Администрация МОУ СОШ ведет работу по обеспечению качества образования по нескольким направлениям:
Направление 1.Становление и развитие системы управления качеством образования
№ /п | Основные механизмы | Инструментарий управления | |||
2004 /05 уч. год | 2005 /06 уч. год | 2006 /07 уч. год | 2007 /08 уч. год | ||
1 | Организационное обеспечение | – Посещение семинара по качеству д.п.н
В.П. Панасюка – Продолжение введения нового БУП |
– Творческая группа по качеству | – Методические учебы, педсоветы по качеству | – Менеджер по качеству |
2 | Нормативное обеспечение | – Положение о творческой группе – положение « Структура элективного курса» . |
– Разработка и принятие положений о
смотре кабинетов, об участии МО в школьном
конкурсе Критерии оценки рабочих программ и элективных курсов. |
– Система приказов о создании программ
качества – Критерии районного конкурса МО» |
– Перераспределение функционала
администрации школы; – Программа развития ОУ на 2007 гг. – Критериально-показательные оценки учителя, ученика |
3 | Организационное обучение | – Продолжение обучения педагогов на метод. учебах «Структура элективных курсов» | – Обучение пед. коллектива через метод.
учебы педсоветы, курсы при ЧИПКРО – Курсы «Теория и практика управления КО» (Сарапулов В.А) – Введение 3-го часа двигательной активности |
– Продолжение обучения – Курсы «Программа развития» (Сарапулов В.А) |
– Продолжение всех обучения – Работа проблемных групп по качеству образования |
4 | Мотивационное обеспечение | – Конкурс МО, разработок урока,
внеклассных мероприятй, образовательных – Конкурс «Я приглашаю на урок» |
– Школьный конкурс МО – Районный конкурс МО – Материальное стимулирование победителей учителей, чьи учащиеся заняли призовые места в олимпиадах – Участие педагогов в конкурсе «Премия Президента РФ» |
– Конкурс «Педагог года» – Материальное стимулирование МО, которые заняли призовые места в районном конкурсе – Участие педагогов в конкурсе «Премия Президента РФ» |
– Конкурс «Образовательных инициатив» – Введение статуса инновационного ОУ – Защита программы развития ОУ |
5 | Инновационное обеспечение | – Организация работы с одаренными
детьми – Организация работы по здоровьесбержению участников ОП |
– Продолжение работы с одаренными
детьми – Продолжение работы по здоровьесбержению участников ОП |
– Создание НОУ – Программа «Организация работы с Одаренными детьми» |
Программа «здоровье» |
6 | Научно-методическое обеспечение | – Семинар по качеству д.п.н.В.П.Панасюка «Теоретико- методологические основы проектирования и управления системой качества» | – Семинар с участием д.п.н. В.П.Панасюка
«Управление качеством в сфере образования:
состояние, тенденции, проблемы, перспективы» – Проведение метод.учеб, оперативных планерок по прблеме здоровьясбережения |
– Районная научно-практическая
конференция по качеству образования (4
работы напечатаны в сборнике) – Сократовские чтения « Методика и технология» |
Научный руководитель «Предупреждение неуспеваемости» статья в «Вестник образования Читинской области» |
Направление 2. Освоение основных функций управления обеспечения качества образования
По классификации В.П. Панасюка систему функции управления КО можно представить следующим образом.
Функция выработки стратегии управления качеством (УК) | Функция реализации стратегии УК | Функция изучения состояния объекта УК и ситуации управления |
Функции управления качеством находятся в стадии разработки. Имеются некоторые положительные тенденции в системе функций УК.
Освоенные функции | Цели развития | Планируемая деятельность |
Календарное планирование | Формирование стратегических целей, | Квалиметрическое обеспечение, |
Кадровое обеспечение, | Долгосрочное прогнозирование | Моральное стимулирование, |
Формирование тактических целей | Материальное поощрение, | |
Оперативное планирование | Создание информационных систем. | Повышение результативности системы менеджмента качества и ее процессов |
Нормативно-правовое обеспечение, |
Направление 3. Совершенствование организационной структуры управления
Механизм управления ОУ меняет формы
взаимодействия отношения школы и всех
участников ОП. Структура этих отношений строится
таким образом:
На уровне ОУ– директор– заместители–
предметные МО.
