Классный час — практикум "На пути к будущей профессии"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель занятия:

  • способствовать активизации процесса формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению,
  • дать представление о видах трудовой деятельности.

Задачи:

  • образовательные:
    • знакомство с различными типами профессий по видам деятельности,
    • овладение специальными терминами (профессия, специальность, должность, проф. проба);
  • развивающие
    • умение пользоваться справочной литературой, проспектами,
    • умение находить нужную информацию,
    • развитие логического, образного мышления, творческого воображения, речи, памяти;
  • воспитательные
    • формирование целеустремлённости, настойчивости, трудолюбия, волевых качеств.

Форма мероприятия – практикум.

Тип – личностно- и практико-ориентируемый.

Методы:

  • взаимодействия педагога и детей (инструктивный диалог, беседа);
  • воспитание личности в коллективе;
  • информационно-компьютерные технологии;
  • личностно-ориентированный подход;
  • элемент проектирования,
  • опора на знания и опыт детей.

Формы работы:

  • упражнение;
  • беседа;
  • практикум;
  • графическая наглядность;
  • дидактический материал;
  • “мозговой штурм”;
  • “мастер-класс”.

Виды деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • практическая;
  • теоретическая;
  • коллективная.

Ход занятия.

На доске – эпиграф и тема классного часа.

“Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой” (В. Г. Белинский)

Учащиеся образуют пять групп – представители пяти типов профессий (определяются по предварительной диагностике “Тест интересов и склонностей” по С.И.Вершинину).

- Ребята, назовите, пожалуйста, наиболее актуальные проблемы, вопросы для вас на сегодняшний день. Каким вопросом вы часто задаётесь? Что наиболее актуально для вашего возраста?

(в ходе беседы приходим к мнению – наиболее актуальную тему представляют проблемы с выбором профессии).

- Почему данный вопрос актуален для вас? ( т. к. жизнь диктует новые условия - рынок, конкуренция, высокие требования к человеку как специалисту, появление новых технологий во всех отраслях и сферах производства, поэтому необходимо получение качественного, престижного, востребованного образования).

- Поэтому сегодня на занятии определённая тема (указать на тему и эпиграф) и мы будем размышлять, упражняться, практиковаться, делиться знаниями, совершенствовать свои навыки.

- В мире существует около 40-50 тысяч различных профессий (в год появляется около 500 новых). Ваши ассоциации слова “профессия” (успех, интерес, любимая работа, зарплата, труд…)

- Как вы думаете, из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова формула правильного выбора?

(на доске вырисовывается формула “хочу-могу-надо” с зоной оптимального выбора)

Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов). Поэтому на прошлом занятии при помощи тестирования мы определили ваши склонности и интересы по пяти типам профессий: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек.(В каждой группе озвучивается тип профессии, к которому они отнесены по результатам диагностики).

- Представьте, что вы – представители данных типов профессий. За 1 минуту, посовещавшись в группе: определить, назвать характерные черты вашего типа профессий, какие качества необходимы для этих профессий, что должен уметь специалист и назвать примеры профессий.

(практическая работа в сопровождении музыки, по итогам работы – соответствующая беседа)

- До сих пор мы оперировали только одним термином – “профессия”, но есть и такие понятия как “специальность”, “должность”. Давайте определим что они означают? Какое понятие шире, что является частью чего?

  • профессия – это род трудовой деятельности;
  • специальность – это вид занятия в рамках одной профессии;
  • должность – это круг обязанностей, возложенных на определённого человека, обязательных для исполнения. Например: учитель-профессия, биология-специальность, директор-должность.

Практическая работа: определить в своих группах по типам профессию, специальность, должность.

- Вопрос на “засыпку”: дворник, уборщица, Президент – это профессии, специальности или должности? (ответы детей)

- Итак, предположим, вами выбрана профессия, специальность. Вопрос: где и как её получить? Вы должны владеть соответствующей информацией, для этого необходимо умение пользоваться справочной литературой, буклетами, проспектами. Практическая работа: при помощи справочников, проспектов, буклетов определить по вашей выбранной специальности: город, ВУЗ или СУЗ, вступительные экзамены, продолжительность, условия обучения, специфические особенности профессии, медицинские противопоказания, чтобы познакомиться и овладеть данной специальностью.

(практическая работа с информацией, литературой , по окончании – озвучивание полученной информации).

- У нас получилась мини-профессиограмма по данной специальности, т. е. краткая характеристика профессии. К данной информации можно добавить ещё знание личных качеств, советы психолога.

- А теперь попробуйте по готовой профессиограмме определить – о какой профессии идёт речь? (см. задание в журнале “Классный руководитель” №2 2003 год, стр.56)

- Попробуйте по загадкам-сенквей определить – о какой группе профессий идёт речь? Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:

1-я строка – название синквейна,

2-я строка – два прилагательных,

3-я строка – три глагола,

4-я строка – фраза на тему синквейна, характерная особенность профессии,

5-я строка – существительное.

Участники угадывают загаданную профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался.

Фрагменты синквейнов:

Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист-бухгалтер)

Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создаёт.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер-художник)

Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить
(механик-инженер).

Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь-милиционер)

- Прежде чем точно определиться с профессией , надо попробовать её “ на вкус”, попрактиковаться в ней по возможности, т. е. провести так называемые профессиональные пробы. Каким образом в наших условиях можно получить или провести профпробу?

Примеры профессиональных проб: элективные курсы, факультативы, экскурсии..

(демонстрация видеокадров экскурсии и профпробы в аптеке,

“мастер-класс” представителя косметологической фирмы ).

- Профессий, специальностей на свете очень много, порой даже одну и ту же профессию можно отнести к разным типам, а бывает так, что вроде профессии разные, далёкие друг от друга но есть в них какие-то общие черты. Задание: задаю пару профессий, надо определить что между ними общего (задание на мышление):

медсестра – токарь (у обоих имеются орудия труда, спец. одежда, техническое оборудование);

учитель математики – спортивный тренер (оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результата);

бухгалтер – слесарь (руководство расчётами, инструкцией);

архитектор – композитор (творчество, полёт фантазии).

- А теперь окунёмся в ваше детство, когда все вы мечтали кем-то стать, родители, воспитатели читали вам про космонавтов, дядю Стёпу-милиционера, Айболита… А вот не менее известное стихотворение Дж. Родари “Чем пахнут ремёсла?” Задание: дополнить строчку, где говорится о характерном запахе профессии, но в рифму.

(работа со стихотворением)

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

-А теперь несколько фотофрагментов из прошлой жизни одного из бывших классов нашей школы. Эти ребята представляли себя в роли специалистов различных профессий. Определите их.

(работа с фотографиями)

- Наше занятие подходит к концу, я думаю, что сегодня вы получили определённый багаж знаний, сделали выбор или ещё размышляете по поводу определения профессии. Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета:

зелёный-не определился

жёлтый-сомневающийся

красный-определился с выбором.

Далее при помощи этих карточек на доске выстраивается цветовой график (три столбца). В результате будет наглядно виден выбор класса в целом (определившимся ребятам – аплодисменты).

Рефлексия.

- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?

-Что было важным, наиболее интересным?

- Наиболее эффективные формы работы по данной теме?

- Какие выводы сделали для себя?

Раздача памяток-советов по выбору профессии.

Используемая литература:

  1. журнал “Классный руководитель” №2 2003 г.
  2. Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
  3. Москва “ВАКО” 2005.
  4. Селевко Г.К. Найди себя. Москва “Народное образование”, 2006 г.
  5. Газета “Школьный психолог” №17 2006 г.