Экологическая ролевая игра "Земля – наш дом"

Разделы: Экология

Цель: Сформировать бескорыстное и возвышенное отношение учащихся к окружающей среде, уверенность в преодолении экологической опасности, убеждение во всесторонней ценности природы для человека и общества, воспитывать человека ответственного за принимаемые экологические решения.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Мы собрались сегодня с вами для того, чтобы поговорить о самом главном в жизни – нашем общем доме, которым является …Что? – Земля!

Все мы – дети Земли.

Воздух, которым мы дышим, луга и леса, окружающие нас – всё это наш ДОМ. И нет важнее задачи, чем сберечь всё это.

Ещё 50 – 70 лет назад, когда промышленность только ещё набирала свою мощь, когда существовали целые нетронутые цивилизации и техникой географические зоны, когда население планеты было гораздо меньше, а сама Земля казалась необъятной, трудно было представить, что в этом благословенном мире могут истощиться полезные ископаемые, чистая вода и даже воздух.

Образ планеты – единой, единственной на все времена для населяющих её народов, но уязвимой и хрупкой – взывает к совести

И она, совесть должна всколыхнуть разум человеческий, чтобы деяния всех землян были мудрыми и взвешенными. Очень важно и то, чтобы свою причастность к защите планеты Земля нашёл и осознал каждый – от ребенка до седого старца.

Поэтому, наверное, 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирный день защиты Земли, а 7 – 8 сентября 2000 года была принята Декларация прав Земли.

Есть, проста храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природный храм –
С цветами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
С. Смирнов.

И сегодня, ребята, посмотрев нашу ролевую игру “ Земля – наш дом”, мы хотим, чтобы вы осознали, как хрупка и уязвима наша планета Земля и окружающий нас мир. Расширили свои экологические знания, стали, ещё более гуманно, относится к природе, почувствовали ответственность за всё живое на Земле.

Голос за сценой: (слышится шум космического корабля).

Земля! Земля! Как меня слышишь? Перехожу на приём!

Я – планета Земля! Я – планета Земля! Слышу позывные отлично!

Я – космическая станция планеты Солярис! Я – космическая станция планеты Солярис! Нахожусь на околоземной орбите. Члены экипажа готовы совершить посадку.

Я – Земля! Я – Земля! Космодром “ Школярия 2007” готов к принятию вашего корабля. Земляне с нетерпением ждут встречи с вами.

( Слышится шум приземляющегося корабля. На фоне музыки

“ Гимн Земли” происходит встреча инопланетян и землян.)

Сценка.

Капитан корабля: Низкий вам поклон, земляне! Много лет мы наблюдали через телескопические объективы за развитием земной цивилизации. Вместе с вами переживали ваши беды, но не могли помочь советом, ибо между нами лежала световая вечность. Благодаря упорству наших ученых, наконец, контакт появился.

И нам, жителям планеты Солярис, удалось преодолеть силу всемирного тяготения. Мы искренне рады встречи с вами.

Земляне: И мы рады встречи с вами.

1 инопланетянин: ( На фоне музыки “ Прелюдии соль – мажор”.)

Ваша планета Земля с высоты космической орбиты кажется маленькой, хрупкой и очень красивой.

Летит Земля
С восхода до восхода,
Из года в год
Со скоростью мгновений.

Великая –
В ногах у пешехода,
И капельная точка –
Во вселенной.

Единая!
С пятью материками
И с выводками разных островов,
Окутанная мягко облаками,
Овеянная тысячью ветров.

2 инопланетянин: Когда я открыл люк космического корабля, меня встретило ослепительное апрельское утро, светящееся многочисленными алмазами по малахитовому ковру травы. Я низко пригнулся к земле и начал разглядывать эти переливающиеся всеми цветами радуги алмазы. Я для себя сделал открытие. То были не алмазы, а капельки росы, собравшиеся в треугольных листах травинок. Сам листок внутри мохнат и пушист, как бархат. Капли катаются по нему, не мочат его. Я потихоньку сорвал эту чашечку и выпил росинку, и она показалась вкуснее всякого напитка.

3 инопланетянин: А меня поразили высокие и редкие облака, едва-едва несущиеся по бескрайнему апрельскому небу. И жёлто-белые, как весенний снег, плоские и продолговатые, как опустившиеся паруса. Их узорчатые края, пушистые и лёгкие, как хлопчатая бумага, медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением. Облака грациозно таяли, от них не падали тени.

