Цели:
- образовательная:
- экономическое ведение домашнего хозяйства;
- воспитательная:
- прививать эстетический вкус, чувство прекрасного, творческие наклонности учащихся;
- бережное отношение к своему здоровью;
- чувство коллективизма и взаимопомощи;
- развивающая:
- пространственное воображение.
Методы проведения занятия:
- беседа,
- самостоятельная работа под контролем учителя,
- объяснительно- иллюстрированный с поисковой ситуацией и проблемными решениями.
Материально- техническая база:
- видеоматериал,
- инструкционные карты,
- макеты домика и юрты,
- образцы тканей,
- репродукции картин,
- журналы по интерьеру,
- плакат “расположение кухонного оборудования”.
1. Организационная часть.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке, девочки, вы начнете знакомство с интерьером жилого дома. А более подробно остановимся на интерьере кухни- столовой.
2.2. Изложение нового материала.
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что каждой хозяйке хочется оборудовать свою квартиру таким образом, чтобы она выглядела по- особому, отличалась от жилья всех знакомых и друзей, чтобы предметы обстановки не просто выполняли свое прямое предназначение, но и отражали её эстетический вкус.
Давайте вначале нашего разговора заглянем в историю развития жилого интерьера, т.к. она не просто поучительна – она интересна.
Убранством своего жилища человек начал заниматься в те далекие времена, когда ощутил над своей головой крышу.
Даже наскальные изображения в пещерах – уже своеобразные украшения, хотя, быть может, это и не приходило людям в голову.
И что любопытно: пространство, перекрываемое крышей, всегда казалось недостаточным. Естественно, у человека возникло стремление устроиться в нем как можно удобнее, чтобы не ощущать этой стесненности.
Рациональное начало в организации жизни дома просматривается с древнейших времён и буквально у всех народов, хотя, разумеется, конкретные условия жизни всякий раз по - своему отражались в устройстве быта.
Весь уклад нелегкой жизни запечатлён в архитектуре крестьянской избы русского севера. Удобно и красиво в горнице с широкими лавками по периметру стен и полками сверху – внизу спали, вверху хранили различную утварь. Продумано всё до мельчайших деталей – и ориентация избы ( с учётом преобладающих ветров), и планировка, и расположение печи, как своеобразного центра дома. Печь в условиях сурового климата становилась главным элементом жилища. Она обогревала и обсушивала, кормила и поила, спать укладывала на полатях. Недаром в сказках она служила для Иванушки даже средством передвижения…
Жаркий климат Средней Азии отразился в своеобразии глинобитного жилища с замкнутым внутренним двориком, за ночь копившим прохладу на целый день.
Башкирский народ, ведший кочевой образ жизни, имел быстро собирающиеся и разбирающиеся юрты, каркас которых покрывался войлоком, прекрасно защищающим от холода и тепла. Внутреннее убранство юрты разделялось на женскую и мужскую половины.
В хатах Закарпатья, в белорусских и русских избах мебель часто являлась не передвижной, а встроенной. Лавки, полати, лари и даже посудные шкафы часто “строились” вместе с самим домом. Так что не сегодня изобрели встроенную мебель – это традиционный тип благоустройства народного жилища.
Климат, особенности строительных материалов и образ жизни определяли в жилище каждого народа свой неповторимый цветовой колорит. Янтарный цвет стен в русской рубленой избе; цветовое богатство молдавского дома, контраст глинобитных стен и пёстрых ковров в узбекском доме.
Так что в понимании рациональности, в художественном подходе человека к своему жилищу история и сегодня может нам во многом помочь.
С возникновением классов становятся заметны социальные различия в подходе к устройству жилища. Сравним хотя бы скромное жилище мелкопоместных дворян Лариных с поразившими Татьяну чертогами богатой онегинской родни:
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пёстрых изразцах.
Заглядывая в историю, в поле нашего зрения одновременно оказывается всё, что издавна определяло связи интерьера с образом жизни людей, самой сущностью их бытия. Вспомним картины великих мастеров живописи; интерьер в них всегда дополняет образы людей своего времени, класса и сословия.
