Программа факультатива по краеведению "Мой край"

Разделы: Начальная школа


Программа по краеведению “Мой край” является актуальной т.к. в Российской Федерации и, в частности в Пермском крае, наряду с реформированием социально – политической системы и становлением гражданского общества идёт поиск путей развития межэтнических отношений. Огромное значение в связи с этим имеет максимальное раскрытие опыта многовекового взаимодействия русских с другими народами, изучение и распространение традиционной культуры с её общими и региональными чертами, организация просветительской работы по экологически ориентированному поведению учащихся и пропаганде здорового образа жизни.

В настоящее время исследование экологических проблем стоит очень остро и младшие школьники должны знать об этих проблемах. Экологическое воспитание личности требует единства научного знания и чувственного, эмоционального восприятия природы. Оно оказывает влияние на состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому, на сознательную организацию деятельности, в основе которой лежит ответственность перед природой.

Знакомство с народной культурой у детей младшего школьного возраста происходит через освоение традиционных народных игр, которые составляют неотъемлемую часть культуры любого народа. Народная игра незаменима как фактор гуманизации отношений в мире детей и взрослых, приобщения к национальным традициям, путь обретения семейно – родовой, общенародной памяти.

Национальные традиции воспитания являются не только главным условием духовного становления личности, но и той основы, на которой происходит взаимообогащение культур.

Всё вышесказанное, а также введение предмета граждановедение в региональный компонент учебного плана, обусловило создание программы по краеведению “Мой край(Приложение 1).

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к своей малой родине. (Приложение 2).

Задачи программы:

  • формировать активность и толерантность самосознания учащихся;
  • воспитывать нравственные качества личности: любовь к своей малой родине и её прошлому, к России, к миру;
  • осваивать многовековое культурное наследие русского народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения;
  • способствовать воспитанию экологически ориентированного поведения учащихся и пропаганде здорового образа жизни;
  • создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
  • укреплять семейные отношения.

Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования (Приложение 3):

  • принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
  • принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
  • принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
  • принцип тематизма;
  • принцип последовательности;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип деятельностного подхода.

Познавательная деятельность

1. Наблюдение за объектами окружающего мира.

2. Анализ результатов наблюдений.

3. Творческие работы: сообщения, сочинения, инсценирование, рукотворные изделия и т.д.

Речевая деятельность и работа с информацией

  1. Работа с учебными, художественными, научно – популярными текстами.
  2. Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.
  3. Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.
  4. Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.
  5. Беседы с людьми старшего поколения.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе (Приложение 4):

  • “Моя малая родина”;
  • “Из истории Пермского края”;
  • “Русская народная культура”
  • “Гордость нашего края”.

Программа рассчитана на 32 часа в год в 1-2-х классах и 34 часа – в 3-4-х классах.

Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.

Содержание программы:

  1. Методические рекомендации для учителя.
  2. Примерное тематическое планирование с 1-го по 4-й класс, с указанием времени на теоретическую и практическую часть, экскурсии.
  3. Контроль уровня обученности

Организация деятельности

  1. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
  2. Соблюдение правил коллективной работы.
  3. Чёткое выполнение инструкций, данных педагогом.
  4. Работа в парах, группах.

Формы работы (Приложение 5):

  1. Экскурсии в музеи, на предприятия, походы по родному краю.
  2. Встречи с почётными жителями города, с интересными людьми, с бабушками и дедушками, с людьми разных национальностей.
  3. Семейные праздники.
  4. Презентации индивидуальных и коллективных проектов.
  5. Освоение народных игр.
  6. Выставки поделок, рисунков, альбомов.
  7. Просмотр видеоматериалов.

Концетрическое построение и тематическая цельность программы помогают обеспечить прочность усвоения материала. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей и богатствами своего города и Пермского края, его многонациональным населением, с художественным наследием русского народа.

Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литературное чтение, история, окружающий мир, риторика, математика. Он неразрывно связан с уроками изо и художественного труда, музыки, физической культуры, что способствует общекультурному развитию младшего школьника.

“Родная земля и в горсти мила” – гласит народная пословица. Программа факультатива даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.

Приложение 6