Цель занятия:
- способствовать активизации процесса формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению,
- дать представление о видах трудовой деятельности.
Задачи:
- образовательные:
- знакомство с различными типами профессий по видам деятельности,
- овладение специальными терминами (профессия, специальность, должность, проф. проба);
- развивающие
- умение пользоваться справочной литературой, проспектами,
- умение находить нужную информацию,
- развитие логического, образного мышления, творческого воображения, речи, памяти;
- воспитательные
- формирование целеустремлённости, настойчивости, трудолюбия, волевых качеств.
Форма мероприятия – практикум.
Тип – личностно- и практико-ориентируемый.
Методы:
- взаимодействия педагога и детей (инструктивный диалог, беседа);
- воспитание личности в коллективе;
- информационно-компьютерные технологии;
- личностно-ориентированный подход;
- элемент проектирования,
- опора на знания и опыт детей.
Формы работы:
- упражнение;
- беседа;
- практикум;
- графическая наглядность;
- дидактический материал;
- “мозговой штурм”;
- “мастер-класс”.
Виды деятельности:
- групповая;
- индивидуальная;
- практическая;
- теоретическая;
- коллективная.
Ход занятия.
На доске – эпиграф и тема классного часа.
“Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собой” (В. Г. Белинский)
Учащиеся образуют пять групп – представители пяти типов профессий (определяются по предварительной диагностике “Тест интересов и склонностей” по С.И.Вершинину).
- Ребята, назовите, пожалуйста, наиболее актуальные проблемы, вопросы для вас на сегодняшний день. Каким вопросом вы часто задаётесь? Что наиболее актуально для вашего возраста?
(в ходе беседы приходим к мнению – наиболее актуальную тему представляют проблемы с выбором профессии).
- Почему данный вопрос актуален для вас? ( т. к. жизнь диктует новые условия - рынок, конкуренция, высокие требования к человеку как специалисту, появление новых технологий во всех отраслях и сферах производства, поэтому необходимо получение качественного, престижного, востребованного образования).
- Поэтому сегодня на занятии определённая тема (указать на тему и эпиграф) и мы будем размышлять, упражняться, практиковаться, делиться знаниями, совершенствовать свои навыки.
- В мире существует около 40-50 тысяч различных профессий (в год появляется около 500 новых). Ваши ассоциации слова “профессия” (успех, интерес, любимая работа, зарплата, труд…)
- Как вы думаете, из каких факторов складывается выбор профессии? Что необходимо учитывать при выборе профессии? Какова формула правильного выбора?
(на доске вырисовывается формула “хочу-могу-надо” с зоной оптимального выбора)
Как можно определить свои возможности, потенциал, способности, склонности? (при помощи диагностических методов). Поэтому на прошлом занятии при помощи тестирования мы определили ваши склонности и интересы по пяти типам профессий: человек-знак, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ, человек-человек.(В каждой группе озвучивается тип профессии, к которому они отнесены по результатам диагностики).
- Представьте, что вы – представители данных типов профессий. За 1 минуту, посовещавшись в группе: определить, назвать характерные черты вашего типа профессий, какие качества необходимы для этих профессий, что должен уметь специалист и назвать примеры профессий.
(практическая работа в сопровождении музыки, по итогам работы – соответствующая беседа)
- До сих пор мы оперировали только одним термином – “профессия”, но есть и такие понятия как “специальность”, “должность”. Давайте определим что они означают? Какое понятие шире, что является частью чего?
- профессия – это род трудовой деятельности;
- специальность – это вид занятия в рамках одной профессии;
- должность – это круг обязанностей, возложенных на определённого человека, обязательных для исполнения. Например: учитель-профессия, биология-специальность, директор-должность.
Практическая работа: определить в своих группах по типам профессию, специальность, должность.
- Вопрос на “засыпку”: дворник, уборщица, Президент – это профессии, специальности или должности? (ответы детей)
- Итак, предположим, вами выбрана профессия, специальность. Вопрос: где и как её получить? Вы должны владеть соответствующей информацией, для этого необходимо умение пользоваться справочной литературой, буклетами, проспектами. Практическая работа: при помощи справочников, проспектов, буклетов определить по вашей выбранной специальности: город, ВУЗ или СУЗ, вступительные экзамены, продолжительность, условия обучения, специфические особенности профессии, медицинские противопоказания, чтобы познакомиться и овладеть данной специальностью.
