Проблема развития творческих способностей личности стала в настоящее время особенно актуальной. В педагогической практике в разных областях деятельности идет активный поиск методов, которые позволили бы открыть творческий потенциал каждого человека, предоставить возможность каждому развить творческие начала, проявить себя наиболее полно и активно. Основной причиной такого направления педагогики является представление о человеке как о творческой личности, самостоятельно определяющей свое место в жизни, свой путь, свое направление деятельности. Поэтому перед педагогикой сегодня, наряду с традиционными задачами передачи общественного опыта, знаний, выработанных предшествующими поколениями, встают задачи творческого развития личности, где каждый человек приобретает особую значимость и ценность, уникальность своего существования.
В последнее время в печати появляется множество публикаций педагогов-новаторов, учителей, психологов, работающих с детьми “группы риска”. (Журналы “Педагогика”, “Воспитание школьников”, “Искусство в школе”, “Классный руководитель”, “Народное образование”, “Домашнее воспитание”, “Развитие личности”, “Школьные технологии” и другие.)
Коррекционная педагогика предлагает альтернативные формы воспитательной работы. Но как работать с детьми с особой одаренностью? Как подойти к решению этой проблемы? Беседуя с классными руководителями, приходишь к выводу, что многие из них ошибочно полагают, что работать с такими детьми легко, дескать, коррекционники труднее поддаются воспитанию, а вот одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”. Прежде, чем рассказать о своем конкретном опыте работы с одаренными детьми, замечу, что для многих учителей одаренный ребенок – это успешный ученик (“отличник”). Приходилось наблюдать, как горе – педагоги, получив класс с успешно обучающимися детьми, через год – два теряли его, класс утрачивал статус гимназического, и дети расформировывались по другим классам своей параллели. Но есть, к счастью, и положительные примеры воспитательной работы, когда самый слабый из коррекционных классов к 8-ому году обучения становился одним из лучших в ряду выпускных. Хвала классному наставнику в лице его классного руководителя! Но такие примеры – всего лишь приятные исключения из правил.
Вернемся к сути вопроса: что же такое “одаренные” дети и что такое “одаренность”. Ученые называют одаренностью генетически обусловленную исключительность. По мнению многих из них, мозг человека с его способностью к творчеству – величайший дар природы, имеющийся у каждого. И этот дар, по-другому потенциал, следует развивать. Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей – Дж.Фензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.
Хочу поделиться своим опытом работы с одаренными детьми в СОШ№40 г. Астрахани в качестве учителя и классного руководителя. Класс, о котором хочу рассказать, был организован из детей, успешно обучающихся в начальной школе по системе профессора Занкова. Дети пришли в пятый класс из разных коллективов, поэтому возникла необходимость определить первоочередные задачи воспитания: во-первых, сплотить детей в единый прочный коллектив; во-вторых, определить место и роль каждого ученика в воспитательной системе класса;в-третьих, сохранить высокий уровень успеваемости. Подхватив традиции начальной школы: празднование Дней именинника, проведение классных Огоньков, – стала наблюдать за поведением детей в момент подготовки к этим мероприятиям. Кто-то отлично читает стихи, кто-то экспромтом сочиняет тексты для связки концертных номеров, кто-то прекрасно танцует, хорошо поет, кто-то умело играет себя в сценках из школьной жизни. Глядя на детей со стороны, радовалась их детской непосредственности. Мне, в прошлом актрисе драматического театра, не трудно было заметить театральные способности моих воспитанников. В силу своего возраста, они раскованны, и каждый второй чувствует себя гением. Поэтому возникли еще две важные задачи: не дать заболеть “звездной болезнью”, поддержать уровень и темп развития одаренности каждого воспитанника. В ходе решения этих задач определила цель: увлечь детей искусством театра, так как реализация этой программы, по моему глубокому убеждению, активизирует интерес школьников к разным видам искусства, улучшает психологическую атмосферу и в классе, и в школе, способствует формированию раскованного, общительного человека, владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, и главное – понимать услышанное, развивает фантазию, память, внимание, познавательные интересы детей, поднимает их на новый качественный уровень обучения по всем школьным дисциплинам. Возникла необходимость найти такие средства и формы воспитательной работы с классом, которые могли бы увлечь детей общностью интересов и повести их к вершинам успеха. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являлись различные виды деятельности. Я выбрала для своего класса, гордо носящего звание гимназического, такие виды деятельности, как игра, общение, творчество.