Вот знаменитый “ Завтрак аристократа” П. Федотова: мебель красного дерева, большой ковёр на полу, глубокое “вольтеровское кресло” c хозяином, употребляющим более чем скромный завтрак (ломоть хлеба и кусок колбасы, стыдливо прикрытые книгой от нескромного взора нечаянного посетителя). Может быть, это действительно непутевый потомок некогда богатого, а теперь пришедшего в упадок, дворянского рода? Или молодой лоботряс в атласном утреннем одеянии только выдаёт себя за обедневшего отпрыска аристократического семейства? Убранство интерьера даёт для этого кое – какие основания. Маленький кабинетик, узенькая лесенка ведёт почему – то за шкаф (уж не там ли уголок для кровати), картины в небогатых рамах, скромная лампа вместо обычных в аристократическом доме позолоченных канделябров. Во всяком случае, “ аристократом духа” никак не назовёшь этого испуганного неожиданным визитом молодого человека.
А вот интерьер комнаты в репинской картине “ Не ждали”: голые деревянные полы, разномастная мебель, дешёвые стулья, старенькое кресло для одетой в траур матери. Но при всей бедности обстановки художник точно передаёт подлинную духовность интересов интеллигентов из разночинцев – скромное пианино, портреты Некрасова и Шевченко на стене, занимающиеся за столом гимназист с сестрой…
В обоих обстановка комнаты отражает духовную сущность обитателей.
История интерьера – это длинный, сложный и противоречивый путь развития. И очень хорошо, если в таком выразительном, нестандартном интерьере все предметы сгармонированы между собой и достигнута целостность его оборудования.
Так знание истории жилища даёт полезный материал для размышлений над нашим сегодняшним интерьером.
2.3. Квартира, дом – это место, где человек отдыхает, живёт. Здесь он может помечтать, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями. Для всего этого должен быть соответствующий интерьер жилища.
Вопрос: Я сегодня уже достаточно часто употребляла слово интерьер. Давайте вместе попробуем дать определение этому термину.
Интерьер квартиры – это её внутреннее пространство, определённым образом организованное и благоустроенное.
Вопрос: А какими же средствами можно благоустроить интерьер квартиры?
Основными средствами благоустройства квартиры являются: меблировка, отделка, оборудование, освещение, оснащение бытовыми приборами.
Мы любим наш дом и хотим, чтобы он был гостеприимным, иными словами комфортным.
Вопрос: Какую квартиру, девочки, можно считать комфортной?
Необходимыми условиями комфортности жилища являются удобство и красота. Все элементы интерьера должны сочетаются друг с другом, а весь интерьер в целом – быть законченным и выразительным.
2.4. Сегодня на уроке благоустройство квартиры начнем с самого древнего и самого сложного функционального узла нашей квартиры, кухни – столовой. В кухне, какой бы по размеру она ни была, существует своя аура, располагающая к неcпешной беседе, разговору по душам. Это всегда самая востребованная зона в квартире, где семья проводит больше всего времени, поэтому её интерьеру в современной квартире отводится большое значение.
Прежде чем приступить к созданию интерьера того или иного помещения, следует ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к нему, Итак, рассмотрим требования, предъявляемые к кухне.
Размещение кухонного оборудования.
Из всех видов работ, выполняемых на кухне – столовой, самой важной, требующей наибольшего времени и сил, является приготовление пищи.
По статистике женщина ежедневно “ наматывает” на кухне несколько километров, проводя здесь около трёх рабочих дней в неделю. Марафонские женские забеги можно сократить, если удобно разместить кухонное оборудование, создать рабочее место, где всё находится у хозяйки под рукой.
Мебель на кухне должна размещаться с учётом того, что любая пища готовится в определённом порядке: холодильник – мойка – рабочий стол – плита – сервировочный стол. Рекомендуется, чтобы все элементы оборудования устанавливались вплотную в целях экономии площади.
Настенные шкафы используются обычно для хранения сухих бакалейных продуктов и для размещения мелкой посуды.
Кухня приобретает законченный вид с появлением в ней обеденного стола, нескольких стульев или небольшого узенького диванчика. При этом необходимо предусмотреть пространство для пользования оборудованием, для проходов и размещение людей за столом.
В зависимости от планировки кухни и её размеров оборудование может располагаться в один ряд, под углом или в 2 ряда
А сейчас, девочки, представьте себя в роли дизайнера. К вам поступило от частных лиц сразу три заказа на размещение оборудования кухни. Каждая из них имеет индивидуальные размеры: прямоугольную, квадратную и
вытянутую. А окно и двери располагаются практически одинаково. Ваша задача схематично на плане показать размещение однорядного, двухрядного и углового оборудования, а также, место расположение обеденной зоны. Свой выбор необходимо обосновать.
