплощении темы отчаянья Орфея в работе крупнейшего итальянского скульптора 18 века Антонио Кановы.

- Какие музы покровительствовали нашим актерам сегодня?

-Как вы понимаете слова песни, завершающей спектакль?

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв –
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и ЛЮБВИ!

3. Подведение итогов.

- К сожалению, мы ограничены во времени. Предлагаю на следующей встрече продолжить обсуждение поднятых на показе тем. Уважаемых искусствоведов, музыкальных и литературных критиков прошу подготовить аргументированные выступления в защиту или опровержение тезиса:

Произведения, подобные мифам “Аполлон и музы”, “Орфей и Эвридика”, искусство в целом помогают человеку осознать и преобразовать окружающий мир, понять других людей, понять и усовершенствовать самого себя.

Подводя итог нашему “Закрытому показу”, хочу поблагодарить всех актеров, ассистентов, музыкантов, критиков - искусствоведов и дорогих гостей за активное участие в нашей программе (все аплодируют).

До новых встреч на канале “Культура”! С вами была ведущая программы “Закрытый показ” Альбина Попова.