В 5-ом классе мы играли в театр. Обязанности актива класса распределили как в профессиональном учреждении искусства: главный режиссер, директор театра (классного коллектива), заведующая труппой, парикмахеры, костюмеры, заведующая музыкальной частью театра, реквизиторы, машинисты сцены и, конечно же, актеры. Такой широкий спектр деятельности дал мне возможность, как классному руководителю, занять всех детей без исключения в общественной жизни коллектива.
На следующий год (6-ой класс) наш коллектив стал Островом сокровищ, а его ученики – “золотыми монетками”. Почему “золотыми”? Да потому, что, по мнению детей, самое ценное – это жизнь, а ценность у детей ассоциируется не с бриллиантами, не с алмазами, а именно с золотом. Золото, по их мнению, – это их интеллект и, как следствие того, высокий рейтинг успеваемости. Государством стали управлять губернатор Острова, вице-губернатор, департаменты образования, здравоохранения, культуры, информации, физкультуры и спорта.
Растут дети – изменяются условия игры. Королевство знаний (7-ой класс), где правят король и королева, им помогают королевские советники, статс-дамы, главные церемониймейстеры, придворные танцоры и художники, хранители королевской грамоты (классного журнала) (пришлось с детьми обратиться к справочной литературе, окунуться в эпоху), превращается в Извилиноград (8-ой класс). Обоснование названия класса нашли благодаря лучшей успеваемости и дисциплинированности в своей возрастной параллели. Долго с ребятами решали, как назовем свой класс-государство, они предлагали варианты, бурно реагировали на каждое неподходящее, по их мнению, название, и вот – решение найдено. “ А давайте используем банк данных нашей “гениальности!? – предложил Сережа. – Всемирная история. Банк “Гениал!” Все единогласно одобрили его предложение. Для определения формы самоуправления в классе по принципу банковской системы обратились к родителям, работающим в банке, за схемой распределения обязанностей в данном учреждении. Поработали с ребятами над нею – и вот что получилось: жизнью в классе стали руководить президент банка, директор, управляющий банком (классным коллективом). Им помогали осуществлять руководство главный специалист по ценным бумагам (дневникам, журналу, тетрадям), ведущий экономист, экономисты 1,2,3 категорий (рядов в классе), главный бухгалтер, которые подсчитывали доходы и расходы (“5” и “4”) клиентов банка (учеников), программисты, юристы, свой заведующий хозяйством и охранники. Определили не только роли в этой большой системе управления, но и обязанности каждого члена коллектива. Например, программисты – это те дети, которые с пятого класса охотно принимали участие во всех классных и школьных праздниках и которые вошли в актерскую труппу нашего театра, они составляли культурную программу жизни класса: Огоньки, классные часы (их темы), встречи с интересными людьми, походы в театры, картинную галерею, консерваторию на органные концерты, в выставочные залы города, выезды на природу. Юристы помогали оформлять документацию (дневники учащихся), следили за сохранностью классного журнала. Охранники стерегли имущество в кабинете и помогали поддерживать его в рабочем состоянии, а если возникала необходимость, то прибегали к помощи молотка и отвертки. Ни для кого не секрет, что во многих школах кабинеты не всегда эксплуатируются по своему прямому назначению. Например, в кабинете русского языка могут проводиться уроки математики, физики, рисования. Поэтому деятельность охранников была очень необходимой. Часто ремонтировать парты им помогали папы.
Благоприятная для детей окружающая среда: тесное общение на уроках литературы, русского языка, этики, МХК и во внеурочное время, когда готовились к общешкольным коллективным делам и классным мероприятиям, – способствовала поддержанию развития одаренности моих подопечных. Искусство литературы, искусство театра. Я – учитель. Я – режиссер деятельности классного коллектива. Дети талантливы, образованны. Они охотно принимают условия игры. Дополняю программу по литературе произведениями, которые, на мой взгляд, более интересны моим воспитанникам, дают возможность развития души ребенка. Появляется замысел постановки литературного спектакля в конце учебного года. Дружно готовимся, распределяем роли, репетируем, подбираем музыку, создаем костюмы, придумываем оформление спектакля. И вновь заняты все. Наблюдая за поведением детей, вижу по блеску в их глазах, что это им интересно. Дети ждут репетиций, они стали как-то дружнее, сплоченнее. Начался процесс узнавания друг друга, определились дружеские симпатии, желание поддержать друг друга, появилось стремление показать себя, свои способности сверстникам из других классов.