1 инопланетянин: Я же стоял, очарованный зеленью, дымящейся на ивах. Белоснежные, полные сока березки выбежали на пригорок и приветливо склонились в гостеприимном поклоне. Пар от земли словно наполнял воздух здоровьем, и оттого хвойный лес за рекою стал голубым. На кочке сидела в задумчивости лягушка. Мне так это понравилось, что, идя дальше, я уже прислушивался очень чутко к незнакомым голосам разных существ.

(Грамзапись “Утро в лесу” - голоса птиц).

1 землянин: Уважаемые пришельцы далёкой планеты Солярис! Мы глубоко тронуты вашими впечатлениями и отзывами о нашей русской природе. Действительно, она полна поэзии, прелести, трогает и волнует душу. Только мне кажется, если я войду в поле на рассвете, окунусь в прозрачную его синеву, то невольно содрогнусь не от свежего ветра, резко дохнувшего на меня …нет.… То будет не ветер, а тяжёлый вздох, вздох земли … стон земли … мольба земли.

(Включается музыка, под которую “вваливаются” туристы)

1 турист: Сегодня мы пришли гулять,
Благо лес - рукой подать!
Закупили всё подряд:
Пищу, спички, лимонад.

2 турист: Свежий воздух возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки…
Лес большой, он всё вместит!
Лес, он что, ничей?

Туристы: (хором) Ничей!

3 турист: Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают:
Жги и лей, руби и бей!

4 турист: Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на “ты”!

1турист: Мусор птицам разбросаем!
В речку скинем все бутылки –
В море пусть плывут посылки!

2 турист: Мы цари! Молчи природа!
Всё здесь наше – лес и воды!

(Опять звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

Матушка природа:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
В вокзальной сутолоки века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний, добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую,
Нас много, а она – одна.
В.Шефнер.

Земля:

Я – Земля,
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,
Я так устала … Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек,
Всё то, что имела и имею,
Своим добром считает человек.

Зачем друг друга люди так боятся,
Что позабыли о самой Земле?
Ведь я могу погибнуть и остаться
Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю,
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли…
Очнитесь люди!
Призовите страны,
Чтобы меня от гибели спасти!

Капитан корабля: О том, что у вас начался экологический кризис, мы теперь поняли.

2 землянин: Наша голубая планета не так уж и чиста. В атмосферу уже выброшено 20 миллиардов тонн углекислого газа, более 700 миллионов тонн пылевых газообразных соединений. Выбросы серы составили251 миллион тонн, в результате чего пролились кислотные дожди, которые отравили воду во многих водоёмах страны. Предприятия Заволжского химического завода ежегодно сбрасывают в воду Волги 9 миллионов тонн неочищенных стоков, содержащих агрессивные не поддающиеся нейтрализации токсические вещества.

3 землянин: Тот, кому хоть раз приходилось видеть, как сонно снует по поверхности рыба: пораженная болезнями, как она старается, но не может уйти на глубину, как гибнет и гниёт на берегу, вряд ли забудет эту картину. Заражения рыбы участились на всем протяжение Волги. В районе её дельты у островов обнаружены паразиты, никогда ранее не встречавшиеся в ихтиологии. Доказано, что результат сбрасывания в Волгу технических отходов с тяжёлыми элементами, а также пестицидов с рисовых полей в дельте.

4 землянин: Нынешняя дельта Волги стала гигантским мелководным испарителем, ставшим невиданным охладителем всего Поволжья. Уже сейчас землевладельцы повсеместно жалуются на то, что в их крае перестали вызревать овощи, фрукты, виноград, бахчевые. Это прямое влияние изменившегося климата, вызванного сооружением водохранилищ.

(Исполняется “Экологическая песня”)

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Всё яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Всё сильнее ощущаю боль утраты,
Худо флорою и с фауной разлад!
А в салатах, говорят, одни нитраты,
И нитраты в каждой рыбине сидят.

Не поплаваешь в воде!

Пели птицы на бульваре вдоль проспекта,
А теперь не прилетают, не поют.
В результате парникового эффекта
Огурцы теперь на метры продают.
Разделить готов с рекой родное горе!
Даже близко к ней опасно подходить.
И бежать бы ей сейчас не в сине море,
А в химчистку надо пятна выводить!
Сто дымов плывут над нашими домами,
Что им стоит в небе солнышко закрыть.
Вам известно, как мы боремся с дымами?
Только с помощью табличек “не курить”!
Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
Сами бросились с нахоженных путей.
Ведь другой такой нигде на свете нету,
Да и нету у природы запчастей!

