Урок № 5. “Формы расселения. Урбанизация”
УЭ – 0. Комплексная дидактическая цель
- Сформировать понятие урбанизации, охарактеризовать урбанизацию как всемирный процесс. Определить общие черты урбанизации, взаимосвязь между уровнями и темпами урбанизации. Получить представление о формах расселения.
- Развивать общеучебные и специальные навыки: работать с различными источниками знаний; выделять главное; определять взаимосвязи, составлять схемы, таблицы, работа в паре, самоконтроль.
- Воспитывать чувство ответственного отношения к выполняемой работе, чувство взаимопомощи и взаимовыручки, самооценки и оценки работы одноклассников.
Оборудование:
- Учебник “Экономическая и социальная география мира”, авторы: Максаковский В.П., Гладких Ю.Н., Лавров С.Т.
- Атлас для 10 класса.
- Политическая карта мира.
- Таблица “Географические особенности урбанизации в развитых капиталистических странах”.
Ход урока
УЭ – 1. Организационный момент - 2 мин.
Цель: Организовать и настроить класс на работу, познакомить с планом урока.
План урока. (на доске)
- Проверка ранее изученного материала – 10 мин.
- Изучение нового материала (самостоятельная работа с учебником) – 23 мин.
- Закрепление пройденного – 7 мин.
- Инструктаж по выполнению домашнего задания – 2 мин.
- Рефлексия (оценка своей работы на уроке) – 1 мин.
УЭ – 2. Проверка ранее изученного материала
Цель: Проверить уровень и качество знаний учащихся по теме: “Размещение и миграции населения”.
Учащиеся получают пакеты с заданиями, ключом противоположного варианта и критерием оценок.
Письменный опрос по вариантам – 8 мин.
В I |
В II |
1. Как размещается население по
территории земного шара? Какие факторы влияют на
размещение и плотность населения? 2. Что понимают под: а) эмиграцией б) иммиграцией 3. Назовите 3 района Земли с самой высокой плотностью населения. 4. Какие виды внутренних миграций Вам известны? 5. Перечислите главные очаги эмиграции до II мировой войны. |
1.Что понимают под миграцией? Какие виды
миграций Вам известны? Назовите главные причины
миграций. 2. Перечислите главные районы наибольшей концентрации населения. 3. Назовите 3 района Земли с самой низкой плотностью населения. 4. Какие виды внешних миграций Вам известны. 5. Перечислите главные очаги эмиграции после II мировой войны. |
Учащиеся оценивают работы друг друга, используя для проверки “ключ” и критерии оценки.
Ключ для проверки
В I |
В II |
I. 1.Неравномерно 2. а) природные II. а) въезд в другую страну III. Любые три из перечисленных: (Великобритания, Ливан, Израиль, Бельгия) IV. 1. Из села в город V. Любые три из перечисленных: (США, Канада, ЮАР, Австралия, Южная Америка) |
I. а) перемещение населения 1. Экономические II. 1. Южная и Юго-Восточная Азия III. Любые три из перечисленных: (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия) IV. 1. Трудовые миграции V. 1. Центральная Европа |
Критерии оценки
“5” - не допустили ошибок.
“4” - 2-3 ошибки.
“3” - 4-5 ошибок.
“2” - за 6 и более ошибок.
Работы сдаются учителю:
Если на уроке будут учащиеся, не изучавшие данную тему, им предлагается инструкционная карта следующего содержания:
Тема: “Размещение и миграции населения”
Цель:
1. Познакомиться с миграциями населения, ее
видами, выявить причины миграций, определить
главные очаги миграций до и после II мировой
войны.
2. Изучить размещение населения, выявить факторы,
влияющие на размещение населения.
Определить районы с самой высокой и самой низкой плотностью населения.
Задание:
1. Прочитайте текст учебника на стр. 64-65 автор
Максаковский В.П.
2. Ответьте на вопросы:
а) Как размещается население?
б) Какова средняя плотность населения?
в) Назовите территории, где сформировались
крупные сгустки населения?
3. Прочитайте текст учебника Максаковского В.П.
стр. 65-67
4. Дайте определение миграции
5. Заполните схему:
УЭ – 3 Изучение нового материала – 23 мин.
Тема: Расселение населения. Урбанизация.
Цель: Изучить городскую и сельскую формы расселения, особенности процесса урбанизации, общие черты урбанизации. Познакомиться с уровнями, темпами и формами урбанизации.
УЭ – 3.0. Учащиеся должны
Знать |
Уметь |
Сущность, основные черты, темпы и формы урбанизации | Составлять таблицы и схемы по текстам
учебника. Объяснять различия в темпах и уровнях урбанизации |
Учащиеся получают инструкционную карту.
Инструкционная карта
По теме: “Формы расселения. Урбанизация”
ВНИМАНИЕ! Если при выполнении заданий Вы будете испытывать затруднения – обращайтесь к учителю.
УЭ – 3.1.
Цель: Познакомиться с понятием урбанизация и ее общими чертами.
Задание:
1. Прочитайте текст в учебнике Максаковского
В.П. стр. 67 или в учебнике Гладкого Ю.Н. стр. 57.
2. Выпишите одно из определений понятия
“урбанизация”
3. Прочитайте текст в учебнике Максаковского В.П.
стр. 70-71 и выпишите общие черты урбанизации
4.Сравните свои ответы с ответами товарища (при
необходимости обратитесь за помощью к учителю).