Да, поначалу было трудно. Каждый день 5-6 уроков, дома ждут родители, надо готовить домашнее задание, но дети увлеклись творчеством, ярко проявилась их мотивация: возможность в неформальной обстановке показать свои таланты, самоутвердиться в коллективе сверстников. Открылись новые “звезды” (Глубокова Л., Попов С., Абдуллаева Э., Черникова М., Хусаинов Т.), которые стали любимцами класса и школы, потому что дети выросли из стен кабинета и вышли на театральную сцену родной школы.
Первый спектакль нашего класса “По страницам басен разных эпох” (5 класс) был подготовлен как экзаменационная работа по литературе. В нем были представлены басни Эзопа, сказки - басни Леонардо да Винчи, басни Лафонтена, И.Крылова, С.Михалкова, Ф.Кривина. За полгода до премьеры рассказала детям о своем замысле, предложила им самостоятельно выбрать для себя баснописца, чье творчество больше всего запомнилось, посоветовала распределиться по микрогруппам (их должно быть шесть), решить, кто будет историографом, кто – художником, кто – актерами, поставила перед детьми задачу: рассказать о “художнике слова” интересно, ярко, используя язык музыки, живописи, театра, танца, чтобы обогатить свой внутренний мир и поделиться этим сокровищем с друзьями. Дала время на раздумье. Одна из важных задач учителя- педагога – научить детей добывать знания, проявляя при этом максимум самостоятельности.
Прошло немного времени, и работа началась. Кто-то поначалу спасовал и обратился за помощью к взрослым. Папы и мамы стали помогать детям. Шел поиск и отбор нужного материала. Дети пошли в библиотеку, обратились к помощи компьютера. Одной девочке папа - художник нарисовал прекрасные иллюстрации к басням Лафонтена, другие рисунки дети делали сами, пусть не очень качественно, но сами, по своему видению, так, как подсказывало им собственное чутье будущего художника, не художника – в смысле живописца, а художника – творца своей личности, своего Я. Попросили с ребятами в ТЮЗе костюмы, познакомились с закулисной жизнью театра. Это было событие большой значимости в жизни многих из них. А кому-то костюм сшила мама, а кто-то обозначил характер своей роли реквизитом, сделанным из бумаги своими руками.
Если рассматривать задачу педагогики как “организацию творческих деяний”, позволяющих личности проявить себя, свои способности, то это обязательно вызовет и ответный процесс созидания и совершенствования самой личности, то есть повлечет за собой результат, когда “в творчестве созидается и сам творец”. Данный пример работы с классом – яркое тому подтверждение. Дети приносили из дому все, что они считали необходимым для будущего спектакля: искусственные и живые лианы, цветы, подсвечники, парики, красивую скатерть (конечно же, с разрешения мамы), веер, шкатулку, настоящий лисий хвост, ласты, бижутерию, даже кенара и попугайчика. Все были активно включены в процесс взаимодействия. Класс из разрозненных мальчиков и девочек постепенно стал превращаться в некий живой организм по имени коллектив. Коллектив единомышленников. Вы спросите: “Зачем такие сложности, дети и так загружены уроками?”. Отвечу: “Не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом возрасте и станет ли выдающимся специалистом театра, важно определить темп развития ребенка, который ему доступен, и найти педагогические возможности для поддержания уровня и темпа его одаренности, важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста. Подтверждением моих слов является тот факт, что в 9 классе дети уже самостоятельно отсняли видеофильм о рыцарях и рыцарстве Средневековья. Это была их экзаменационная работа по МХК. На следующий год (6-ой класс) подготовили другой литературный спектакль – “Путешествие по любимым страницам русской классики”, в который вошли произведения от мифов и драматургии Древней Греции (“Антигона” Софокла) до современной литературы (“Уроки французского” В.Распутина).
Мои “золотые монетки” стали взрослее, зажглись еще новые “звезды” на небосклоне 6 класса Г: Захарова О., Манцурова О., Малахова К., Абдуразакова Я.
Потом началось “восхождение к вершинам славы”. Готовили танцы к общешкольным концертам, участвовали в игре “Зов джунглей”, команду представили миниспектаклем, чем запомнились соперникам и членам жюри. Принимали участие в школьных и районных конкурсах чтецов, в предметных неделях показали себя как класс с театральными способностями, призовые места были наши. Не забывали и об успеваемости: успешность обучения на уроках и высокая результативность на районных и городских олимпиадах по русскому языку, математике, химии, биологии (1,2,3 места), “отличники” в конце учебного года и без “3” почти весь класс. Традиционное родительское собрание по итогам года проводили вместе с детьми, готовили по этому случаю праздничный концерт для родителей, ведь не каждый из родителей мог видеть наши спектакли и знать о талантливости своего ребенка.
