Рассадный способ выращивания растений

Разделы: Технология


ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные: Способствовать формированию у учащихся целостного представления о технологии выращивания овощных культур. Создать условия для уяснения взаимосвязи знаний из различных образовательных наук.

Развивающие: Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности: анализировать, сопоставлять, разрешать проблемы. Способствовать формированию и развитию познавательного интереса.

Воспитательные: Способствовать формированию и развитию общетрудовых качеств личности: умение работать в коллективе, уважать мнение окружающих, самостоятельно находить пути решения проблемы.

Профориентационные: Способствовать развитию представления о работе мастера-овощевода, работниках тепличных хозяйств.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: Таблицы для закрепления знаний: биологическая классификация овощных культур, схема севооборота; лото “С/х классификация овощных культур”, образцы органических и минеральных удобрений, образцы компонентов почвенной смеси, с/х инструменты, рассадные ящики с почвенной смесью, рассада томата сорт “Агат”, рабочая одежда.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • настройка учащихся на работу (снятие напряжения);
  • доведение до учащихся целей и плана урока.

II. Актуализация знаний учащихся.

Сегодня мы продолжим разговор о весенних работах в овощеводстве. Вспомним, какие условия необходимы для выращивания овощей, и почему необходимо знать биологическую и сельскохозяйственную классификацию растений.

1. Биологическая классификация растений.

(Разборная таблица биологической классификации на магнитной доске).

Бобовые: горох, фасоль, бобы.
Крестоцветные: капуста, редис, редька.
Паслёновые: картофель, томаты, перец.
Сложноцветные: подсолнечник.
Лилейные: лук, чеснок, спаржа.
Злаки: кукуруза.
Тыквенные: огурцы, кабачки, арбузы.

Вопрос: Для чего мы должны знать биологическую классификацию растений? Разместите растения по семействам.

/Ответ: у растений одного семейства схожая агротехника выращивания, одинаковые болезни и вредители./

2. Сельскохозяйственная классификация овощных культур.

(Работа микрогруппами. Лото: 6 больших карточек, 6 комплектов по 12 шт. маленьких)

Большие карточки Маленькие карточки:
Плодовые огурец, баклажан, морковь,
Корнеплоды свёкла, капуста кольраби,
Стеблеплодные спаржа, салат, капуста кочанная,
Листовые капуста цветная, капуста брокколи,
Цветковые лук репчатый, чеснок.
Луковичные  

Задание: Выберите соответствующие названия овощей на маленьких карточках и заполните большие. Дайте характеристику своей группе овощей.

/Ответ: в каждой группе овощей используется в пищу соответствующая часть растения. Пример: плодовые – огурец, баклажан, в пищу используются плоды товарной спелости, растения высаживаются на грядку на второй год после внесения органических удобрений. К плодовым относятся: томат, тыква, перец, арбуз, дыни. /

3. Удобрения

Для развития растений необходимы питательные вещества. Каким образом культурные растения получают их?

/Ответ: питательные вещества растения получают из почв с помощью корневой системы. Для обогащения почвы вносятся органические и минеральные удобрения./

Вопрос: Как влияют на развитие растений органические и минеральные удобрения?

/Ответ: при внесении органических удобрений лучше развиваются зелёные части растений, а при внесении минеральных корневая система./

Вопрос: Какие ошибки допущены в таблице?

(Карточки на магнитной доске)

Минеральные удобрения Органические удобрения
Азотные Растительный компост
Навоз Перегной
Фосфорные Микроудобрения
Торф Куриный помёт
Калийные Комплексные

На прошлом уроке мы составляли карту четырёхпольного севооборота овощных культур.

Вопрос: Почему возникает необходимость чередования культур на полях севооборота?

/Ответ: при бессменной культуре быстрее размножаются сорняки, истощается почва, распространяются вредители и болезни, растения становятся более слабыми./

Задание: Внесите удобрения на поля вашего севооборота.

 

I. поле

II. поле

III. поле

IV. поле

1 Капуста (листовая) Удобрения органические. Плодовые. Корнеплоды. Удобрения минеральные. Картофель. Бобовые.
2 Плодовые. Корнеплоды. Удобрения минеральные. Картофель. Бобовые. Листовые. Удобрения органические.
3 Корнеплоды. Удобрения минеральные. Картофель. Бобовые Листовые. Удобрения органические. Плодовые.
4 Картофель. Бобовые. Листовые Удобрения органические Плодовые. Корнеплоды. Удобрения минеральные.

4. Обобщение. Оценка знаний.

