Цель:
- обобщать знания детей о правилах дорожного движения.
Задачи:
- Закреплять правила этичного и безопасного поведения в общественном транспорте: уступать места старым и пожилым людям, а также пассажирам с маленькими детьми, не есть, не шуметь, не драться, не кричать.
- Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
- Повторить и закрепить знания детей о сигналах и видах светофора и сигналах регулировщика.
- Повторить и закрепить правила безопасного поведения на улице: пешеходы ходят только по тротуару, по правой его стороне, машины только по проезжей части, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, отмеченном знаком “Пешеходный переход” и разметкой “зебра”, следуя сигналам светофора; на нерегулируемом светофором переходе необходимо посмотреть сначала направо, затем налево; на проезжей части и около дороги не играть.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать речь-доказательство.
- Развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам (загадки).
- Развивать умение выражать состояние персонажа с помощью мимики, жестов.
- Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.
- Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Необычно это занятие тем, что мы не будем получать знания, а будем выдерживать самый настоящий экзамен, т.е. проверять наши знания.
Дети тянут билеты по одному. Последовательность вытягивания билетов в произвольном порядке.
1.Билет.
Название: Загадки о транспорте.
Материал: Карточки с изображением транспорта
Задание: Детям необходимо отгадать загадки о транспорте.
Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок,
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять на месте не могу. (Велосипед)Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется. (Автомобиль)Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах,
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (Грузовик)Поднял к верху две руки,
Взял две жилы в кулаки,
Не автобус, не трамвай,
Что такое, отгадай. (Троллейбус)Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма,
Ходят красные дома
По прямым, стальным дорожкам. (Трамвай)Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина,
Красный свет над головой
Белая кабина. (Скорая помощь)Много есть машин спецслужбы,
Должен жить ты с ними в дружбе,
Все они - помощники твои,
Даже строгая из них. (Милиция)
2. Билет.
Название: Мы – пассажиры.
Материал: Иллюстрация, на которой изображена ситуация в салоне автобуса (несколько пассажиров нарушают правила поведения в общественном транспорте, несколько пассажиров с непрорисованными лицами)), фломастер, атрибуты для сценки.
Предварительная работа: заучивание стиха, драматизация стихотворения.
Задание:
А) Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображенную ситуацию. Обращает внимание, что у некоторых пассажиров лица не прорисованы и задает вопрос: “Как каждый из пассажиров реагирует на поведение детей? Кто обрадовался и улыбнулся, а кто огорчился или разозлился? Докажите это, называя правило поведения в общественном транспорте”. Дети отвечают, а воспитатель рисует разные выражения лица на нужных местах.
Б) Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и показать домашнюю заготовку – сценку о правиле поведения в общественном транспорте: уступать пожилым людям места.
Дети показывают сценку по стихотворению “Одна рифма” Михалкова.
Шел трамвай десятый номер,
По бульварному кольцу,
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед,
И парнишке Николаю …
Ехать очень хорошо.Он сидит на лучшем месте,
Возле самого окна,
У него коньки под мышкой,
Он собрался на каток.Вдруг на пяток остановке,
Опираясь на клюку,
Еле бабушка влезает
В переполненный вагон.Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед,
Николай сидит, скучает,
Рядом бабушка стоит.Вот трамвай остановился
Возле самого катка.
Из трамвайного вагона
Вылезает паренек.На свободное местечко
Бабушка хотела сесть,
Оглянуться не успела …
Место занято другим.Паренечку Алексею
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте
Возвращается с катка.Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед,
Алексей сидит, скучает,
Рядом бабушка стоит.Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем хором:
“Старость нужно уважать!”
3. Билет.
Название: Знаки дорожные, совсем, совсем несложные.
Материал: Лото “Дорожные знаки”, карта-схема.
Задание:
А) Воспитатель: “В этом билете два задания. Первое задание в виде игры лото “Дорожные знаки”. Я буду называть дорожные знаки, вы будете находить у себя на карточках эти знаки и поднимать руку. Соревнование у нас будет: не кто первый закроет все карточки, а кто правильно все сделает”.
Дети играют в игру по типу лото “Дорожные знаки”.
Б) Воспитатель: “Слушайте второе задание. У меня в руках карта-схема. На ней изображены 3 дороги, в конце которых находятся домики разного цвета. Вам необходимо определить, в какой домик приедет автомобиль. Подсказка: обратите внимание на знаки, которые находятся на каждой дороге”.
Дети высказывают свое мнение и доказывают, почему они так думают.
4. Билет.