И к третьему году обучения (7-ой класс), в юбилейный год А.С.Пушкина, когда возник вопрос об участии в областном телевизионном фестивале “Золотой ключик”, мы объединились в театральную группу, название которой подбирали все вместе и единогласно решили назвать свое дружеское объединение “Гармония”. Почему “Гармония”? Да потому, что родился театр, а театр, как известно, искусство синтетическое, и актер должен быть гармонично развитым человеком. Поэтому мы поем, придумываем танцы и сами их танцуем, участвуем во всех конкурсах чтецов, сами сочиняем стихи (на конкурсы сочинений об Астрахани, для КВНов, именинникам, на уроках литературы, МХК), придумываем сценарии для будущих выступлений, печатаем свои статьи о жизни класса на страницах школьной газеты “Сороконожка”. В этом же году появилась статья в местной газете “Горожанин” о жизни класса “Пусть дружба продлится”. Конечно, заявка на участие в областном фестивале – это рискованный шаг, но мы решили стремиться к большему, не останавливаться на достигнутом, расти. “Золотой ключик” – хорошая школа для одаренных детей.
Прекрасно подготовились к КВНу “Город мой родной”, отлично выступили, получили удовольствие от общения друг с другом.
Коллективное творческое дело еще крепче сплотило ребят, укрепилось чувство гордости за свой класс. Особую радость принес успех в районном смотре театральных коллективов: 2 место за спектакль по поэме А.С.Пушкина “Цыганы”. Играли спектакль на сцене консерватории при большой аудитории, в СОШ №5 (ныне лицей№3), в парке “Аркадия”. Этот вид деятельности принес много незабываемых минут.
Придумала еще один праздник для детей – поход на телевидение для съемки передачи о классе в телевизионной программе “Детский мир” на канале ТВ “Лотос”, где участники театральной группы давали свое первое в жизни телевизионное интервью, а я рассказывала о своих юных артистах, об их успехах в творчестве, о нашем спектакле. Дети рассказали, что для того, чтобы поставить танцы и придумать оформление спектакля, мы посетили музыкальный театр и послушали оперу Рахманинова “Алеко”. А затем мы показали свой спектакль “Цыганы”. Наблюдая за подготовкой тракта будущей передачи, ребята узнали много нового о таких профессиях, как звукооператор, ассистент режиссера, диктор, осветитель, журналист, то есть получили наглядную консультацию по профориентации.
Это далеко не полный список коллективных дел, которые принесли успех классу. Нельзя не сказать об участии в конкурсах газет-плакатов, в конкурсе авторских песен в честь юбилея школы. В фестивале народов Астраханской области “Венок Каспия” вновь доказали, что мы самые талантливые, самые дружные, самые организованные и самые образованные.
Мы – это театр “Гармония”, гармония ума и души. Еще одна победа, ситуация успеха – 1 место в районном конкурсе юных поэтов (Лопырева В. с былиной “Ой, во городе, во Астрахани”). А спектакль “Мы этой памяти верны”, который готовили к празднованию Дня победы, дал нам возможность общения с ветеранами Великой Отечественной, возможность сказать им своим спектаклем “Спасибо! Спасибо за счастье жить, учиться!”
Когда пожилые люди смотрели на сцену, они вспоминали свою военную молодость, минуты затишья перед боем, солдатский быт, и на их глазах появлялись слезы. А в финале спектакля, когда юные артисты запели знаменитую “Печурку”, старики поднялись со своих мест и запели с нами. Все: и взрослые, и дети – были до глубины души растроганы. Это были незабываемые минуты встречи двух поколений, поколений “отцов и детей”, минуты встречи с живой историей.
Появились традиции класса, которые начались с традиций школы. Каждый год мы проводили классный Огонек, посвященный Дню рождения школы: пели, танцевали, разыгрывали веселые миниатюры, проводили игры. Появилась традиция снимать видеокамерой все классные и школьные мероприятия, в которых принимали участие наши дети. Так появилась Видеолетопись класса. Мы вели и другую Летопись, в которую вносили с детьми записи о ярких событиях в жизни класса, приклеивали фотографии, грамоты и дипломы, полученные за участие в конкурсах, КВНах, олимпиадах. Цель этого КТД – дать возможность детям увидеть перспективы роста, взросления, удивиться дню вчерашнему. Мне думается, что память о школьных годах останется в сердце каждого ребенка. Хотелось бы, чтобы эта память была доброй, светлой. Но Летопись класса – это еще и материальная память. А потом это все равно игра, это творчество, ведь ученики, пишущие статьи в Летопись, в “Сороконожку” – в школьную газету, оттачивают свой писательский талант, умение владеть словом, отметить самое запоминающееся. Это еще одно коллективное творческое дело, которое сплачивает детей. На наших глазах рождаются поэты, писатели, каждому хочется отметиться на “скрижалях” истории родного класса, оставить на память свои стихи одноклассникам и учителям.