III. Сообщение познавательных сведений.

1. География растений.

В настоящее время почти в каждом доме можно увидеть на подоконниках, в теплицах ящики с маленькими зелёными растениями. Что это за растения, занявшие самые светлые и солнечные места в нашем доме?

Это перец, баклажаны, томаты.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему мы высеваем семена этих растений ранней весной. И почему не всегда нам удается получить хороший урожай овощей.

Давайте посмотрим на карту и вспомним, откуда родом эти растения.

(Работа с картой у доски).

Родина томатов – Колумбия, Перу, эти страны находятся на материке Южная Америка в субэкваториальном и экваториальном поясах.

Родина перца – Мексика, страна находится на материке Северная Америка в тропическом поясе.

Родина баклажанов – Индия, страна находится в Азии, в субэкваториальном поясе.

Вопрос: Какими климатическими условиями характеризуются эти районы?

/Ответ: для экваториального и субэкваториального пояса характерны высокие температуры круглый год. В экваториальном поясе высокая влажность, в субэкваториальном воздух в зимнее время сухой. В тропическом поясе высокие температуры и сухо круглый год./

Вопрос: В каком климатическом поясе находится наш район?

/Ответ: Архаринский район Амурской области находится в умеренном поясе, климат муссонный. Тёплое чаще влажное лето, холодная сухая зима./

А теперь давайте проанализируем отличие климатических условий нашего района и родины томата, перца, баклажана и попробуем найти ответ на наш вопрос.

Информация для учащихся: Вегетационным периодом у однолетних растений называется период от посева семян до вызревания плодов.

Колумбия

Мексика

Индия

п. Архара

томат

перец

баклажан

 
экваториальный, субэкваториальный тропический субэкваториальный умеренный
высокая температура круглый год высокая влажность высокая температура весь год сухо высокая температура весь год влажно в летний период лето средняя t воздуха+20 чаще влажно, зима холодная средняя t воздуха -20 сухая
вегетационный период 100-140 дней. вегетационный период 140-160 дней. вегетационный период 160-180 дней. тёплых дней в среднем

Вывод: Чтобы получить урожай этих овощей, высевать семена необходимо:

Томатов – апрель
Перца – март
Баклажанов – февраль

Хорошие урожаи томатов и баклажанов можно получить в тёплое, влажное лето, перцев в тёплое сухое лето.

2. Защищённый грунт.

Выращивая растения в защищённом грунте, можно раньше получить урожай овощей.

Посадочный материал, выращенный в защищенном грунте из семян для пересадки на постоянное место на огород, в поле, принято называть рассадой. Рассаду можно выращивать в теплицах, парниках, рассадниках.

Откройте учебники на стр. 80. (Трудовое обучение. С/х работы. Учебное пособие для 5-7кл. Под редакцией Д. И. Трайтака. – М.: Просвещение, 1989г.)

Рассмотрим рис. 51. Здесь изображены застеклённая и плёночная теплицы – это сооружения защищенного грунта, в которых можно получать овощи или декоративные растения в любое время года.

Вы неоднократно работали в нашей школьной теплице. Расскажите, какие оптимальные условия созданы для круглогодичного выращивания растений?

/Ответ: температура воздуха и почвы регулируется отопительной системой. Естественный свет дополнен искусственным освещением. Проводиться своевременный полив и подкормка растений./

Возле крупных городов создаются большие тепличные комбинаты. Они предназначены для выращивания овощей и декоративных растений круглый год. Теплицы бывают застеклённые (рис. 51-1) и плёночные (рис. 51-2) рассчитанные на один весенне-летний период.

Рассмотрим рис. 52. Здесь изображены парники, они предназначены для выращивания рассады овощей и цветов. Для обогрева используется (а) биотопливо (свежий навоз) или (б) солнечная энергия. Биотопливо укладывается в котлован, сверху насыпается слой земли, коробку, которая чаще всего изготавливается из дерева, накрывают остеклёнными или плёночными рамами.

Рассадники (стр.81 рис.53) представляют собой сооружения для выращивания рассады. Они имеют деревянную обвязку, но без рам. Укрываются для защиты от заморозков рогожами, соломенными матами или используются плёночные укрытия. Обогрев за счет солнечной энергии. Вместо деревянной обвязки можно использовать дуги из толстой проволоки, как в наших школьных рассадниках для выращивания рассады капусты и цветов однолетников.