Практическая работа: учащиеся коллективно планируют размещение оборудования.
Анализ и подведение итогов практической работы.
Однорядное размещение кухонного оборудования, вдоль одной из стен, является наиболее удобным. Это облегчит работу хозяйки, избавит её от лишних переходов и поворотов, позволит следить за всеми протекающими операциями.
Если позволяет планировка кухни, оборудование может быть размещено у двух смежных взаимно перпендикулярных стен под углом.
При удлиненном помещении кухни оборудование можно разместить вдоль двух противоположных стен. Но и в этом случае мойку, рабочий стол- шкаф и плиту рекомендуется размещать вдоль одной стены. (Приложение 1).
Отделка кухни.
С размещением оборудования разобрались, поговорим о таком немаловажном требовании – отделке.
Отделка кухни должна быть рассчитана на влажную периодическую уборку.
Для отделки стен современное направление моды предлагает моющие обои, обои под покраску, различные стеновые панели, обладающие хорошими гигиеническими свойствами.
Участок стены между напольными и настенными шкафами рекомендуется облицевать материалами, обладающими повышенной прочностью – глазированными керамическими плитками, специальными влагостойкими панелями.
Для полов рекомендуются покрытия, которые легко содержать в чистоте: линолеум, половая плитка, ламинит.
Немаловажную роль в создании комфорта квартиры играет цветовое решение. Известно, комната может произвести впечатление светлой, тёплой, солнечной или холодной, мрачной и унылой. Цвет не только оптически изменяет пропорции помещения ( темный – уменьшает, светлый- увеличивает), он обладает свойством радовать и печалить, раздражать и успокаивать, утомлять и повышать работоспособность.
Так, красный цвет – возбуждает, жёлтый – стимулирует зрение, успокаивает нервную систему, зеленый – дает ощущение уюта, голубой – успокаивающий, фиолетовый – усиливает тревожное настроение.
Для цветового оформления квартир всё чаще используют теорию времён года. По этой теории, если окна кухни выходят на юг, то помещение можно выполнить в стиле “ Зима”, а если на север – в весеннем или летнем стиле.
Вопрос: Посмотрите, девочки, на эти фотографии. Здесь представлены все три стиля. Попробуйте определить: к какому стилю принадлежит каждая кухня.
“Зима” характеризуется жестким контрастом: цвет стен, пола и потолка – это сочетание белого и чёрного. Акцент делается на яркие цвета: красный, жёлтый, синий. В такой цветовой гамме могут быть выполнены мебель, наборы посуды, оформлены окна. Стиль “Зима” диктует подчёркнуто строгие формы, для отделки используются зеркала, стекло, металлы. Дерево в данном случае исключается.
“Лето” - стиль элегантности. Стены, потолок и пол выполняются в серебристо- серых, зеленоватых и бежево- голубых тонах. Акцент делается на голубой, малиновый и шоколадный цвета.
“Весна” - стиль “радостное настроение”. Для оформления стен, пола и потолка используются мягкие, тёплые тона. Акцент делается на цвета майской зелени, первых полевых цветов.
Большую роль в интерьере кухни играют занавеси.
При выборе видов занавесей и способа их навешивания необходимо учитывать многофункциональность этого помещения и микроклимат (повышенная температура, влажность, испарения). Для оконных занавесок лучше использовать льняную и синтетическую ткани, за которыми легко ухаживать.
Вопрос: Чем же нужно руководствоваться при цветовом решении занавесей? Давайте попробуем оформить окна этих двух непохожих друг на друга кухонь.
Практическая работа: подбор тканей для оформления окон.
Для кухни с одноцветными шкафами и стенами рекомендуется ткань с небольшим рисунком. И наоборот, для обстановки с яркими цветовыми контрастами лучше соответствуют нейтральные цвета занавесей.
Длина занавесок может соответствовать высоте оконного проема, закрывать полностью или его часть.
Для того, чтобы кухня стала уютной используют различные декоративные приемы.
Вопрос: Какие, девочки, элементы декора могут украсить кухню?
На стенах можно разместить декоративные тарелки, разделочные доски или прихватки. Уместно поместить на кухне утварь, подобранную в одной цветовой гамме, картины и, конечно, цветы. Скатерть, салфетки создают также уют и тепло.
Освещение кухни.
Еще одним требованием, предъявляемым к кухне, является ее освещение. Не только форма светильников, но и правильное их размещение имеет значение в создании приятной обстановки в квартире.
