"Телекоммуникационные проекты как средство формирования ключевых компетентностей младших школьников"

Разделы: Общепедагогические технологии


Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этим понятиям связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, в том числе в школьном, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

Сегодня российское образование стоит перед задачей, которую решают образовательные системы всех развитых стран, - задачей формирования ключевых компетентностей средствами образования.

По мнению А.В. Хуторского, компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Таким образом, под компетенцией понимается наперёд заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Но цель школы – формирование ключевых компетентностей.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Телекоммуникационный образовательный проект – совместная учебно-познавательная деятельность географически удаленных школьников, реализуемая на основе телекоммуникаций, имеющая общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, которые направлены на достижение совместного результата деятельности.

На протяжении двух лет мы с ребятами участвуем в таких проектах. Темы самые разные: “Морское кругосветное путешествие”, “Алгоритмы вокруг нас”, “Выходи играть во двор”, “Стань волшебником”, “В гостях у животных”, “Пушкиниана”, “Что за прелесть эти сказки”, “Страна Неугомония”, “Зелёные слёзы Земли” и др. Для мотивации учащихся стараюсь выбирать такие проекты, в которых заложены проблемы, вызывающие у школьников наибольший интеллектуальный интерес и эмоциональный отклик. А если решаемой задаче придается какой-то практический характер, (например, мы будем создадавать на компьютере пособия по предмету, или издавать книгу, то мотивация деятельности оказывается особенно сильной).

Так, были созданы презентации к урокам истории (Приложение 1), к урокам окружающего мира (Приложение 2), к урокам технологии (Приложение 3). А результатом проекта “Стань волшебником” (Приложение 4) девочками была создана осенняя коллекция костюмов “Ранняя осень”, “Дождливая осень”, “Поздняя осень”.

Реализация проекта заключается в постепенном решении всех составляющих его задач. Одни из них сопряжены с усвоением новых знаний, другие — с выработкой оперативных навыков использования изученного, для производства некоторого продукта, третьи — с эвристическим поиском заранее неизвестных решений и т.д.

Участвуя в проекте, ребенок, прежде всего, овладевает разными видами самостоятельной работы, так как учитель выступает теперь в роли организатора (координатора) проектной деятельности школьника, руководителя проекта, консультанта, и даже участника.

В таких проектах приобретаются навыки совместной творческой деятельности, проект выступает как пространство поиска и творчества, как среда, стимулирующая творческое развитие ребенка. Ребята не только реализовывают свои потенциальные возможности, привлекая для этой цели знания из разных областей (телекоммуникационные проекты всегда межпредметные), но стараются достичь практического результата, то есть стать более компетентными в тех или иных вопросах. Участие в проектах позволяет сформировать у школьников умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, что является необходимым условием успешной жизни в современном обществе.