УЭ – 3.2.
Цель: Познакомиться с уровнями темпами и формами урбанизации.
Задания:
1. Прочитайте текст в учебнике Максаковского В.П. стр. 71, проанализируйте рисунок № 18 стр. 69, заполните таблицу.
Название уровней |
Доля городского населения |
Примеры стран |
1. ? 2. Средний 3. ? |
ниже 20% ? ? |
США, Россия, Австралия |
2.Выявите взаимосвязь между темпами и уровнями
урбанизации. Выводы запишите в тетрадь.
3.Прочитайте текст учебника Гладкого Ю.Н. стр. 57-58
и выпишите определения понятий агломерация,
мегаполис.
4. Проверьте свои ответы по карточке у учителя.
5. Используя таблицу № 8 на стр. 260 в учебнике
Гладкого Ю.Н. выпишите в тетрадь названия
крупнейших мегаполисов, найдите их на карте № 14
атласа.
6.Проверьте друг друга.
УЭ – 3.3.
Цель: Познакомиться с понятием “суб урбанизация”.
Задания:
1. Прочитайте текст на стр. 59 в учебнике Гладкого
Ю.Н. и запишите определение понятия суб
урбанизация. Для каких стран она характерна?
2.Сравните свой ответ с ответом товарища.
УЭ – 3.4.
Цель: Изучить формы сельского расселения.
Задания:
1. Используя текст учебника Гладкого стр. 60-61 или учебника Максаковского В.П. стр. 72 заполните схему:
2.Проверь свои ответы по схеме на доске.
УЭ – 3.2. Ключ к проверке
Таблица: “Уровни урбанизации”
Название уровней |
Доля городского населения |
Примеры стран |
1.низкий 2.средний 3.высокий |
ниже 20% 20% - 50% свыше 50% |
Эфиопия, Нигер, Афганистан Китай, Индия, Нигерия США, Россия, Австралия |
Темпы урбанизации зависят от ее уровня, чем выше уровень урбанизации, тем ниже ее темпы и наоборот, чем ниже уровень урбанизации, тем выше темпы.
Агломерация – скопление городов.
Мегаполис – скопление агломераций и городов, слившихся друг с другом.
УЭ – 3.4. Ключ к проверке
УЭ – 4 Закрепление пройденного материала
Цель: Проверить качество и прочность полученных знаний.
Учащиеся должны выполнить одно из предложенных заданий. (Уровень и вариант выбирают сами учащиеся, исходя из своих возможностей).
Учащиеся получают пакеты с заданиями.
Задание: Выполните одно из заданий А,В, или С, исходя из своих возможностей.
А |
В |
С |
1.Заполните пропуски в предложении: а). Для современного этапа “урбанизации характерен переход от “точечного” города к… б). Главной формой расселения людей в современном мире постепенно становятся… 2. Назовите общие черты урбанизации: 1. 2. 3. Правильный ответ – 3 балла 3.Рассеянное сельское расселение характерно для: 1. Китая 2. Австралии 3. Японии 4. США Правильные ответы подчеркните. Правильный ответ – 2 балла |
1.Каковы причины низких темпов
урбанизации в развитых странах? а) горожане предпочитают жить в пригородах б) жители городов переезжают в села в поисках работы в) концентрация промышленности и транспорта в городах – резко ухудшает экологические условия в них г) все эти причины Правильный ответ- 2 балла 2.Высокую долю горожан имеют страны: а) Чили, Австралия, Китай, б) Испания, Португалия, Индия в) США, Канада, Россия Правильный ответ – 2 балла 3.Почему высокая доля городского населения в развивающихся странах не может служить показателем высокого уровня жизни. Правильный ответ – 3 балла |
1.Что такое урбанизация и городская
агломерация? Существует ли прямая зависимость
между уровнем урбанизации и плотностью
населения? Подтвердите ответ примерами. Правильный ответ – 3 балла 2.Почему в развитых странах замедлились темпы урбанизации? Правильный ответ – 2 балла 3.Проанализируйте данные таблицы № 3 на стр. 69 в учебнике Максаковского В.П. Рассчитайте, во сколько раз увеличилась численность городского населения в отдельных регионах мира с 1950 г. да 2000г. Правильный ответ – 2 балла |
Критерии оценки
“5” - 7 баллов.
“4” - 6-5 баллов.
“3” - 4 балла.
“2” - 3 и менее баллов.
УЭ – 5 Инструктаж домашнего задания
Цель: Закрепить полученные знания, обобщить изученный материал.
Задание: Обязательное для всех.
- Повторить записи в тетрадях или прочитать учебник Максаковского В.П. стр. 67-73, учебник Гладкого Ю.Н. стр. 57-61
- Выполнить задание на стр. 78, № 14
По выбору:
- Решить кроссворд: “Города – миллионеры”
- На контурной карте обозначить крупнейшие агломерации и мегаполисы (рабочая тетрадь задание № 18, стр. 14-15).
УЭ – 6 Рефлексия
Цель: Оценить свою работу на уроке.
Задание: Выберите тот ответ, что наиболее объективно отражает вашу работу на уровне (поставьте галочку).
- Урок понравился, я был максимально активен, все усвоил.
- Урок понравился, я старался выполнить все задания.
- Некоторые задания были сложны для меня.