(практическая работа с информацией, литературой , по окончании – озвучивание полученной информации).
- У нас получилась мини-профессиограмма по данной специальности, т. е. краткая характеристика профессии. К данной информации можно добавить ещё знание личных качеств, советы психолога.
- А теперь попробуйте по готовой профессиограмме определить – о какой профессии идёт речь? (см. задание в журнале “Классный руководитель” №2 2003 год, стр.56)
- Попробуйте по загадкам-сенквей определить – о какой группе профессий идёт речь? Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка – название синквейна,
2-я строка – два прилагательных,
3-я строка – три глагола,
4-я строка – фраза на тему синквейна, характерная особенность профессии,
5-я строка – существительное.
Участники угадывают загаданную профессию и определяют ассоциации, которыми он пользовался.
Фрагменты синквейнов:
Считающий, ответственный.
Учитывает, осваивает, исполняет.
Сохраняет средства для предприятия.
(экономист-бухгалтер)Многогранный, экстравагантный.
Творит, украшает, создаёт.
Всегда неповторимый результат труда.
(дизайнер-художник)Разбирающийся, предприимчивый.
Чертит, конструирует, внедряет.
Может обслуживать технику и руководить
(механик-инженер).Бдительный, бесстрашный.
Контактирует, организовывает, отвечает.
Награждают, присваивая внеочередное звание.
(следователь-милиционер)
- Прежде чем точно определиться с профессией , надо попробовать её “ на вкус”, попрактиковаться в ней по возможности, т. е. провести так называемые профессиональные пробы. Каким образом в наших условиях можно получить или провести профпробу?
Примеры профессиональных проб: элективные курсы, факультативы, экскурсии..
(демонстрация видеокадров экскурсии и профпробы в аптеке,
“мастер-класс” представителя косметологической фирмы ).
- Профессий, специальностей на свете очень много, порой даже одну и ту же профессию можно отнести к разным типам, а бывает так, что вроде профессии разные, далёкие друг от друга но есть в них какие-то общие черты. Задание: задаю пару профессий, надо определить что между ними общего (задание на мышление):
медсестра – токарь (у обоих имеются орудия труда, спец. одежда, техническое оборудование);
учитель математики – спортивный тренер (оба педагоги, должны обладать даром убеждения, уметь просчитывать комбинации достижения результата);
бухгалтер – слесарь (руководство расчётами, инструкцией);
архитектор – композитор (творчество, полёт фантазии).
- А теперь окунёмся в ваше детство, когда все вы мечтали кем-то стать, родители, воспитатели читали вам про космонавтов, дядю Стёпу-милиционера, Айболита… А вот не менее известное стихотворение Дж. Родари “Чем пахнут ремёсла?” Задание: дополнить строчку, где говорится о характерном запахе профессии, но в рифму.
(работа со стихотворением)
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идёшь мастерской -
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.Куртка шофёра
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.
Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате -
Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
-А теперь несколько фотофрагментов из прошлой жизни одного из бывших классов нашей школы. Эти ребята представляли себя в роли специалистов различных профессий. Определите их.
(работа с фотографиями)
- Наше занятие подходит к концу, я думаю, что сегодня вы получили определённый багаж знаний, сделали выбор или ещё размышляете по поводу определения профессии. Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете карточку соответствующего цвета:
зелёный-не определился
жёлтый-сомневающийся
красный-определился с выбором.
Далее при помощи этих карточек на доске выстраивается цветовой график (три столбца). В результате будет наглядно виден выбор класса в целом (определившимся ребятам – аплодисменты).
Рефлексия.
- Было ли полезным для вас сегодняшнее занятие?
-Что было важным, наиболее интересным?
- Наиболее эффективные формы работы по данной теме?
- Какие выводы сделали для себя?
Раздача памяток-советов по выбору профессии.
Используемая литература:
- журнал “Классный руководитель” №2 2003 г.
- Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
- Москва “ВАКО” 2005.
- Селевко Г.К. Найди себя. Москва “Народное образование”, 2006 г.
- Газета “Школьный психолог” №17 2006 г.