Не поплаваешь в воде!

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Всё яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Все тревожней на планете год от году!
И понятно это даже комару:
Или будем мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!

Не поплаваешь в воде!

Земля: Особое внимание следует уделить земельному фонду страны. Резкое ухудшение, которого произошло в особенности за последнее десятилетие. Усиленное применение минеральных удобрений и пестицидов привело к эрозии почв. В таком состоянии находится 152 млн. га., почти 2\3 всех посевных площадей, 175 млн. га, – почти половина всех сенокосов и пастбищ. Зато выросли количество, и площадь оврагов, протяженность которых составляет миллионы километров. Засушливые районы земли подвержены опустыниванию. Ежегодно опустынивается 6 млн. га обрабатываемых земель.

Сценка “ Привычное лакомство”.

Заяц: В огороде земля оскудела, урожай всё хуже! Чем помочь? Стали пичкать химическими удобрениями. Вырос урожай! Но полакомилась кочаном капусты гусеница бабочки- капустницы – кувырок на землю и лежит. Пришли куры, поклевали этих гусениц - и не стало кур.… Прискакал и я в огород. Нашёл самый аппетитный кочан, но отведать не решился. Нет, думаю, лучше буду весь век корой осины питаться, чем жизнью рисковать.

5 землянин: Не было ещё такого в природе, чтобы притоки, впадая в реку, начинали менять течение, плыть вспять; останавливаясь на полпути, и повернули их водохранилища. Повернули и погубили. Затопление пойм и заливных лугов, создание искусственных морей, породивших невиданные разрушительные волновые процессы, вызвали подвижку берегов и склонов. Целые прибрежные районы оказались у опасной черты. Рукотворные моря затопили миллионы гектаров плодородных земель. Где теперь знаменитые волжские черноземы? А пойменные луга? Под воду ушли самые продуктивные гектары земли, а те, что остались, высохли из-за отсутствия половодий.

Сценка “ Три богатыря”.

( Звучит песня “ Полюшко”)

Илья Муромец: (глядя вперед из-под ладони) Эх, полюшко – поле! Ни живо, ни мертво ты стоишь, будто после побоища…

Алеша Попович: ( кивая на камень с надписью) Тут что-то написано. ( читает) “ Налево пойдешь, на химзавод попадешь … Направо пойдешь – на свалке пропадешь … Прямо пойдешь – на бездорожье костей не соберешь …” Ну и заехали мы! (снимает шлем, вытирает испарину со лба )

Добрыня Никитич: (тревожно) Глядите, туча черная над полем стелется – не к добру все это! Неужто силы тёмные на Русь снова напасть хотят! Защитим, братцы, землю-матушку от врагов! Не пощадим живота своего!

Илья Муромец: Погоди, не горячись, Добрыня. То не туча ворогов застит небо, а дым из труб химзавода валит.

Алеша Попович: А скажи, Илья Муромец, отчего так мёртво это поле? Отчего трава на нём пожухла, а птицы улетели?

Илья Муромец: Оттого, что много лет шла на этом поле битва за урожай. И так за него бились друг с другом нерадивые, что теперь на поле даже бурьян не растёт. Всю – то её замучили, землю-матушку, пестицидами да нитратами.

Добрыня Никитич: Это что же, зря, значит, мы богатыри русские, поля эти у врагов отбивали, кровушкой своей поливали!?

Илья Муромец: Нет, не зря, Никитич! А ну-ка поворачивай своих коней, поедем к мэру, вече соберем! Видать, опять наше время пришло богатырское!

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает, кто написал картину “Три богатыря”? А теперь давайте посмотрим на плакаты, которые нарисовали учащиеся нашей школы. Подумайте и скажите, что смогли ребята выразить своим творчеством. А теперь я предлагаю вам принять участие в конкурсе рисунка “Любовь к природе”.

Мы дети малые одной большой природы,
Мы делим с ней удачи и невзгоды,
Одна судьба у нас и у неё.

Моя планета – человечий дом,
Но как нам жить под дымным колпаком?
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы, больше не могу!

