Занятие "Правила дорожные, совсем-совсем несложные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • обобщать знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

  1. Закреплять правила этичного и безопасного поведения в общественном транспорте: уступать места старым и пожилым людям, а также пассажирам с маленькими детьми, не есть, не шуметь, не драться, не кричать.
  2. Закреплять умение различать и понимать значение некоторых дорожных знаков.
  3. Повторить и закрепить знания детей о сигналах и видах светофора и сигналах регулировщика.
  4. Повторить и закрепить правила безопасного поведения на улице: пешеходы ходят только по тротуару, по правой его стороне, машины только по проезжей части, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, отмеченном знаком “Пешеходный переход” и разметкой “зебра”, следуя сигналам светофора; на нерегулируемом светофором переходе необходимо посмотреть сначала направо, затем налево; на проезжей части и около дороги не играть.
  5. Развивать логическое мышление.
  6. Развивать речь-доказательство.
  7. Развивать умение узнавать виды наземного транспорта по различным признакам (загадки).
  8. Развивать умение выражать состояние персонажа с помощью мимики, жестов.
  9. Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им.
  10. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать, дополнять и исправлять ошибки своих товарищей.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Необычно это занятие тем, что мы не будем получать знания, а будем выдерживать самый настоящий экзамен, т.е. проверять наши знания.

Дети тянут билеты по одному. Последовательность вытягивания билетов в произвольном порядке.

1.Билет.

Название: Загадки о транспорте.

Материал: Карточки с изображением транспорта

Задание: Детям необходимо отгадать загадки о транспорте.

Бегу при помощи двух ног,
Пока сидит на мне ездок,
Мои рога в его руках,
А быстрота в его ногах.
Устойчив я лишь на бегу,
Стоять на месте не могу. (Велосипед)

Что за чудо этот дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Для этого коня еда –
Бензин, и масло, и вода
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется. (Автомобиль)

Силач на четырех ногах
В резиновых сапогах,
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (Грузовик)

Поднял к верху две руки,
Взял две жилы в кулаки,
Не автобус, не трамвай,
Что такое, отгадай. (Троллейбус)

Спозаранку за окошком,
Стук, и звон, и кутерьма,
Ходят красные дома
По прямым, стальным дорожкам. (Трамвай)

Несется и стреляет,
Ворчит скороговоркой,
Трамваю не угнаться
За этой тараторкой. (Мотоцикл)

Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина,
Красный свет над головой
Белая кабина. (Скорая помощь)

Много есть машин спецслужбы,
Должен жить ты с ними в дружбе,
Все они - помощники твои,
Даже строгая из них. (Милиция)

2. Билет.

Название: Мы – пассажиры.

Материал: Иллюстрация, на которой изображена ситуация в салоне автобуса (несколько пассажиров нарушают правила поведения в общественном транспорте, несколько пассажиров с непрорисованными лицами)), фломастер, атрибуты для сценки.

Предварительная работа: заучивание стиха, драматизация стихотворения.

Задание:

А) Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображенную ситуацию. Обращает внимание, что у некоторых пассажиров лица не прорисованы и задает вопрос: “Как каждый из пассажиров реагирует на поведение детей? Кто обрадовался и улыбнулся, а кто огорчился или разозлился? Докажите это, называя правило поведения в общественном транспорте”. Дети отвечают, а воспитатель рисует разные выражения лица на нужных местах.

Б) Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и показать домашнюю заготовку – сценку о правиле поведения в общественном транспорте: уступать пожилым людям места.

Дети показывают сценку по стихотворению “Одна рифма” Михалкова.

Шел трамвай десятый номер,
По бульварному кольцу,
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед,
И парнишке Николаю …
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте,
Возле самого окна,
У него коньки под мышкой,
Он собрался на каток.

Вдруг на пяток остановке,
Опираясь на клюку,
Еле бабушка влезает
В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед,
Николай сидит, скучает,
Рядом бабушка стоит.

Вот трамвай остановился
Возле самого катка.
Из трамвайного вагона
Вылезает паренек.

На свободное местечко
Бабушка хотела сесть,
Оглянуться не успела …
Место занято другим.

Паренечку Алексею
Ехать очень хорошо,
Он сидит на лучшем месте
Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед,
Алексей сидит, скучает,
Рядом бабушка стоит.

Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем хором:
“Старость нужно уважать!”

3. Билет.

Название: Знаки дорожные, совсем, совсем несложные.

Материал: Лото “Дорожные знаки”, карта-схема.

Задание:

А) Воспитатель: “В этом билете два задания. Первое задание в виде игры лото “Дорожные знаки”. Я буду называть дорожные знаки, вы будете находить у себя на карточках эти знаки и поднимать руку. Соревнование у нас будет: не кто первый закроет все карточки, а кто правильно все сделает”.

Дети играют в игру по типу лото “Дорожные знаки”.

Б) Воспитатель: “Слушайте второе задание. У меня в руках карта-схема. На ней изображены 3 дороги, в конце которых находятся домики разного цвета. Вам необходимо определить, в какой домик приедет автомобиль. Подсказка: обратите внимание на знаки, которые находятся на каждой дороге”.

