Роль руководства в организации работы по обеспечиванию качества подготовки выпускников

Разделы: Администрирование школы


Администрация МОУ СОШ ведет работу по обеспечению качества образования по нескольким направлениям:

Направление 1.Становление и развитие системы управления качеством образования

№ /п Основные механизмы Инструментарий управления
2004 /05 уч. год 2005 /06 уч. год 2006 /07 уч. год 2007 /08 уч. год
1 Организационное обеспечение – Посещение семинара по качеству д.п.н В.П. Панасюка
– Продолжение введения нового БУП
– Творческая группа по качеству – Методические учебы, педсоветы по качеству – Менеджер по качеству
2 Нормативное обеспечение – Положение о творческой группе
– положение « Структура элективного курса» .
– Разработка и принятие положений о смотре кабинетов, об участии МО в школьном конкурсе
Критерии оценки рабочих программ и элективных курсов.
– Система приказов о создании программ качества
– Критерии районного конкурса МО»
– Перераспределение функционала администрации школы;
– Программа развития ОУ на 2007 гг.
– Критериально-показательные оценки учителя, ученика
3  Организационное  обучение – Продолжение обучения педагогов на метод. учебах «Структура элективных курсов» – Обучение пед. коллектива через метод. учебы педсоветы, курсы при ЧИПКРО
– Курсы «Теория и практика управления КО» (Сарапулов В.А)
– Введение 3-го часа двигательной активности
– Продолжение обучения
– Курсы «Программа развития» (Сарапулов В.А)
– Продолжение всех обучения
– Работа проблемных групп по качеству образования
4 Мотивационное обеспечение – Конкурс МО, разработок урока, внеклассных мероприятй, образовательных
– Конкурс «Я приглашаю на урок»
– Школьный конкурс МО
– Районный конкурс МО
– Материальное стимулирование победителей учителей, чьи учащиеся заняли призовые места в олимпиадах
 – Участие педагогов в конкурсе «Премия Президента РФ»
– Конкурс «Педагог года»
– Материальное стимулирование МО, которые заняли призовые места в районном конкурсе
– Участие педагогов в конкурсе «Премия Президента РФ»
– Конкурс «Образовательных инициатив»
– Введение статуса инновационного ОУ
– Защита программы развития  ОУ
5 Инновационное обеспечение – Организация работы с  одаренными детьми
– Организация работы
по здоровьесбержению участников ОП
– Продолжение работы с  одаренными детьми
– Продолжение работы по здоровьесбержению участников ОП
– Создание НОУ
– Программа «Организация работы с Одаренными детьми»
Программа «здоровье»
6 Научно-мето­диче­ское обес­печение – Семинар по каче­ству д.п.н.В.П.Панасюка «Теоретико- методологические основы проектирования и управления системой качества» – Семинар с участием д.п.н. В.П.Панасюка «Управление качеством в сфере образования: состояние, тенденции, проблемы, перспективы»
– Проведение метод.учеб, оперативных планерок по прблеме здоровьясбережения
– Районная научно-практическая конференция по качеству образования  (4  работы напечатаны в сборнике)
– Сократовские чтения « Методика и технология»
Научный руководитель

«Предупреждение неуспеваемости» статья в «Вестник образования Читинской области»

Направление 2. Освоение основных функций управления обеспечения качества образования

По классификации В.П. Панасюка систему функции управления КО можно представить следующим образом.

Функция выработки стратегии управления качеством (УК) Функция реализации стратегии УК Функция изучения состояния объекта УК и ситуации управления

Функции управления качеством находятся в стадии разработки. Имеются некоторые положительные тенденции в системе функций УК.

Освоенные функции Цели развития Планируемая деятельность
Календарное планирование Формирование стратегических целей, Квалиметрическое обеспечение,
Кадровое обеспечение, Долгосрочное прогнозирование Моральное стимулирование,
Формирование тактических целей   Материальное поощрение,
Оперативное планирование Создание информационных систем. Повышение результативности системы менеджмента качества и ее процессов
    Нормативно-правовое обеспечение,

Направление 3. Совершенствование организационной структуры управления

Механизм управления ОУ меняет формы взаимодействия отношения школы и всех участников ОП. Структура этих отношений строится таким образом:
На уровне ОУ– директор– заместители– предметные МО.
На уровне ОУ– директор– Совет школы
На уровне учителя– заместители – предметные МО– учителя.
На уровне ученика – учитель– классный коллектив– ученик
На уровне родителя – родитель – классный руководитель (социальный педагог) – ученик.

