Организация физической активности детей в условиях дошкольного учреждения с учетом национально-регионального компонента

Разделы: Работа с дошкольниками


В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка.

Во время занятий оздоровительной физической культуры важно удовлетворение естественной потребности детей в движении. При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к физическим упражнениям и подвижным играм.

Игры воспитывают в ребенке милосердие и память, впечатлительность и честность, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, координацию движений и осмысление их – словом, все, что составляет богатство человеческой личности.

В России игры называли забавами, развлечениями, потехами и даже утехами. Народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, необходимо разработать систему занятий, подвижных игр, упражнений.

В народные подвижные игры можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять в зависимости от ситуации. Народных подвижных игр существует великое множество. Они хороши еще и тем, что участник сам регулирует нагрузку в соответствии со своими возможностями. Именно отсутствие строго регламентированных правил, тактики обуславливает необязательность специальной спортивной подготовки, что позволяет привлекать к участию детей независимо от возрастных особенностей и уровня физической подготовки.

В наше неспокойное время, когда утрачены многие идеалы, свержены служившие целым поколениям идолы, люди возвращаются к общечеловеческим ценностям, заложенным в культуре и традиции народа.

Народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий должны служить для укрепления здоровья детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельствам, они способны не только физически развивать детей, сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять и осознать менталитет того или иного народа.

Итак, народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Их содержание понятно детям различного возраста и ребенок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, что помогает ему духовно и физически развиваться.

Физическая активность детей в нашем учреждении организуется с учетом национально – регионального компонента.

Исходя из этого были определены следующие задачи:

  • развитие двигательных качеств, таких как ловкость, быстрота движений, гибкость, используя подвижные игры народов Сибири;
  • учить детей самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения.

Для максимального достижения задач были выделены пути их реализации:

  • улучшение условий работы путем сбора информации об обычаях и традиция народов Сибири, пополнения картотеки подвижны игр народов Сибири и атрибутов для них;
  • работа с педагогическим персоналом через проведение бесед и консультаций;
  • в работе с родителями было проведено анкетирование на выявление знаний о народах нашего региона, их обычая и играх, после чего им были предложены беседы по истории семьи у народов Сибири, оформлены папки-передвижки такие, как “Играйте с детьми”, “Подвижные игры народов Сибири”;
  • включение в физкультурные занятия народных подвижных игр, а также проведение физкультурных досугов и развлечений в рамках ознакомления детей с подвижными играми народов Сибири.

Одним из них был физкультурный досуг “Встреча с белым Шаманом”

Целью этого развлечения было следующее:

  • учить детей играть активно и самостоятельно;
  • приучать в игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
  • способствовать формированию устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре народов родной страны;
  • создание эмоционально-положительной основы для развития патриотических чувств.

В ходе развлечения с детьми были проведены беседы о народах Сибири, об их играх, об основных занятиях коренного населения Сибири. Дети с большим удовольствием играли в подвижные игры: “Белый Шаман”, “Игра в мяч”, “Куропатки и охотники”, “Перетягивание на палках”, “Хейро”.

Практика показала, что народные игры являются эффективным средством формирования положительных взаимоотношений сверстников в группе детского сада. Они ценны и в педагогическом отношении, так как оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству, физически укрепляют детей.