Дети высказывают свое мнение и доказывают, почему они так думают.

4. Билет.

Название: Наш помощник светофор.

Материал: Карточки с изображением двух видов светофоров, сигнальные карточки: красного, желтого, зеленого цвета, листы бумаги на каждого ребенка с изображением ситуации на дороге, символичные сигналам светофора.

Предварительная работа: заучивание стихов.

Задание:

А) Воспитатель: Ответьте на вопрос: Какие вы знаете виды светофоров?

Дети: Светофор для транспорта и пешеходов, пешеходный светофор.

Воспитатель: Расскажите о них стихи.

Дети:

1. Различать ты должен ясно
Цвет зеленый, желтый, красный,
На сигналы – погляди,
А потом – переходи.
Выполняй закон простой
Красный свет зажегся – стой,
Желтый свет – вниманье, жди,
На зеленый свет – иди!

2. На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый – бравый часовой.

Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
“Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить.

Встал на пост зеленый братец,
Улыбаясь, говорит:
“Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!”

Днем и ночью оба брата
Службу верную несут
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут.

Воспитатель: Теперь немного передохнем и поиграем в игру “Красный, желтый, зеленый”.

Воспитатель показывает сигнальную карточку, дети выполняют движение соответственно сигналу: на красный – стоят на месте, на желтый – хлопают в ладоши, на зеленый – топают ногами.

Б) Воспитатель раздает детям листы бумаги с изображением ситуации на дороге, символичные сигналам светофора. Дети должны раскрасить “глаз” светофора, который соответствует ситуации.

Например: в ситуации, когда машины стоят, а пешеходы переходят дорогу, необходимо раскрасить зеленый цветом “глазок” пешеходного светофора.

5. Билет.

Название: Азбука улиц, проспектов, дорог.

Материал: сигнальные карточки красного и зеленого цвета, рисунки детей, соответствующие стихам по правилам дорожного движения.

Предварительная работа: рисование картинок по правилам дорожного движения, заучивание стихов.

Задания:

А) Воспитатель: “В этом билете два задания. Первое задание в виде игры “Да-нет”. Я читаю высказывания, относящиеся к правилам дорожного движения. Вы при помощи двух сигнальных карточек отвечаете: правильно (зеленая карточка) и неправильно (красная карточка).

  1. Подойдя к дороге, остановись (да).
  2. На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом (нет).
  3. Прежде чем переходить дорогу посмотри налево, потом направо (да).
  4. Будь внимателен не только на проезжей части, но и на тротуаре (да).
  5. Если опаздываешь, можно быстро перебежать через дорогу (нет).
  6. На желтый сигнал светофора можно начинать переходить проезжую часть (нет).
  7. Двигаясь по тротуару, нужно придерживаться правой стороны (да).
  8. Запрещающие знаки – треугольной формы с красной каймой (нет).
  9. Нельзя цепляться за транспорт, даже если он едет медленно (да).
  10. За пределами города можно идти навстречу транспорту по проезжей части (да).
  11. Если долго нет транспорта, можно выйти на дорогу и посмотреть (нет).
  12. При входе в автобус нужно как можно быстрее занять место (нет).
  13. Если регулировщик стоит лицом или спиной к пешеходам, руки опущены – это означает “можно переходить дорогу” (нет).
  14. В транспорте можно громко разговаривать, если тебя плохо слышно (нет).
  15. Знак “Пешеходный переход”, означающий место перехода дороги – это знак треугольной формы в красной рамке (нет).
  16. Если на перекрестке стоит действующий светофор и на этом же перекрестке находится регулировщик, то нужно подчиняться сигналам регулировщика (да).
  17. Если регулировщик поднял руку вверх, это означает, что движение транспорта и пешеходов запрещается (да).
  18. Если уронил игрушку во время перехода проезжей части, то можно остановиться и поднять предмет (нет).

Б) Воспитатель: Во время второго задания мы должны открыть листы нашей самодельной Азбуки. Я буду показывать ваши рисунки с изображением ситуации на дороге, соответствующей какому-нибудь правилу дорожного движения, а вы будете называть правила и подкреплять эти правила стихами.

Стихи:

1. Там, где движутся машины,
Люди не должны ходить,
Потому что очень просто
Под машину угодить.
На улице такое место
Проезжей частью называется,
А по проезжей части людям
Ходить строжайше запрещается.

2. Есть специальная разметка
“Зеброю” зовется метко -
Белые полоски тут
Через улицу ведут.
Чтоб дорогу перейти
Налево-направо сперва посмотри.

3. Тротуар – для пешеходов,
Здесь машинам нет хода.

4. Все будьте правилу верны
Держитесь правой стороны.

5. На проезжей части, дети,
Не играйте в игры эти.

6. Милиционера пост
Очень важен и не прост.
И в снег, и в дождь,
В грозу, и бурю
Он на улице дежурит.

В конце занятия воспитатель (или приглашенные гости) подводят итоги.