Организация освещения кухни, как правило, зависит от ее размера. В небольшой кухне роль основного светильника выполняет светильник общего освещения потолочного типа. Для местного освещения рабочей поверхности стола удобно использовать специальные светильники под навесными кухонными шкафчиками.
Кстати, яркий свет возбуждает аппетит.
Санитарно-гигиенические требования.
И последнее, очень важное требование к кухне – это ее санитарное состояние. Еще в 1759 году Ломоносов писал: “Чистоту соблюдать должно при столе, содержании книг, постели и платья. Кто внешним видом ведет себя гадко, тот показывает не только леность, но и подлые нравы”. С одной стороны, сказано довольно резко! А с другой…Соблюдая чистоту от случая к случаю, можно гостеприимно открыть двери своих жилищ будущим болезням.
Кухня – это особое помещение, требующее ежедневного поддержания чистоты. Предметом особой заботы является состояние воздуха в кухне. Для поддержания чистоты воздуха над плитой устанавливаются вентиляционные устройства.
Ухоженная и уютная кухня – это визитная карточка хозяйки. Перефразировав известное изречение: “Глаза – зеркало души”, можно сказать: “Кухня – зеркало квартиры”.
2.5. Закрепление вводного инструктажа.
Вот мы и познакомились с требованиями, предъявляемыми к кухне. А сейчас, девочки, я предлагаю посмотреть фрагменты передач “Квартирный вопрос” и “Школа ремонта”, где показаны варианты дизайна кухни-столовой.
Просмотр видеоматериала.
На примере видеосюжетов мы еще раз убедились, что кухня открывает неограниченные просторы для творческого самовыражения.
2.6. И последнее, если вы регулярно смотрите “Квартирный вопрос”, то в конце рекомендуется посетить страничку передачи в Интернете.
Заглянув в нее, вы найдете советы, вещи, рекомендации, используемые в передачах. Выберите заинтересовавшую вас тему, и перед вами откроется иллюстрированная информация о ней.
А также вы можете виртуально побродить по последнему проекту.
2.7. Выдача задания.
Итак, сегодня вы познакомились с планировкой оборудования, цветовым решением, отделочными материалами. Наступила пора перейти от слов к делу.
Вопрос: Вы не находите, девочки, что в нашем макетном домике пора делать ремонт?
А начнем мы его с кухни. Но прежде чем приступить к обдиранию обоев, выносу мебели, нужно продумать ее будущий облик. А для этого необходимо поработать над эскизом кухни.
Итак, эскизный проект! Не пугайтесь, речь пойдет не о сложных чертежах, а скорее о фиксации своих идей и мыслей. Работать вы будите парами, каждой из которых нужно будет выполнить один проект, соответствующий одной из теорий времен года.
Вам, девочки, на эскизе нужно показать место расположения оборудования, цветовое решение, оформление окна и, по возможности, элементы декора.
Задача перед вами нелегкая, но, пожалуй, самая творческая и увлекательная часть всей работы.
После завершения проекта, его нужно защитить. А затем мы вместе выберем тот из них, который посчитаем самым удачным.
Работу выполняем с использованием карандаша и мелков. В помощь я даю вам инструкционные карты с эскизами оформления окон и журналы по интерьеру.
На плане помещения я умышленно не обозначила место расположения окна. Выбор остается за вами, оставить его на прежнем месте или перенести на смежную стену.
3. Основная часть. Текущий инструктаж и упражнения.
3.1. Учащиеся делятся попарно и самостоятельно разрабатывают эскизный проект кухни-столовой.
3.2. Учитель совершает целевые обходы (проверка правильности выполнения приемов работы и правильность рабочей позы, исправление встречающихся ошибок).
3.3. Защита проектов учащимися.
Надо отметить, что каждый из созданных проектов, получился индивидуален, интересен и достоин воплощения, но все же нам предстоит остановиться лишь на одном из них.
Вопрос: Какой из эскизов, девочки, вам понравился больше всего? Какой из них вы считаете наиболее подходящим для нашего домика?
4 Заключительный инструктаж.
4.1Выдача домашнего задания.
Ну что ж, проект выбран, теперь предстоит выполнить его на макете. Этим мы и займемся на следующем уроке. Поэтому домашним заданием будет: сбор различных предметов, которые могут пригодиться для работы над макетом: плотный картон, кусочек пенопласта, лоскуты ткани, бусы, кусочки обоев и т.д.
4.2Сообщение оценок.