Обобщающий урок в 5-м класс по темам "Прямая, отрезок, луч, ломаная", "Длина отрезка", "Координатный луч"

Разделы: Математика


Форма: Путешествие в Тридевятое царство.

Цель:

  • обобщить и повторить знания и умения учащихся по темам “Координатный луч”, “Прямая, отрезок, луч, ломаная”, “Длина отрезка”, “Решение задач на движение”;
  • формировать навыки самооценки.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • колонки,
  • фрагмент мультфильма “Вовочка в Тридевятом царстве”,
  • карточки с заданиями,
  • бланки для оценок.

Методические рекомендации: на уроке используется презентация (Приложение №1), каждое задание выходит на слайде и на карточке (Приложение №2) есть у каждого учащегося на парте (для того, чтобы не возникло путаницы - цвет слайда и цвет карточки совпадают). Также у каждого учащегося есть бланк для оценок (Приложение №3) по каждому заданию. Оценки выставляются самими учащимися (чтобы помочь в этом учитель может проговорить критерии). В конце урока каждым учащимся находится сумма всех оценок, полученных за урок по решенным заданиям. Учитель заносит эти числа в заранее подготовленную электронную таблицу (Приложение №4), в которой появляются оценки за урок для каждого учащегося. Если оценка ниже тройки, то в ячейке электронной таблицы появляется запись “Нужны дополнительные занятия”.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня нам с вами предстоит повторить несколько тем. Для того чтобы урок был интереснее, я предлагаю совершить путешествие в Тридевятое царство (Слайд №1), но не одним, а с известным героем мультфильма Вовочкой.

(эпизод, в котором Вовочка бежит перелистывая страницы и попадает в сказку “Золотая рыбка”, идет к морю и зовет рыбку. Эпизод заканчивается словами рыбки: “А ты сплел невод, трижды закинул его в море, а ты меня поймал?...”)

Учитель: ребята, поможем Вовочке поймать золотую рыбку. Работа тяжелая, надо подкрепиться. (Слайд №2)

Задание: чтобы съесть фрукт надо назвать его координату.

(учащиеся называют координаты, и они по щелчку появляются на слайде для проверки)

Учитель: Так как мы путешествуем на уроке математике, то и море у нас не простое, а математическое.

Итак, чтобы поймать рыбку надо сплести невод. Я предлагаю использовать для этого отрезок, прямую, луч и ломаную. (Слайд №3 и карточки синего цвета).

Задание:

1. Сделать рисунок по описанию: прямая а пересекается с отрезком MN в точке К, но не пересекается с лучом АВ.

2. Дана самопересекающаяся ломаная ABCDE, в которой дана длина звена АВ = 3 см, а длина звена ВС на 5 см больше длины звена АВ. Также известно, что длина CD в 2 раза меньше длины звена ВС, а DE в 3 раза длиннее АВ. Найдите длину ломаной и постройте ее.

(двое учащихся работают у доски для проверки. После выполнения задания, его поверки и обсуждения выставляются оценки в бланк)

Учитель: первый раз закинули невод - поймали задачи на нахождение длины отрезка.

(Слайд №4, карточки розового цвета)

Всего 5 заданий, учащиеся решают самостоятельно. После отведенного времени на слайде по щелчку появляются правильные решения. Учащимся дается время проверить задания, найти ошибки, если они есть, и задать вопросы учителю, если не поняли в чем их ошибка. После такого разбора учащиеся выставляют оценки в бланках.

Физкультминутка “Пряма, отрезок, луч”

Учитель: второй раз закинули невод - поймали две задачи (одну решим в классе, другую – дома).

(Слайд №5, карточки желтого цвета)

Задача №1.

Двигаясь по течению реки, расстояние в 48 км теплоход проходит за 3 часа, а плот – за 24 часа. Какова скорость теплохода при движении по озеру?

Задача №2.

Скорость катера 30 км/ч, а скорость течения – 2 км/ч, Какое расстояние пройдет катер за 3 часа против течения?

(дается время для обдумывания задачи и составления краткой записи; на доске под диктовку учащихся пишет учитель)

 

S

V

t

Теплоход по течению 48 км 1) 48 : 3 = 16 (км/ч) – скорость по течению 3 ч
Плот по течению 48 км 2) 48 : 24 = 2 (км/ч) – скорость течения реки. 24 ч

Vтепл. собств. = ?

Vтепл. собств = 16 – 2 = 14 (км/ч)

(после разбора и решения задачи учащиеся выставляют оценки в бланк)

Учитель: третий раз закинули невод - поймали золотую рыбку (Слайд №6)

Учитель читает вслух слова со слайда: “Ребята, я вижу, что вам не нужна никакая “золотая рыбка”. Вы все умеете и знаете сами. Всегда надейтесь только на себя и свои знания и у вас все получится!”

А как же дела у Вовочки? (эпизод начинается с того момента, когда Вовочка сам делает корыто и приходит с ним к старухе и до конца).

Учитель: вот видите, ребята, Вовочка тоже понял, что лучше всегда все делать самому и не надеяться на чудо.

Итак, ребята, какие темы мы сегодня повторили?

Учащиеся:

  • Координатный луч
  • Прямая, отрезок, луч, ломанная
  • Длина отрезка
  • Решение задач на движение

Дальше учащиеся находят сумму всех оценок, полученных за урок. Учитель заносит их в электронную таблицу (Приложение №4), где в ячейках появляются оценки за урок для каждого учащегося. Их можно выставить в дневники и в журнал.

Спасибо всем, урок окончен!