Стало традицией проводить в классе День именинника. Все хором поем величальную песню, желаем здоровья, вручаем от класса памятную открытку со стихами, изготовленную самими детьми. А именинник, счастливый от всеобщего к нему внимания, благодарит и одаривает всех конфетами.
Но, пожалуй, самая приятная традиция класса ? это выезд в конце каждого учебного года за город. Устраиваем праздник единения с родителями. Готовим завтрак и обед традиционно на костре. Дети проводят развлекательную программу, подвижные игры для себя и взрослых, и по тому, как ребята громко и весело распевают песни и смеются, можно судить, что праздник удался.
Конечно, чтобы получить хороший результат воспитательной работы, нужен постоянный контакт с родителями, нужно взаимопонимание, доверие к педагогу. Родители рады, что с их детьми занимаются делом, что у их детей определен досуг. И взрослые в свою очередь в знак благодарности оказывали помощь: предоставляли автобус для выезда в театр, на природу, приходили на наши выступления и помогали оформлять сцену, переодеваться детям во время представлений, снимали видеофильм о жизни класса, организовывали ремонт и благоустройство кабинета, проводили по моей просьбе классные часы о людях интересной судьбы (рассказывали о своей профессии), по вопросам полового воспитания и охраны жизнедеятельности. Благо, что в родительском коллективе были врачи, преподаватели музыки, английского языка. Говорю им за это: “Спасибо!”
Успех, доброта, игра, образование, комфорт, активность, творчество, здоровье – вот, по моему мнению, гарантия успеха выбранных мной средств и форм воспитательной работы с учащимися класса, с детьми с особой одаренностью. Критерии школы – удовлетворить маленьких людей результатами своего труда. Деятельная активность всех участников воспитательного процесса: школьников, педагогического коллектива, родителей – принесет успех. А успех – это наиболее эффективная реализация целей и задач воспитания подрастающего поколения. Важно, что для развития человека необходимо наличие постоянной системы стимулирующих и направляющих подкреплений, в роли которых выступает успех. Именно успех придает силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создает основу для формирования высокой самооценки.
Пришло время подвести итог работы с классом. Цели, которые определила в начале работы с классом, достигнуты. В полной мере, частично – судить не только мне. Но результат на лицо: класс по уровню своего развития и успешности обучения заметно выделяется в параллели своих сверстников. Активность, собранность, знание своего дела, достоинство, раскрепощенность, общительность, сплоченность, мастерство и качество выступлений во всех конкурсах и открытых мероприятиях, увлеченность театром свидетельствуют о росте самосознания моих воспитанников. Проявилась самостоятельность в организации репетиций, выездов в театры, на экскурсии, в подготовке классных часов, в написании сценариев и проведении праздников. В 9-ом классе успешно выступили на семинаре “Демократизация уклада жизни школы”, который проводился в лицее №2 г.Астрахани, и зарекомендовали себя свободомыслящими, талантливыми гражданами своей страны. Все 28 человек успешно сдали выпускные экзамены, многие поступили в гимназии и лицеи, остальные пришли в профильные 10-е классы родной школы. И сейчас, встречаясь с родителями своих выпускников, с учителями, которые после меня учили моих детей, слышу слова благодарности. Знаю, что мои “золотые монетки” также успешно учились и активно участвовали в жизни класса и школы, став старшеклассниками. А сейчас они уже стали студентами институтов и университетов и по-прежнему тепло вспоминают наши репетиции и спектакли, прогулки по городу и экскурсии, участие в конкурсах.
Говорить о работе с одаренными детьми сегодня очень важно, потому что основной информационный поток устремлен на освещение тем коррекционной педагогики, а вот о детях с особой одаренностью сказано не так уж много. Эта тема остается открытой, вероятно, потому, что не все могут смело заявить о себе, начать экспериментировать, предложить свои новации, несправедливо полагая, что одаренных детей не так уж много. Так давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых, на первый взгляд, незначительных! Как сказал в свое время К.Д.Ушинский, “если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях”.