 Принципы, на которых строится структура управления (Управляющих и управляемых):

  • Комплексность;
  • Целостность;
  • Непрерывность;
  • Эффективность;
  • Интеграция.

Организационная структура в ОУ работает без сбоев:

  • неплохие показатели в районных олимпиадах;
  • поступление учащихся в ВУЗы;
  • профессиональный рост педагогов;
  • участие педагогов в районных, областных, российских конкурсах.

Направление 4. Нормативный аспект обеспечения качества образования

В школе сформирована нормативно – правовая база, регулирующая обеспечение качества образования.

  • Конституция Р.Ф. от 12.12.1993 года
  • Конвенции о правах ребенка от 15.09.1990 года
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29.12.2001 года № 1756–Р. Федерального Закона об образовании.
  • Устав МОУ СОШ пгт. Атамановка, зарегистрированный в новой редакции  от 09.02.2007г.
  • Лицензия УО Муниципального образования «Читинский район» Читинской области. регистрационный номер 49.
  • Свидетельство о государственной аккредитации АА 162988 от 30.03.2006 г. регистрационный номер 40.
  • Учредительный договор.
  • Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом средней образовательной школы.
  • Правила внутреннего трудового распорядка МОУ СОШ
  • Заключения на право осуществления образовательной деятельности.
  • Образовательная программа школы «Саморазвитие личности»
  • Годовой план
  • Учебный план
  • Положение об аттестации педагогических кадров
  • Положение о выставлении оценок «зачет», «не зачет» по физической культуре в 9,11-х классах
  • Положение о рабочих программах по предметам
  • Положение об элективных курсах
  • Модель выпускника

Направление 5.  Целевые и мотивационно-стимулирующие аспекты внутришкольной системы обеспечения качества образования

Цели достижения качества образования и результатов образовательного процесса зафиксированы в документах:

  • Устав школы
  • Программа развития
  • годовой план
  • Должностные обязанности заместителей директора
  • Должностные обязанности руководителей МО, классных руководителей
  • Образовательная программа школы «Саморазвитие личности»
  • Модель ученика
  • Модель учителя
  • Критерии оценки деятельности школы
  • Критерии оценки деятельности учителя
  • Критерии оценки деятельности ученика

При разработке документов педагогический коллектив и администрация школы основывается на принципах:

  • Целостности
  • Комплексности
  • Открытости

 Кредо педагогического коллектива и администрации школы является «можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и склонностей, индивидуальных различий». Наша школа– это живая школа, стремящаяся преодолеть барьер между академическими знаниями и применением этих знаний на практике. Жизнь не стоит на месте и вносит свои коррективы в единое образовательное пространство. Во главу угла школа ставит физическое, нравственное и психическое здоровье участников образовательного процесса, стараясь организовать процесс таким образом, чтобы снизить перегрузки и неврозы участников ОП с этой целью мы

  • используем вариативные образовательные программы и учебники;
  • осваиваем современные образовательные технологии;
  • выстраиваем систему внеурочной работы по предметам.

Организация ОП таким образом позволяет ученикам: «…решить многие проблемы образования (нравственное воспитание, учение без принуждения, самоопределения личности и т.д.)» – А. А. Ухтомский.

Педагогам:

Повысить профессиональное развитие без перегрузки», профессионального сгорания», различных «кризисов».

Администрации:

Своевременно разрабатывать и принимать рациональные и качественные управленческие решения.

Организация учебного процесса строится на следующих принципах:

  • изучение уровня развития ребенка;
  • соответствующее планирование учебной нагрузки, выбор программы;
  • проверка уровня усвоения знаний, корректировка программ, рефлексия;
  • формирование мотивации к обучению.

 Направление 5. Критериально-показательный аспект обеспечения качества образования

Одна из основных задач, стоящих перед школьной администрацией, – это оптимизация управления: обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получить высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников образовательного процесса Оценка качества  осуществлялась и осуществляется по традиционным критериям.