На уровне ОУ– директор– Совет школы
На уровне учителя– заместители – предметные
МО– учителя.
На уровне ученика – учитель– классный
коллектив– ученик
На уровне родителя – родитель – классный
руководитель (социальный педагог) – ученик.
Принципы, на которых строится структура управления (Управляющих и управляемых):
- Комплексность;
- Целостность;
- Непрерывность;
- Эффективность;
- Интеграция.
Организационная структура в ОУ работает без сбоев:
- неплохие показатели в районных олимпиадах;
- поступление учащихся в ВУЗы;
- профессиональный рост педагогов;
- участие педагогов в районных, областных, российских конкурсах.
Направление 4. Нормативный аспект обеспечения качества образования
В школе сформирована нормативно – правовая база, регулирующая обеспечение качества образования.
- Конституция Р.Ф. от 12.12.1993 года
- Конвенции о правах ребенка от 15.09.1990 года
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29.12.2001 года № 1756–Р. Федерального Закона об образовании.
- Устав МОУ СОШ пгт. Атамановка, зарегистрированный в новой редакции от 09.02.2007г.
- Лицензия УО Муниципального образования «Читинский район» Читинской области. регистрационный номер 49.
- Свидетельство о государственной аккредитации АА 162988 от 30.03.2006 г. регистрационный номер 40.
- Учредительный договор.
- Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом средней образовательной школы.
- Правила внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ
- Заключения на право осуществления образовательной деятельности.
- Образовательная программа школы «Саморазвитие личности»
- Годовой план
- Учебный план
- Положение об аттестации педагогических кадров
- Положение о выставлении оценок «зачет», «не зачет» по физической культуре в 9,11-х классах
- Положение о рабочих программах по предметам
- Положение об элективных курсах
- Модель выпускника
Направление 5. Целевые и мотивационно-стимулирующие аспекты внутришкольной системы обеспечения качества образования
Цели достижения качества образования и результатов образовательного процесса зафиксированы в документах:
- Устав школы
- Программа развития
- годовой план
- Должностные обязанности заместителей директора
- Должностные обязанности руководителей МО, классных руководителей
- Образовательная программа школы «Саморазвитие личности»
- Модель ученика
- Модель учителя
- Критерии оценки деятельности школы
- Критерии оценки деятельности учителя
- Критерии оценки деятельности ученика
При разработке документов педагогический коллектив и администрация школы основывается на принципах:
- Целостности
- Комплексности
- Открытости
Кредо педагогического коллектива и администрации школы является «можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий». Наша школа– это живая школа, стремящаяся преодолеть барьер между академическими знаниями и применением этих знаний на практике. Жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы в единое образовательное пространство. Во главу угла школа ставит физическое, нравственное и психическое здоровье участников образовательного процесса, стараясь организовать процесс таким образом, чтобы снизить перегрузки и неврозы участников ОП с этой целью мы
- используем вариативные образовательные программы и учебники;
- осваиваем современные образовательные технологии;
- выстраиваем систему внеурочной работы по предметам.
Организация ОП таким образом позволяет ученикам: «…решить многие проблемы образования (нравственное воспитание, учение без принуждения, самоопределения личности и т.д.)» – А. А. Ухтомский.
Педагогам:
Повысить профессиональное развитие без перегрузки», профессионального сгорания», различных «кризисов».
Администрации:
Своевременно разрабатывать и принимать рациональные и качественные управленческие решения.
Организация учебного процесса строится на следующих принципах:
- изучение уровня развития ребенка;
- соответствующее планирование учебной нагрузки, выбор программы;
- проверка уровня усвоения знаний, корректировка программ, рефлексия;
- формирование мотивации к обучению.
Направление 5. Критериально-показательный аспект обеспечения качества образования
Одна из основных задач, стоящих перед школьной администрацией, – это оптимизация управления: обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса Оценка качества осуществлялась и осуществляется по традиционным критериям.
- Качество и обученность ученика
- Качество и обученность класса
- Качество и обученность параллели
- Качество и обученность с 5–9, 10–11 классы
- Качество и обученность ОУ в целом
- Результаты экзаменов в традиционной форме, в форме ЕГЭ
- Результаты контрольных работ (входные, итоговые, административные и т.д.)