Название: Наш помощник светофор.
Материал: Карточки с изображением двух видов светофоров, сигнальные карточки: красного, желтого, зеленого цвета, листы бумаги на каждого ребенка с изображением ситуации на дороге, символичные сигналам светофора.
Предварительная работа: заучивание стихов.
Задание:
А) Воспитатель: Ответьте на вопрос: Какие вы знаете виды светофоров?
Дети: Светофор для транспорта и пешеходов, пешеходный светофор.
Воспитатель: Расскажите о них стихи.
Дети:
1. Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный,
На сигналы – погляди,
А потом – переходи.
Выполняй закон простой
Красный свет зажегся – стой,
Желтый свет – вниманье, жди,
На зеленый свет – иди!2. На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый – бравый часовой.Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
“Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить.Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
“Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!”Днем и ночью оба брата
Службу верную несут
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут.
Воспитатель: Теперь немного передохнем и поиграем в игру “Красный, желтый, зеленый”.
Воспитатель показывает сигнальную карточку, дети выполняют движение соответственно сигналу: на красный – стоят на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – топают ногами.
Б) Воспитатель раздает детям листы бумаги с изображением ситуации на дороге, символичные сигналам светофора. Дети должны раскрасить “глаз” светофора, который соответствует ситуации.
Например: в ситуации, когда машины стоят, а пешеходы переходят дорогу, необходимо раскрасить зеленый цветом “глазок” пешеходного светофора.
5. Билет.
Название: Азбука улиц, проспектов, дорог.
Материал: сигнальные карточки красного и зеленого цвета, рисунки детей, соответствующие стихам по правилам дорожного движения.
Предварительная работа: рисование картинок по правилам дорожного движения, заучивание стихов.
Задания:
А) Воспитатель: “В этом билете два задания. Первое задание в виде игры “Да-нет”. Я читаю высказывания, относящиеся к правилам дорожного движения. Вы при помощи двух сигнальных карточек отвечаете: правильно (зеленая карточка) и неправильно (красная карточка).
- Подойдя к дороге, остановись (да).
- На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом (нет).
- Прежде чем переходить дорогу посмотри налево, потом направо (да).
- Будь внимателен не только на проезжей части, но и на тротуаре (да).
- Если опаздываешь, можно быстро перебежать через дорогу (нет).
- На желтый сигнал светофора можно начинать переходить проезжую часть (нет).
- Двигаясь по тротуару, нужно придерживаться правой стороны (да).
- Запрещающие знаки – треугольной формы с красной каймой (нет).
- Нельзя цепляться за транспорт, даже если он едет медленно (да).
- За пределами города можно идти навстречу транспорту по проезжей части (да).
- Если долго нет транспорта, можно выйти на дорогу и посмотреть (нет).
- При входе в автобус нужно как можно быстрее занять место (нет).
- Если регулировщик стоит лицом или спиной к пешеходам, руки опущены – это означает “можно переходить дорогу” (нет).
- В транспорте можно громко разговаривать, если тебя плохо слышно (нет).
- Знак “Пешеходный переход”, означающий место перехода дороги – это знак треугольной формы в красной рамке (нет).
- Если на перекрестке стоит действующий светофор и на этом же перекрестке находится регулировщик, то нужно подчиняться сигналам регулировщика (да).
- Если регулировщик поднял руку вверх, это означает, что движение транспорта и пешеходов запрещается (да).
- Если уронил игрушку во время перехода проезжей части, то можно остановиться и поднять предмет (нет).
Б) Воспитатель: Во время второго задания мы должны открыть листы нашей самодельной Азбуки. Я буду показывать ваши рисунки с изображением ситуации на дороге, соответствующей какому-нибудь правилу дорожного движения, а вы будете называть правила и подкреплять эти правила стихами.
Стихи:
1. Там, где движутся машины,
Люди не должны ходить,
Потому что очень просто
Под машину угодить.
На улице такое место
Проезжей частью называется,
А по проезжей части людям
Ходить строжайше запрещается.2. Есть специальная разметка
“Зеброю” зовется метко -
Белые полоски тут
Через улицу ведут.
Чтоб дорогу перейти
Налево-направо сперва посмотри.3. Тротуар – для пешеходов,
Здесь машинам нет хода.4. Все будьте правилу верны
Держитесь правой стороны.5. На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.6. Милиционера пост
Очень важен и не прост.
И в снег, и в дождь,
В грозу, и бурю
Он на улице дежурит.
В конце занятия воспитатель (или приглашенные гости) подводят итоги.