В тепличных хозяйствах трудятся мастера-овощеводы защищённого грунта, которые выполняют все работы от выращивания рассады до получения готовой продукции. Они должны знать биологию и агротехнику овощных культур, владеть приёмами защиты растений от вредителей и болезней.

Кроме того, в тепличных хозяйствах трудятся мастера отопительной системы, водоснабжения; электрики, механизаторы, всего около 150 специальностей.

3. Почва

Для парников и теплиц заготавливают почву. Она должна быть рыхлой, водопроницаемой и содержать питательные вещества. В нашей школьной теплице для выращивания рассады мы используем огородную землю, перегной и песок (демонстрация компонентов почвенной смеси). В тепличных хозяйствах так же используется дерновая почва (перепревший дёрн с суходольных лугов), торфяная почва (перепревший торф).

4. Пикировка рассады

В рассадных ящиках посевы томатов, капусты, астр обычно делают загущёнными, так как рассада этих культур хорошо приживается при пересадке. Первую пересадку проводят, когда у растений хорошо разовьются семядольные листья и начнёт образовываться первый настоящий лист. Такой приём пересадки называется пикировкой. Пикировку производят с помощью деревянного колышка (пики).

Рассмотрите рис. 54 (стр.85).

Вопрос: Чем отличается пикировка капусты и томатов?

/Ответ: у томатов удалена нижняя часть корневой системы/.

При отщипывании нижней части корня у томатов быстрее развиваются придаточные корни, что создаёт большую площадь для питания растений.

IV. Практическая часть урока.

Сегодня мы будем пикировать томаты раннеспелый сорт “Агат”. Для этого нам потребовались рассадные ящики с почвенной смесью, состоящей из огородной земли, перегноя и песка. Необходимо рассчитать количество компонентов для почвенной смеси.

Задача: В рассадный ящик требуется 1 ведро почвенной смеси состоящей из 50% перегноя, 25% огородной земли; 25% песка. Какую часть ведра займёт каждый компонент?

/ Ѕ - перегной, ј - огородная земля, ј - песок/.

Для обеззараживания, полили почву 1% горячим раствором KMnO4.

Необходимо рассчитать количество рассады для высадки на опытную деляну.

Размеры деляны: длина 5м., ширина 2м.

Томаты ранние высаживаются 50х50см., поздние 70х70см.

Задача: Участок шириной 2м., длиной 5м. Сколько потребуется растений для посадки на этом участке?

/Ответ: план участка 10кв.м. на 1кв.м. – 4 растения. Потребуется 40 растений +10р. страховой фонд./

Изучите инструкционную карту в учебнике стр.86. Практическая работа. Пикировка рассады.

Рефлексия:

1. Какие инструменты необходимы для выполнения работы.

/Маркер, колышек, лейка с водой/

2. Как сделать лунку для посадки растения?

/Колышком, вынимать вращательными движениями/

3. Как выкапывать растения?

/С помощью колышка, с комом земли/

4. Каков порядок посадки растения?

/Отщипнуть 1/3 часть корня, опустить растения до уровня семядольных листьев, расправить с помощью колышка корни, обжать почву вокруг растения, полить умеренно растения из лейки с маленьким ситечком/

Рефлексия проводится одновременно с показом действий пикировки учителем.

Инструктаж по технике безопасности и санитарии.

1. Надеть рабочую форму: фартук, резиновые перчатки.

2. Каждая бригада работает на своём рабочем месте.

3. По окончании работы: убрать рабочее место, почистить инструменты и убрать в шкаф, почистить одежду (перчатки вымыть, просушить, посыпать тальком) вымыть руки.

Практическая работа: Пикировка рассады томатов сорт “Агат”.

Проведение текущего инструктажа с целью проверки организованности начала работы.

Целевой обход: индивидуальное инструктирование, концентрация внимания на более эффективные приёмы выполнения заданий.

Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения работы;
  • разбор типичных ошибок, вскрытия причин;
  • оценка работы.

Санитарно-гигиенические мероприятия: уборка рабочего мета, приведение одежды в порядок, мытьё рук.

V. Подведение итогов урока.

Почему теплолюбивые растения выращивают рассадным способом?

Чем теплицы отличаются от парников?
Как составляют почвенные смеси?
Для чего пикируют рассаду?

Домашние задание: Рассчитайте сроки посева семян ранней и поздней капусты. До вызревания кочанов ранней капусты 90-120 дней, поздней 150-160 дней. Кочаны ранней капусты необходимо получить в июле месяце. Позднюю капусту снимают после первых заморозков.

Заполнить дневник наблюдений, отметить дату пикировки томатов.