- Результаты олимпиад, Конкурсов «Золотое руно», «Медвежонок», «Кенгуренок»,
- Участие педагогов в конкурсах разного уровня
С 2002–03 учебного года ведется отслеживание
сформированности учебных навыков и развития
учащихся
Диагностика «Сформированность ОУУН» (в начале и
в конце года)
Анкета «Наблюдение за развитием ребенка»
С 2007–08 года для оценки эффективности работы ОУ
предлагается системный мониторинг, в котором все
используемые методики и процедуры дополняют
друг друга и создают целостную картину
управления качеством образования.
Педагогический мониторинг в решении этой задачи
играет существенную роль.
Цели педагогического мониторинга:
- отслеживание качества и уровня предоставляемых школой образовательных услуг;
- определение технологий эффективности управления качеством образования.
Направление 6. Формирование системы информационного обеспечения качества образования
Школа имеет E-mail, телефоны, 3 принтера,
кинокамера, фотоаппарат.
Учителя и ученики имеют доступ ко всей
необходимой информации, которая хранится в
библиотеке, в учебных кабинетах, у директора,
заместителей, в кабинете информатики. Вся
информация структурирована:
- Методическая литература
- Учебная литература
- Электронные носители информации
В кабинете завуча имеется номенклатура дел:
- Информация по педагогическим кадрам
- Информация об учащихся
- План работы ОУ на год
- Протоколы заседаний МС, совещаний при заме
- Проверка документаций
Комплексные целевые программы («Работа с
неуспевающими», «Работа с одаренными»,
«Преемственность начальной и основной школы»,
«Здоровье»).
Информация достоверна и доступна для
пользования.
Кроме того, доступность и открытость ситуации в школе обеспечивается через:
- ежегодный аналитический отчет;
- подведение итогов по четвертям, полугодиям;
- анкетирование:
- газетные публикации
- школьный информационный вестник
- через школьный сайт.
В школе имеется банк данных по результатам ОП,
по результатам ЕГЭ, и результатам экзаменов в
традиционной форме,
по результатам олимпиад, конкурсов,
соревнований.
Методы сбора информации
- Самообследование
- Анкетирование
- Беседы
- Наблюдение
- Педагогический мониторинг, который проводится по направлениям:
- Соответствие знаний учащихся государственному стандарту
- Качество образования
- Личные достижения учащихся
- Удовлетворенность заказчиков
- Достижения педагогов.
Используются различные носители информации:
бумажные, электронные, магнитные, видео, аудио.
Администрация школы посещает семинары,
конференции, приобретают литературу по качеству
образования. Все это изучается, прорабатывается
и доводится до сведения педагогического
коллектива через методические учебы, педсоветы.
Обследование проводится один раз в год. Отвечают
за сбор информации заместители директора.
Изучение потребностей, запросы учащихся и их
родителей проводится в течение года
заместителем директора по НМР и учителями
технологии. Собранная информация тщательно
анализируется и доводится до сведения родителей,
учащихся и педагогического коллектива. Исходя из
возможностей школы и интересов учащихся,
создаются профильные классы.
Основными потребителями выпускников школы
являются ВУЗы (ЧитГУ, ЗабГППУ, ЗабИЖТ, ЧГМА.
ЧитБУЭиП), ССУЗы (ЧТОТиБ, железнодорожный
техникум, лесотехнический колледж,
экономический, медицинский колледжи),
ГПТУ(железнодорожный №1,лицей №2,училище №6,35).
Выпускники школы поступают на работу на местные
предприятия ( БТРЗ 103, ТЦР, МП « Атамановское»,
ИДН– дом– интернат).
Компьютерный колледж работает на базе нашей
школы, на договорной основе с родителями.
ОУ поддерживает связи со своими выпускниками.
Создан сайт «Выпускники Атамановской школы»
Литература:
1. В.П.Панасюк «Качество образования как
ведущий приоритет развития образования и
педагогическая проблема. Основные тенденции,
опыт, проблемы и достижения в области
обеспечения качества образования в ОУ и регионах
России» – СПб – Чита, 2004, с.5.
2. Г.Селевко. А.Ухтомский
«Самосовершенствование личности».
3. П.И. Третьяков «Школа: управление по
результатам». г. Москва, 2001.
4. В.А.Сарапулов «Теория и практика
управления качеством образования» – г.Чита, 2005.
5. Завуч. Управление современной школой. – №1, 2007,
с.62.