  • Качество и обученность ученика
  • Качество и обученность класса
  • Качество и обученность параллели
  • Качество и обученность с 5–9, 10–11 классы
  • Качество и обученность ОУ в целом
  • Результаты экзаменов в традиционной форме, в форме ЕГЭ
  • Результаты контрольных работ (входные, итоговые, административные и т.д.)
  • Результаты олимпиад, Конкурсов «Золотое руно», «Медвежонок», «Кенгуренок»,
  • Участие педагогов в конкурсах разного уровня

С 2002–03 учебного года ведется отслеживание сформированности учебных навыков  и развития учащихся
Диагностика «Сформированность ОУУН» (в начале и в конце года)
Анкета «Наблюдение за развитием ребенка»
С 2007–08 года для оценки эффективности работы ОУ предлагается системный мониторинг, в котором все используемые методики и процедуры дополняют друг друга и создают целостную картину управления качеством образования.
Педагогический мониторинг в решении этой задачи играет существенную роль.

Цели педагогического мониторинга:

  • отслеживание качества и уровня предоставляемых школой образовательных услуг;
  • определение технологий эффективности управления качеством образования.

Направление 6. Формирование системы информационного обеспечения качества образования

Школа имеет E-mail, телефоны, 3 принтера, кинокамера, фотоаппарат.
Учителя и ученики имеют доступ ко всей необходимой информации, которая хранится в библиотеке, в учебных кабинетах, у директора, заместителей, в кабинете информатики. Вся информация структурирована:

  • Методическая литература
  • Учебная литература
  • Электронные носители информации

В кабинете завуча имеется номенклатура дел:

  • Информация по педагогическим кадрам
  • Информация об учащихся
  • План работы ОУ на год
  • Протоколы заседаний МС, совещаний при заме
  • Проверка документаций

Комплексные целевые программы («Работа с неуспевающими», «Работа с одаренными», «Преемственность начальной и основной школы», «Здоровье»).
Информация достоверна и доступна для пользования.

 Кроме того, доступность и открытость ситуации в школе обеспечивается через:

  • ежегодный аналитический отчет;
  • подведение итогов по четвертям, полугодиям;
  • анкетирование:
  • газетные публикации
  • школьный информационный вестник
  • через школьный сайт.

В школе имеется банк данных по результатам ОП, по результатам ЕГЭ, и результатам экзаменов в традиционной форме,
по результатам олимпиад, конкурсов, соревнований.

Методы сбора информации

  • Самообследование
  • Анкетирование
  • Беседы
  • Наблюдение
  • Педагогический мониторинг, который проводится по направлениям:
  • Соответствие знаний учащихся государственному стандарту
  • Качество образования
  • Личные достижения учащихся
  • Удовлетворенность заказчиков
  • Достижения педагогов.

Используются различные носители информации: бумажные, электронные, магнитные, видео, аудио.
Администрация школы посещает семинары, конференции, приобретают литературу по качеству образования. Все это изучается, прорабатывается и доводится до сведения педагогического коллектива через методические учебы, педсоветы.
Обследование проводится один раз в год. Отвечают за сбор информации заместители директора.
Изучение потребностей, запросы учащихся и их родителей проводится в течение года заместителем директора по НМР и учителями технологии. Собранная информация тщательно анализируется и доводится до сведения родителей, учащихся и педагогического коллектива. Исходя из возможностей школы и интересов учащихся, создаются профильные классы.
Основными потребителями выпускников школы являются ВУЗы (ЧитГУ, ЗабГППУ, ЗабИЖТ, ЧГМА. ЧитБУЭиП), ССУЗы (ЧТОТиБ, железнодорожный техникум, лесотехнический колледж, экономический, медицинский  колледжи), ГПТУ(железнодорожный №1,лицей №2,училище №6,35).
Выпускники школы поступают на работу на местные предприятия ( БТРЗ 103, ТЦР, МП « Атамановское», ИДН– дом– интернат).
Компьютерный колледж работает на базе нашей школы, на договорной основе с родителями.
ОУ поддерживает связи со своими выпускниками. Создан сайт «Выпускники Атамановской школы»

Литература:

1. В.П.Панасюк «Качество образования как ведущий приоритет развития образования и педагогическая проблема. Основные тенденции, опыт, проблемы и достижения в области обеспечения качества образования в ОУ и регионах России» – СПб – Чита, 2004, с.5.
2.  Г.Селевко. А.Ухтомский «Самосовершенствование личности».
3. П.И. Третьяков «Школа: управление по результатам». г. Москва, 2001.
4. В.А.Сарапулов «Теория и практика управления качеством образования» – г.Чита, 2005.
5. Завуч. Управление современной школой. – №1, 2007, с.62.