Участница: Усиленно прёт “облысение планеты”. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько всего было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине человека.

Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель, а с ними вместе и мы – люди!

( Звучит музыка “Аве, Мария”)

Стихотворение:

Леса топорщатся и степь клубится,
Жара изводит и снега блестят.
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озерах,
И считанные рыбы ждут в реке.
И восковые считанные зерна
Неслышно зреют в малом колоске.
Над запахом таёжной земляники
Полночный филин ухает из тьмы.
Неужто внуки лишь по красной книге узнают,
Как богаты были мы?
Р.Рождественский.

Ведущий: Когда-то давно природа решила: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. В 1960 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная Книга в нашей стране была издана в 1978 году.

(Звучит грамзапись песни “Красная книга”).

Стихотворение:

Охраняется Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчезаемы все океаны,
Исчезаемо всё на земле.
Мы леса и поля обижали,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

Ведущий: Красная книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное её практическое значение – спасение исчезаемых видов и восстановление редких. Подтверждение тому служат ценные растения, животные, которых удалось сохранить на территории нашей области.

Вопрос:

1. А каких охраняемых животных и растений вы знаете? (Дрофа, змеи).
  2. Что делает человек для сохранения редких организмов, кроме Красной книги?

Не думай о природе с высока,
Наступит день, и сам поймёшь, наверное,
Как нам природа – матушка близка
И каждый миг, и каждое мгновение.

Как тяжело нам жить без птичьих стай,
И без дождя во время зноя летнего,
Быть может, мы, спасём родимый край,
Наверное, наверное, наверное …

Обзор журналистов.

Ведущий: для тех, кто любит и ценит природу, кто стремится постичь её тайны, я хочу представить новые журналы, которые имеются в нашей библиотеке.

Детский экологический журнал “Свирель” - журнал для чтения в кругу семьи и в школе. В нём постоянные рубрики: Экологический словарь, Красная книга, операция “Наша чистая земля” и другие расскажут вам много интересного о жизни животных и растений.

Журнал “Юный натуралист”, “Свет”, газета “Набат” откроют вам удивительный и непредсказуемый мир дикой природы.

А кроме журналов еще есть множество литературы: научной, познавательной и художественной.

На одной из таких книг мне хотелось бы остановиться. Это повесть Антуана Де Сент-Экзюпери “Маленький принц”. Может, кто-то из вас прочитал это произведение? В повести-сказке много говорится о взаимоотношение человека и природы. Я советую обратить внимание на тот, эпизод, где маленький принц заботился о розе, накрывая её колпаком, и своей планете, прочищая жерла вулканов и вырывая сорняки. Содержание этой сказки призывает задуматься о любви ко всему живому на Земле.

(Фонограмма “Притяжение Земли”).

Капитан корабля: Необходимо в корне изменить идеологию отношения к природе, во главу угла поставить вопросы охраны здоровья. А это отношение формируется с самого раннего возраста. Нужно всем школьникам принять самое активное участие в ориентации мировоззрения своего на природоохранную деятельность.

1 инопланетянин:

Обращаюсь ко всем живущим
Разных стран и наречий разных,
Ради жизни веков грядущих
Объявить повсеместный праздник
“Экологически чистый день на Земле”.

2 инопланетянин:

Если праздник удачным будет,
Можно силы свои устроить,
Сговориться надёжно людям
И на радость людей устроить
“Экологически чистый год на Земле”.

3 инопланетянин:

Год без выстрела, дней спокойных,
Год без пыток ночей осторожных,
Вот тогда, позабыв о войнах,
Начинать уже будет можно
“Экологически чистый век на Земле”.

Капитан корабля:

И Земля зацветёт отменно,
Из кровавого выйдет круга,
Вы разучитесь постепенно
На Земле убивать друг друга.
Люди! Дело только за вами!

Чтец:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь …
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!
В лучах ромашки солнечного цвета
Такие , что светлей на свете жить…
Природой называется всё это
Давайте же с природою дружить!
Летят, звеня дождинки с небосвода
Клубится на заре туманный дым…
Всё это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим!

Ведущий: Пусть девизом вашей жизни станут слова “Спаси и сохрани!”. Это обращение не к милости Господа Бога, а ко всем людям.

Коль суждено дышать нам воздухом одним
Давайте же мы все на век объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!

Звучит песня “ Земля - наш дом”.